Выпуск газеты Сегодня №230 (1575) за 11.10.2003
О КИЕВЕ СЛЫШАЛ ДАЖЕ РОБИНЗОН КРУЗО
Причиной такой популярности еще во времена Киевской Руси стал знаменитый торговый "путь из варяг в греки", соединивший скандинавский север с мусульманским югом. Родственные связи великокняжеских династий с королевскими дворами Европы еще больше активизировали миграционный процесс. "Соперник Рима и Константинополя", Киев, всегда был открыт для делового партнерства со странами Запада и Востока.
На протяжении столетий, наряду с купцами и дипломатами, через город проходили и путешественники с мировым именем. Киев стал последним экзотическим местом, которое посетил тверской купец Афанасий Никитин, совершивший "хождение за три моря" в Индию. О таинственных папуасах поведал киевским журналистам и Миклухо-Маклай. Не исключено, что о Киеве знал даже... Робинзон Крузо. Во втором томе своего романа Даниэль Дефо описывает встречу Крузо, приехавшего в Сибирь, с одним из Голицыных, правивших губернским градом в петровские времена. Опальный князь, рассказывая путешественнику об "обширных владениях русского императора" не мог не упомянуть о предтече государства -- "матери городов русских".
И уже совсем неожиданное продолжение темы находим в литературе Востока. Вот слова одного из главных персонажей романа Октава Мирбо "Сад терзаний": "Великолепные киевские сады -- единственные, которые удовлетворяют нас в Европе".
Учитывая роль Киева как религиозного центра, его называли то "христианской Меккой", то "русским Иерусалимом". Да и на территории города существовали мини-аналоги всемирно известных достопримечательностей. Такой была "Палестина", расположенная между Днепром и излучиной нынешнего Владимирского спуска, где в ХIХ веке стояла гостиница "Палестина". К тому же Днепр и Почайну, в водах которых происходило Крещение Руси, киевляне называли Иорданом, а озеро -- начало летописной реки -- Иорданским.
В начале ХVII века город облетела сенсационная весть: русло реки близ Иерусалима, где некогда крестился Иисус Христос, и источник в районе Оболони соединены между собой! "Один паломник, -- писал историк Захарченко, -- во время странствий по Палестине уронил в Иордан свой серебряный сосуд, которым собирался почерпнуть воды. Когда тот же паломник, будучи в Киеве, посетил обитель, состоявшую при церкви в. м. (великомученика. -- Авт.) Димитрия, и, желая утолить жажду, вытащил ведро воды из церковного колодца, то нашел в ведре свой сосуд..." (1888)
Неоднозначны мнения о месторасположении "киевского Афона". Мы уже сообщали, что горожане сравнивали со Святой горой местность, занимавшую территорию трех возвышенностей -- Черной, Бусовой и Девичь-горы. Но был еще один "Афон" -- в Голосеево. Именно там "очищали" свою душу Петро Могила, Григорий Сковорода, блаженный схимник Феофил. Голосеевская пустынь граничила с Китаевской -- филиалом "киевского Афона".
История "киевских Афонов" продолжилась в ХХ столетии. Такое название носил квартал улицы Мариинско-Благовещенской (ныне -- Саксаганского), где жили Николай Лысенко, Леся Украинка и Михайло Старицкий (дома №№ 95-б, 97, 93). В отличие от келий монахов здесь бурлила полноценная жизнь: устраивались литературные чтения, ставились спектакли, проводились музыкальные вечера. Со всего Киева сюда стекалась интеллигенция, что напоминало паломничество к святым местам.