1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (1575) за 11.10.2003

ИСКУССТВЕННОГО ДЕФИЦИТА ГОРЮЧЕГО БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Во время недавней командировки в Одессу довелось услышать от чиновников облгосадминистрации, что в Ильичевске строят нефтеперевалочный комплекс общенационального "калибра". Мол, весной начали, скоро закончат, и после этого дефицит горючего, нередко лихорадивший страну то на посевную, то на уборочную, уже не повторится. Тогда подумалось: "Нефтетерминал -- за полгода? Это все равно, что пятилетку -- за три дня". Оказалось, зря иронизировали.

Песочный склад Ильичевского морского порта был самым нерентабельным участком в обширной портовой инфраструктуре. "Перевалка песка даже минимальную рентабельность обеспечить не могла", -- говорит мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк. Однако свято место пусто не бывает, особенно если находится оно в акватории одного из мощнейших отечественных портов. Этот фактор использовали городские власти Ильичевска, решившие перепрофилировать обширную площадку под нефтяной терминал: когда с инициативой строительства к ним обратился известный украинский нефтетрейдер, компания "Инфокс", идею поддержали. И в городе, и в порту прекрасно понимают, что это привлечение солидных инвестиций, новые рабочие места, да и серьезные отчисления в местные бюджеты. Новый терминал будет способен ежегодно переваливать до 4,8 млн. тонн нефтепродуктов.

Проект реализовали в рекордный срок: "Строительство комплекса мы начали в апреле. Как правило, на подобный объект отводится три года. Мы же планируем к середине октября завершить основные работы", -- рассказывает председатель правления ЗАО "Ильичевский нефтяной терминал" Анатолий Сомиков. При этом, правда, всем подрядчикам (а их, дабы обеспечить здоровую конкуренцию, на один и тот же вид работ брали несколько) работать приходилось "на износ". В результате получился мощный перевалочный комплекс, способный круглогодично принимать около 3 тыс. т нефтепродуктов в час, причем как с берега, так и с моря. Береговая часть терминала включает 14 резервуаров по 6 тыс. кубометров единовременного хранения нефтепродуктов. Железнодорожная сливная эстакада способна принимать одновременно 30 вагонов. Самым трудоемким участком работ оказалась подготовка причала и увеличение глубины дна. Пока эти показатели рассчитаны на прием танкеров измещением 30--40 тыс. т, но уже в ближайшем будущем терминал сможет принимать и 50-тысячники. Дело -- за углублением подходного канала до 12,7 м.

Пожалуй, главной "изюминкой" нового терминала станет его универсальность. "Наш объект рассчитан на прием нефти и широкой гаммы нефтепродуктов -- дизтоплива, мазута, нескольких марок бензина, а в перспективе и масел", -- поясняет А. Сомиков. Благодаря терминалу планируется решить проблему "сезонности", характерную для многих отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Как известно, летом в стране резко снижается потребление мазута, и если его вовремя не отгрузить на экспорт -- у НПЗ начинают простаивать мощности. И, напротив, летом же Украина не раз сталкивалась с дефицитом бензина, что позволяло ушлым трейдерам взвинчивать цены. Новый канал поступления "горючки" урежет аппетиты любителям легкой наживы.

Понятно, почему к Ильичевскому терминалу интерес со стороны крупных нефтяных компаний -- особый. Как сообщил А. Сомиков, уже ведутся переговоры с потенциальными клиентами, среди которых -- российские ТНК и "Роснефть", крупнейший в Украине Кременчугский НПЗ и многие другие. Поэтому неудивительно, что солидные инвестиции (порядка $25 млн.) менеджмент Ильичевского нефтетерминала собирается "отбить" за ближайшие год-полтора. А если проект окажется прибыльным, то в выигрыше останутся и инвесторы, и город, и порт. К примеру, последний добавит к своему грузообороту около 4,8 млн. т груза, что в результате за счет всевозможных сборов выльется в несколько миллионов долларов. Ну а с городом вообще ситуация во многом для Украины уникальная. Сам инвестор настоял, чтобы в уставном фонде нового предприятия часть акций принадлежала Ильичевску. Таким образом, у властей есть прямой интерес поддерживать терминал: выгода будет исчисляться не в эфемерных обещаниях или квазиблаготворительных акциях, а в конкретных средствах для городской казны.

Кстати, обсуждая вопросы получения прибыли, городские власти и инвесторы не забыли об еще одном важном моменте -- экологии. Новый терминал соответствует самым высоким стандартам экобезопастности и построен таким образом, что утечка нефтепродуктов в море сведена до минимума. На этом акцентировал особое внимание и глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий, уделяющий проекту Ильичевского нефтяного терминала немало времени: "Главная задача, которую мы ставим перед бизнесом, -- это привлечение новейших технологий в области экологии, безопасности, создание рабочих мест... Похоже, установку губернатора в Ильичевске поняли правильно.