1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (1578) за 15.10.2003

"УКРАИНА НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ БЮДЖЕТ В РАСЧЕТЕ ПО 1100 ГРИВЕН НА ЧЕЛОВЕКА", --

Вскоре госбюджет-2004 столкнется с первым испытанием: голосованием в парламенте в первом чтении. О том, каковы шансы прохождения бюджета по милости депутатов, и о том, что из себя представляет главный финансовый документ страны, "Сегодня" рассказал первый замглавы бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Коновалюк.

-- Валерий Ильич, так поддержат ли парламентарии бюджет?

-- Думаю, что да. На голосование будут поставлены выводы бюджетного комитета, в которых мы обозначим для правительства основные проблемы бюджета, параметры, которые мы хотели бы в нем видеть. Необходимо согласовать позиции и в дополнительных источниках доходов.

-- Следует ли ожидать в связи с этим серьезные поправки после первого чтения?

-- Мне кажется, что будет много предложений по доработке госбюджета. Правительству необходимо еще раз проанализировать ситуацию с макроэкономическими показателями и обозначить приоритеты. Сейчас мы изыскиваем дополнительные ресурсы для увеличения финансирования основных экономических и социальных программ. Возможно, в бюджете-2004 появится статья о погашении задолженности по заработной плате шахтерам -- она сегодня составляет 1,4 млрд. грн. и задолженности по социальному углю -- около 200 млн. грн.

-- Предвидятся ли скандалы в нынешнем бюджетном процессе?

-- Если нам удастся выполнить регламентные нормы, то никаких скандалов не возникнет. Хотя на данный момент все распорядители остались недовольны заложенными в бюджет объемами финансирования. У МВД, к примеру, по их мнению, не обеспечен в достаточной степени даже фонд оплаты труда. Но хочу сказать, что бюджет -- это не только вопрос бюджетного комитета. В его формировании должны принимать участие и другие ведомства. Причем желательно включаться в процесс не накануне рассмотрения документа парламентом, а с января. Ведь какой будет бюджет -- такой в следующем году у нас и будет социально-экономическое развитие.

-- Есть ли принципиальные отличия в нынешнем проекте в сравнении с прошлыми годами?

-- Методология осталась прежней. Мне кажется, что мы нуждаемся в принципиально другом подходе, основанном на повышении доходной части бюджета. Страна с таким населением не может иметь бюджет в 60 млрд. грн. -- в расчете по 1100 грн. на человека, -- он не обеспечивает даже основные наши потребности...

-- Некоторые народные депутаты заявляют, что нынешний бюджет менее социален, чем прошлый. Это так?

-- Сложно сказать. По моему мнению, социальная защита должна строиться на более качественных инструментах. Пункт о переходе на адресную помощь социально незащищенным слоям населения пытаются ввести уже в четвертый бюджет, но мы до сих пор не видим структуры и механизмов такого перехода. Эта проблема уже перезрела.

-- Большую ли дырку в бюджете сделает снижение налога на доходы физических лиц до 13%?

-- Это приведет к возникновению в бюджете дефицита около 2 млрд. грн., который не выходит, впрочем, за пределы нормы. Чтобы восполнить "недостачу" правительство пошло на ряд непопулярных мер, прежде всего на отмену налоговых льгот. Ведь всем очевидно: за такими льготами зачастую скрывается теневая деятельность и наблюдаются колоссальные злоупотребления. Общая стоимость налоговых льгот состаляет около 32 млрд. грн.

-- Но значит ли это, что стоит ликвидировать, к примеру, льготу для библиотек?

-- Я не считаю правильным то, что правительство ограничивается отменой льгот для библиотек или на детское питание на молочных кухнях. Эти льготы социально значимы, а их ресурс составляет 500--600 тыс. грн., то для государства это сумма незначительная. Нужно акцентировать внимание на доходах, которые исчисляются миллиардами и проходят мимо госбюджета. К примеру, на нулевой налоговой ставке на импорт лекарственных препаратов государство ежегодно теряет три миллиарда. Мы решили направить эти средства в местные бюджеты на оплату импортных медпрепаратов для малоимущих слоев населения. Что же касается библиотек, то этот вопрос нужно урегулировать отдельным законопроектом. Мы думаем о сохранении этой льготы.

-- Каждый год после формирования главного финансового документа страны больше всего на нехватку денег жалуются военные и научные работники. Нынешний бюджетный процесс не стал исключением.

-- В бюджет заложены минимальные средства на реформирование армии. Я считаю, что это направление в следующем году должно стать основным приоритетом правительства. Сейчас финансирование Министерства обороны -- слишком большая нагрузка на карман государства. И для того, чтобы она в последующие годы снижалась, необходимо один раз потратить деньги. Мы должны иметь экономически оправданную по расходам армию.

P.S. Вчера стало известно, что намеченное на 16 октября рассмотрение проекта бюджета-2004 в первом чтении на заседании Верховной Рады перенесено на 23 октября.