1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (1578) за 15.10.2003

НЕМЕЦКОЕ КИНО ШТУРМУЕТ "ОСКАРЫ"

Нынешняя традиционная программа Нового немецкого кино проводилась в рамках Дней немецкой культуры в Украине и демонстрировалась в пяти городах. В киевском Доме кино было показано семь фильмов, включая детские и документальные. Жаль, что "не добралась" до столицы запланированная картина "Солино", с уже традиционной для нового немецкого кино темой взаимоотношений людей разных национальностей. И одна из причин его подъема -- именно привлечение талантливых мастеров разных стран. А если к этому добавить общие усилия объединившихся Восточной и Западной Германий и невиданные доселе в сфере кинопроизводства государственные инвестиции, то понятно, почему немецкое кино, еще недавно находящееся в глубоком кризисе, стало занимать ведущие позиции в Европе. И фильмы новой программы в этом убеждают.

Прежде всего, самые нашумевшие из них -- "Нигде в Африке" и "Гуд бай, Ленин". И если первый был награжден "Оскаром" в прошлом году, как лучший неанглоязычный фильм, то второй выдвинут на эту премию сейчас. Когда смотришь очень длинный фильм-роман "Нигде в Африке", то с каждым новым кадром и поворотом действия все больше понимаешь уровень оскаровского пилотажа. Что многомерная тема человеческого равенства, толерантности и любви, (в неожиданной интерпретации темы евреев в годы Второй мировой), что блестящая операторская работа, что не менее глубокие и тонкие актерские работы. Кстати, одну из главных ролей замечательно сыграл известный грузинский актер Мераб Нинидзе, живущий и активно работающий в Австрии и Германии (вообще, сегодня грузинские актеры, режиссеры и художники основательно обосновались в этой части Европы и очень мощно ее подпитывают). А еще в фильме поражают натурные съемки в африканских прериях, с их коренными жителями и нравами. И этот эпический "коктейль" удалось "взболтать" хрупкой женщине Каролине Линк -- автору сценария и режиссеру фильма.

"Гуд бай, Ленин!", уже завоевавший целых девять немецких "Оскаров" (премий "Лола") в разных номинациях и один из призов 53-го Берлинского кинофестиваля, посвящен актуальной до сих пор в Германии теме падения Берлинской стены. Это событие вынудило главного героя проявлять чудеса изобретательности и хитрости, чтобы его больная мать-коммунистка об этом не узнала. Несколько надуманная ситуация все же выводит на лучшее в фильме -- весьма редкую в современном кинематографе интонацию преданности и взаимоподдержки близких людей. Для нас картина интересна еще и участием российской актрисы Чулпан Хаматовой ("Страна глухих", "Лунный папа"), тоже "прижившейся" в немецком кино. Правда, несмотря на то, что сам режиссер Вольфганг Бекер очень доволен сотрудничеством с ней, роль русской медсестры оказалась довольно безликой для такой глубокой актрисы. Из показанных документальных лент неслучаен часовой фильм двух женщин -- Александры Грамматке и Барбары Метцлафф "Динамо-Киев -- легенда футбольной команды", рассказывающий о "команде-мечте" 70-х с молодым тренером Лобановским. Много архивной хроники, много откровенных признаний легендарных игроков, создающих настроение драматичной ностальгии, так как все же основная мысль: "Мы играли в хороший футбол, но мы родились рано".

Итак, сегодняшнее немецкое кино начало производить хиты и открывать новых звезд, а это уже признак его крепкого здоровья.

От редакции. Дополнительные материалы на эту тему -- в завтрашнем номере газеты.