1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №229 (1574) за 10.10.2003

"НОЕВ КОВЧЕГ" ПОСТРОИЛ ЧЕХ, А КИЕВЛЯНИН МЕЧТАЕТ ОБ "АВРОРЕ"

Если судьба сведет вас с судомоделистом, знайте: перед вами -- мастер с "золотыми руками", романтик и спортсмен, у которого в ящиках пылятся "сноп" медалей и кипа дипломов. Вместо того чтобы кичиться наградами мирового уровня, он покажет копии нескольких кораблей (большинство -- на выставках и в коллекциях), расскажет много интересных историй, приключившихся на соревнованиях. И подчеркнет: "Прежде чем делать копию судна, нужно в него влюбиться, иначе ничего не получится".

НАЧИНАЛ С БУМАЖНЫХ КОРАБЛИКОВ

Так считает киевский судомоделист почти с полувековым стажем Юрий Сокол, с которым общаюсь в клубе "Флагман" на Нивках -- гараже со станками и копиями кораблей. Сюда приходят на консультации энтузиасты со всего Киева. Помещение -- не просторное, но несколько лет назад и этого не было -- приходилось работать дома. К примеру, Юрий Геннадьевич мастерил на кухне.

Снимаем прозрачный колпак с радиоуправляемой модели "Вячеслава Фролова", сделанной Соколом почти двадцать лет назад. На красавце из пластика, оргстекла и металла -- действующее бортовое устройство, локаторы, шлюпки.

-- "Вячеслав Фролов" -- научно-исследовательское поисковое судно, разработанное в ЦКБ "Ленинская кузница", -- поясняет автор. -- По его проекту на Дальнем Востоке построено много судов. Модель длиною 1,12 метра выполнена в "пятидесятом" масштабе (т.е. 1:50. -- Авт.).

Увлечение уроженца Хабаровска Сокола судомоделизмом началось в пятилетнем возрасте с бумажных корабликов. Серьезно начал заниматься делом почти 50 лет назад, а спортивным моделированием -- с 1969 года. Юрий Геннадьевич работал в ЦКБ "Ленкузница" макетчиком -- делал модели среднетоннажных рыболовецких траулеров. На министерских чиновников подобные "игрушки" производили большее впечатление, чем чертежи. А еще Сокол -- многократный чемпион СССР, призер мировых и европейских соревнований, выступает в ассоциациях радиоуправляемых копий и стендовых моделей. Несмотря на свои 64 года и инвалидность (полтора десятка лет назад потерял ногу), спортсмен полон творческих планов.

-- Испытываю суда в Русановском канале -- живу рядом, -- рассказывает он. -- Народ собирается, обсуждает, дает советы... Сколько сделал моделей? Не считал, но десятка три будет. Много раздарил. А копия научно-исследовательского поискового судна "Рифт" находится в мемориальном кабинете полярника Папанина в московском Институте океанологии.

КРАСИВО! ДА ДОХОДОВ НИКАКИХ

На международные чемпионаты моделисты ездят за свой счет, поскольку государством технические виды спорта не финансируются. Спонсоров нет -- зрелище хотя и захватывающее, да выгоды от него никакой. Впрочем, нехватка денег не мешает нашим спортсменам достойно выступать на соревнованиях.

-- В этом году на чемпионате Европы в Гданьске наша сборная завоевала 20 медалей, выставив 21 модель, -- подключается к разговору Сергей Демиденко, вице-президент Федерации судомоделизма и судомодельного спорта Украины. -- У нас -- второй рейтинг после хозяев: поляки выиграли 42 медали. Юра (Сокол. -- Авт.) завоевал "серебро" и "бронзу" за модели английских субмарин.

-- Меня заинтересовала история английских подводных лодок времен Второй мировой войны, -- поясняет призер. -- На теперешние и смотреть нечего -- веретено да рубка. Копии подлодок "Олимпус" и "Аск" -- не ходовые -- сейчас находятся в одесской маринистской галерее, потому покажу лишь фотографии.

Непосвященным непросто разобраться в классификации моделей, подразделяющихся на категории, группы и классы (обозначения пишутся по-латински). Условно их можно обозначить двумя большими группами: модели-копии и скоростные модели. Обязательное требование -- судно должно быть копией существовавшего или существующего корабля.

Справка "Сегодня" Судомодельный спорт -- вид технической деятельности, включающий постройку копий кораблей и участие в соревнованиях.

Модели есть с электромоторами и двигателями внутреннего сгорания. Радиоуправляемыми делают яхты, парусники, военные и гражданские корабли. Скажем, в гонке на максимальное количество кругов принимают участие до 8 моделей, которые носятся со скоростью 40 км/ч. Некоторые классы выжимают и 100 км/ч.

СПАСАТЕЛЬ ПОШЕЛ КО ДНУ

Соревнования проводятся на открытых водоемах. Модели проходят по замысловатому маршруту, сквозь несколько ворот, и возвращаются в док, не касаясь его стенок. К слову, док шире судна всего на 200 мм. Остановив корабль, спортсмен поднимает руку.

-- Наш спорт хорош тем, что им можно заниматься с 5 лет до глубокой старости, пока руки не дрожат, -- утверждает Демиденко. -- Самой младшей участницей чемпионата мира была 7-летняя девочка из Чехии. А самый старый спортсмен -- 76-летний немец, не расстающийся со значком мастера спорта... СССР. Он родился в Калининграде, но уехал в Германию. Не имеют значения ни профессия -- среди судомоделистов есть даже профессора, ни пол -- женщины выступают в одной группе с мужчинами. Кстати, слабый пол, как и дети, во время гонок спокойнее представителей сильной половины человечества.

Вообще же спортсмены на соревнованиях ведут себя бурно. За несколько минут сбрасывают по 2--3 кг веса. Разве может не обливаться кровью сердце, если тонет или разбивается модель, в которую вложены годы труда? Когда судно пожилого спортсмена из Ташкента накрыл боковой ветер, на позеленевшего от горя беднягу жалко было смотреть. На чемпионате мира ко дну пошли три модели. А в 2001 году на украинских соревнованиях судно по программе выходило на помощь терпящему бедствие военному кораблю. Спасатель слишком глубоко выпустил буксирный конец, зацепился растяжкой за буй, на полном ходу подскочил вверх и ушел кормой на глубину 7 м. Спортсмен чуть не бросился следом. Однако потерпевшим запрещается доставать модели -- для этого есть специальная команда водолазов. Искали горе-спасателя часа четыре. Судно высушили и выставили в следующих номинациях.

Однажды модель спортсмена из Николаева, превысив скорость, утонула. Водолазы долго тралили святошинское озеро, но так ее и не нашли. В этом году там же радиоуправляемая модель протаранила дюралевую лодку -- сквозная дырка диаметром 15--20 см. А "виновница" отделалась небольшой трещиной. Но это мелочи. Бог миловал Украину от смертельных случаев, в отличие от Словении и России. Несмотря на запреты, отдыхающие, приняв на грудь, заплывают в опасную зону.

-- Когда проводим чемпионат Украины в Святошино, просим райадминистрацию выделить наряд милиции, -- рассказывает Демиденко. -- Ведь спортсмен на дистанции 100 на 50 метров ничего и никого не видит, кроме своей модели.

ГРУБИЯНОВ ВЫБРАСЫВАЮТ НА БЕРЕГ

На каждый корабль ставится два счетчика, контролирующих прохождение дистанции. Информация предоставляется старшему судье. На серьезных соревнованиях круги отслеживает компьютер, а судейская бригада смотрит только за соблюдением правил.

Недисциплинированных спортсменов судьи наказывают, как в футболе, желтой и красной карточками. Перекрыл путь чужой модели, подставил борт, наехал на лодку обеспечения -- основные нарушения, за которые предупреждают и дисквалифицируют. Хамство наказывается и соперниками. На чемпионате мира во Франции наш гонщик малость нагрубил, за что его модель тайванский и китайский спортсмены взяли в "тиски" и выбросили на берег. Сделали это из солидарности, но без нарушения правил. Кстати, при исправности модели, соревнования можно продолжать. Во время гонок разрешено останавливаться для дозаправки и регулировки -- на старте, кроме пилота, находится механик.

Борются с нарушениями дисциплины и партнеры по сборной. Было время, когда наши спортсмены позволяли себе "поддать" перед соревнованиями, хотя нужен глаз-алмаз, а руки должны слушаться спортсмена. Недавно Международная федерация подняла вопрос о допинговом контроле.

ПЕТР I НАСЛАЖДАЛСЯ "МОРСКИМИ БОЯМИ"... В ПРУДУ

Радиоуправляемые суда участвуют не только в гонках и стендовых выставках, но и в представлениях. В 1977 году в Киеве, на нивкинских озерах, проходил чемпионат Европы по классу моторных и управляемых моделей. Итальянцы разыграли сценарий блокады и нападения на порт. Стреляли холостыми залпами пушки, тонули корабли, летали радиоуправляемые самолеты. Сражение окутывал разноцветный дым. Народ визжал от восторга. Зарубежные спортсмены до сих пор с теплом вспоминают это действо.

Недавно чешский судомоделист поразил коллег и зрителей сюжетом из Библии. Правда, поначалу стоял вопрос -- включать ли вообще в программу его корабль. "Ноев ковчег" -- судно мифическое, а по правилам, нужна всего лишь копия, а не фантазия.

Представление на воде сопровождалось музыкой. В начале "потопа" пошел ливень. Главный судья отметил: "Наверное, Господь вмешался и помогает выступающему". Сверкали молнии и раздавались перекаты грома, поднимающаяся вода затопила площадку на озере. В ковчег заходили фигурки радиоуправляемых зверей и семейства Ноя. После "скитаний" из судна вылетали голуби. Один упал в воду, второй возвратился с оливковой ветвью в клюве.

Справка "Сегодня" "Морские бои" моделей судов устраивали и 300 лет назад. В Москве, на специально вырытом пруду, Лефорт организовал для Петра I потешные морские "сражения" копий парусников. Летом 1940 года состоялось первое Всесоюзное соревнование морских моделистов, второму -- помешала война. В 1963 году судомодельный спорт включили в Единую спортивную классификацию. Через три года советская Федерация вступила в Международную федерацию NAVIGA, штаб-квартира которой находится в Вене.

Среди радиоуправляемых есть и паровые модели. Полчаса дается на запуск котла и прогрев механизмов. Часовая гонка винтовых и колесных паровиков по сложной дистанции -- захватывающее зрелище.

СУДА ИЗ КОФЕЙНЫХ БАНОК И ЦЕРКОВНЫХ ОГРАД

Чтобы заняться судомоделизмом, для начала нужно долларов пятьдесят. Покупаешь комплексный набор для новичка, доделываешь его и начиняешь аппаратурой. Хорошая стоит около $200. Для более сложных классов с компьютерным сопровождением -- свыше $1000. Но настоящие судомоделисты сами мастерят корпуса и двигатели. Тут важна смекалка. Мальчик с "Флагмана", например, сделал корпус судна из кофейных банок. А многократный чемпион мира из Измаила отпилил кусок церковной ограды -- качественный чугун пошел на поршень для двигателя.

-- Используем все, что попадается под руку -- стеклоткань, пенопласт, фанеру, оргстекло, латунь, сталь, проволоку, специальные нитки, свинец, -- перечисляет Сокол. -- Приступая к работе, думаешь, из чего будет модель, и где взять материалы.

Судомоделист -- это столяр, слесарь, фрезеровщик, токарь, сварщик, литейщик, резчик и химик в одном лице. Обычные инструменты для работы не всегда подходят, потому профессионалы их переделывают. Но классным мастером быть мало -- необходимо запастись адским терпением, когда берешься за копию почившего в бозе судна. На поиски музейных и архивных материалов уходят годы. По иронии судьбы, копии моделей часто повторяют судьбы подлинников -- тонут и разбиваются.

Рассматриваю стендовую модель броненосца береговой обороны "Ушаков" (1897), полностью сделанную из картона и бумаги сотрудником университета им. Шевченко. Пустотелый корпус (масштаб -- 1:200) -- без стыков и шпаклевки. Работа выиграла "золото" на чемпионате Европы. Судьи сначала не поверили, что судно -- бумажное, думали, пластик. Еще одна "диковинка" -- корабль, собранный в полуторалитровой бутылке. Это -- "серебро" европейского первенства.

-- У меня в работе -- две модели, но не буду их загодя показывать, -- говорит на прощание Юрий Сокол. -- Хочу также сделать копию "Авроры". Главное, чтобы здоровья хватило.