1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (1552) за 15.09.2003

ВЫШЛИ ДЕТИ ИЗ ТЮРЬМЫ

У каждого, кто заканчивает срок пребывания в местах лишения свободы, много трудно разрешимых проблем. Не в состоянии справиться с ними, многие молодые люди снова оказываются за решеткой. Кто может помочь им "вырулить" на правильный путь? Об этом наша беседа с начальником отдела реализации социальных программ Государственного центра социальных служб для молодежи Ириной Дубининой.

-- С 2000 года между Украинским государственным центром социальных служб для молодежи и Государственным департаментом Украины по исполнению наказаний заключен договор о совместном сопровождении лиц, которые пребывают в местах лишения свободы, а потом возвращаются из них. В первую очередь такая работа проводится с несовершеннолетними.

Сегодня в Украине 11 колоний для подростков, преступивших закон и не достигших 18 лет. Десять -- для мальчиков и одна -- для девочек. И в каждой колонии близлежащий к ней Центр социальных служб для молодежи открыл свой консультационный пункт. В нем работают психолог, юрист и социальный педагог.

-- Какие проблемы они помогают решать?

-- Главная проблема в том, что ребята не знают своих прав, а отсюда -- много ошибок, неверно предпринятых шагов. Кроме того, почти все имеют плохое здоровье, не ориентируются в жизни вне колонии. Например, они мало информированы о ВИЧ-инфекции, других заболеваниях, не знают как их можно избежать. У многих колонистов напряженные отношения с ровесниками. Разрешением всех этих сложностей и заняты в колониях социальный педагог и психолог. В некоторых колониях есть свой штатный психолог. Но, как показывает практика, нужны и приходящие психологи. Несовершеннолетние иногда больше раскрываются перед специалистом из вне. Видимо, тут срабатывает закономерность -- с "чужим" взрослым проще говорить по душам, вылить наболевшее.

-- Что такое Школа подготовки к освобождению?

-- Это школа для тех, кто скоро выходит на свободу. Эту функцию выполняет администрация колонии. Наши специалисты подключаются к работе таких школ. Они рассказывают ребятам о том, с чем они могут столкнуться за воротами колонии. Советуют, куда пойти в первую очередь -- получить паспорт, прописку. Рассказывают как можно стать на учет в центрах занятости, объясняют какие у ребят есть права. То есть, говорят обо всем жизненно необходимом, вплоть до того, как рационально распределить заработанные деньги.

-- Какая самая сложная проблема у тех, кто возвращается из мест лишения свободы?

-- Когда правонарушитель был отправлен в колонию, он не имел ни паспорта, ни, соответственно, прописки, так как был несовершеннолетним.
Однако в паспортном столе остается запись. Нередко вернувшегося из колонии дома никто не ждет, паспорта у него нет. А он даже не знает, что за ним сохраняется право на прописку. Надо просто пойти в паспортный стол, заставить поднять необходимые документы. Если учесть нашу бюрократию, длинные очереди из кабинета в кабинет -- то у какого молодого человека хватит сил на это? Время идет, требуется зарабатывать себе на жизнь. Как? Без паспорта, к примеру, невозможно стать на учет в Центр занятости. И вот опять -- старая компания, вновь -- криминал... Мы стараемся этого не допустить.

За три месяца до освобождения администрация колонии пишет письмо в Центр социальных служб для молодежи по месту жительства заключенного и просит проверить, в каком состоянии его семья, дом, вся обстановка в целом. Социальный педагог идет к нему домой, знакомится с родными, узнает, ждут ли здесь парня или девушку, как встретят, обеспечат ли жильем, есть ли право прописки на данную жилплощадь и прочее. То есть, готовиться база для работы с ним. При выходе из колонии бывшему заключенному дают уведомление, в котором напоминают адрес социальной службы, куда он может обратиться за помощью. Главная наша задача -- помочь получить прописку и паспорт, но мы занимаемся и разрешением конфликтов, то есть с психологической стороны способствуем налаживанию контактов в семье, с соседями и знакомыми.

-- С трудоустройством тоже помогаете?

-- Устройство на работу не входит в компетенцию нашей организации. Это функция центров занятости и, я бы сказала, общегосударственная проблема. Но, занимаясь человеком, который раз оступился и хочет начать все с начала, по-новому, честно, мы, конечно, не отказываем ему и по ходу пытаемся решать весь комплекс проблем.

В прошлом году по нашему заказу Государственный институт проблем семьи и молодежи провел социологическое исследование. Выясняли, с какими проблемами сталкиваются бывшие заключенные, какие учреждения занимаются их решением. Исследование и наша собственная практика показали, что на сегодня очень необходимы такие учреждения, где молодой человек, отбыв наказание, мог бы пребывать от 1 до 3 месяцев чтобы решить первоочередные проблемы.

-- Скажите, это реальная работа или очередной отчет перед начальством?

-- Спросите об этом воспитанников, которые там находятся, ведь социальные работники -- это единственные люди "с гражданки", которые к ним приходят и интересуются их проблемами. Действительно, работа очень сложная, один из психологов поделился со мной высказыванием одного из воспитанников СИЗО: "Вам нет никакого дела до тех, кто там за решеткой, а нам -- до тех, кто вне ее".

-- А за рубежом ведется такая работа?

-- Конечно. Правда там в большинстве случаев один социальный педагог приходится на двух воспитанников. Педагогический эффект, соответственно, иной. В каждой колонии для несовершеннолетних в Украине примерно по 200-300 человек, и с ними в основном работает один приходящий социальный работник, один юрист, один психолог и врач.