1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (1552) за 15.09.2003

"МЫ СПОСОБНЫ ОЦЕНИТЬ ТАЛАНТ, ТОЛЬКО РАЗВЯЖИТЕ НАМ РУКИ!"

Национальная филармония Украины -- старейшая в стране. По поводу ее возраста есть несколько мнений. Но факт в том, что 140 лет назад в Киеве было организовано отделение Российского филармонического общества. 17 сентября в Колонном зале им. Н. Лысенко состоится открытие юбилейного сезона: в исполнении филармонического оркестра и капеллы "Думка" прозвучит Девятая симфония Бетховена. Солисты -- представители Украины, Франции, Германии и Италии, дирижер Николай Дядюра.

Накануне мы встретились с генеральным директором Национальной филармонии, заслуженным деятелем искусств Украины Дмитрием ОСТАПЕНКО.

-- В отличие от многих других концертных организаций и коллективов мы имеем прекрасную материальную базу, которая создавалась в самый сложный период становления независимого государства. Мы стабильно финансируемся, повышение заработной платы на 100 % для национальных учреждений нас крепко поддержало. Хотя, львиная доля этого увеличения финансирования уходит на погашение налогов.

10 июля Президент подписал Закон о системе гастрольных мероприятий в Украине. Мы давно бьемся над этой проблемой. Известно, что после распада СССР налаженного "конвейера" гастрольных маршрутов уже не существует. В нем были как положительные, так и отрицательные моменты. Хотели или нет -- мы были вынуждены ехать из Киева на Камчатку или в Мурманск, где нас не ждали, а здесь, соответственно, принимать тех, кого мы не желали. Но артист мог реализоваться, показать свое творчество публике многих городов. И, конечно, заработать.
Сейчас мы в сложной ситуации. Коллектив большой, труппа осталась той же, как и в прежние времена (рассчитанная на работу в гастрольно-маршрутном режиме), а на самом деле мы стали стационарной концертной организацией. Сама ее природа не приемлет такого положения. Она предполагает постоянную смену артистов, программ, репертуара и т.д. Поэтому, когда заработает этот закон, который должны подкрепить целый ряд подзаконных актов, будет хорошо. И специальный счет, сформированный этим законом при госказначействе для поддержки гастрольной деятельности отечественных коллективов и исполнителей, даст толчок развитию концертной деятельности. Правда, есть опасность, что мы будем отчислять на него деньги за выездные концерты, а на свои нужды так и не сможем получить.

-- Предусмотрены ли какие-либо льготы на аренду залов филармонии для государственных коллективов, заслуженных и народных артистов Украины?

-- Вообще не существует соответствующего нормативного акта. Хотя, устные рекомендации со стороны руководства страны в свое время были: предоставлять бесплатно зал народному артисту для проведения концерта. Но это противоречит существующему законодательству: филармония -- это государственное имущество, и если я предоставлю его бесплатно -- значит, буду злоупотреблять своим служебным положением. А налоговая инспекция должна будет принимать меры. К тому же помещения Национальной филармонии, Нацоперы, и других коллективов -- собственность города.

-- Но ведь в помещении Колонного зала проводятся различные акции, презентации…

-- Мы пользуемся в этих случаях существующими нормативными документами. А именно -- Постановлением Кабмина, определяющим перечень платных услуг, которые мы имеем право предоставлять. Поэтому не сдаем помещение в аренду, а оказываем определенные услуги по проведению культурных мероприятий. За которые устанавливаем по договору определенную цену.

А что касается артистов, то они не обращаются с просьбами по поводу предоставления услуг по проведению их концертов. Как правило, они хотят, чтобы их пригласили на разовый концерт и заплатили приличный гонорар. Что в наше время понятие относительное. Тем не менее, мы приглашаем на концерты солистов оперного театра и других исполнителей.

-- Когда-то Национальная радиокомпания регулярно проводила трансляции из Колонного зала, записывала для своих фондов концерты. Сегодня это происходит все реже и реже, и, насколько мне известно, в филармонии ликвидировали стационарную аппаратную. А ведь вы могли бы выпускать свои компакт-диски.

-- У нас есть возможность записывать концерты своими силами, существует собственная фонотека. Со временем эти уникальные записи будут представлять большую ценность. Что касается радиокомпании, мы предоставляем ей право на трансляционные записи, но порой сталкиваемся с проблемами. К примеру, когда филармонии нужны какие-либо записи (все-таки радио делает их качественнее), то нам предлагают их покупать. И все же мы должны создавать благоприятные условия для радиокомпании, поскольку ее фонотека -- это золотой фонд нашей музыкальной культуры. Ну и потом, радиокомитет не имеет средств, чтобы оплачивать трансляционные записи. А с телевидением мы построили свои отношения на коммерческую основу. Но репортажную съемку (10 минут) разрешаем всем без исключения.

-- К сожалению, в наше время классическому искусству уделяется все меньше внимания. Как филармонический коллектив выживает в этих сложных условиях?

-- Эта проблема касается не только филармонии. Нам нужно коренным образом изменить систему финансирования гастрольно-концертной деятельности из бюджетных средств. Филармония -- предприятие со смешанной формой финансирования. И, конечно, хорошо, что мы имеем гарантированную зарплату. Но все остальное зарабатываем самостоятельно. Наша труппа перенасыщена, коллектив "стареет", артисты с возрастом теряют профессиональную форму. Нам надо "обновляться". И я вижу только один выход -- переход на контрактную форму трудовых отношений. И если бы мы сохранили ту сумму дотаций, которую получаем из бюджета на заработную плату (которая будет уже не "штатная"), то у нас появилась бы возможность приглашать на отдельные концерты зарубежных гастролеров и оплачивать им гонорар. Избавившись от "балласта", мы смогли бы наполнить афишу яркими личностями.

--- А как же люди, которые всю жизнь отдали родной филармонии? Как вы сможете им сказать: "Извините, в ваших услугах мы больше не нуждаемся?"

-- К сожалению, не можем. Пенсии мизерные, людей на улицу не выгонишь. Но в наше время нельзя быть одной ногой в рыночной экономике, а другой -- в прошлом. Ведь если человек просто числится в штате -- это не означает, что он социально защищен. Часто ведь как бывает: артист достигает определенного уровня профессионализма, готовит репертуар, а потом уезжает от нас за границу. Там его оценивают по другим меркам. И морально, и материально. Кстати, за последние три года ни один из наших артистов не покинул родину. Мы тоже способны оценить талант, только дайте нам возможность и развяжите нам руки!