1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (1580) за 17.10.2003

ЧТО ЗА ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫМИ ОКНАМИ ДОМА С ХИМЕРАМИ?

Не знаю, как кого, а меня всегда интриговал дом на Банковой, 10, известный в народе, как Дом с химерами. В отличие от других загадочных мест Киева, вход посторонним туда был закрыт. И вот появилась надежда, что он, наконец-то, раскроет нам все свои тайны.

На 1 ноября запланировано открытие отреставрированного жилища архитектора Городецкого. И хотя в нем теперь разместится государственная резиденция, существует вероятность того, что здесь, как и в Мариинском дворце, время от времени будут проводиться экскурсии. (Кстати, сам Мариинский планируется, примерно, через годик закрыть на ремонт.)

Не думал архитектор, что в его доме через сто лет начнут вдруг проходить протокольные мероприятия. Он, если на то пошло, вообще, не рассчитывал, что здание простоит так долго. Потому и допустил некоторые неточности в проектировании, из-за которых команде специалистов корпорации "Укрреставрация" пришлось ох как нелегко.

Кроме демонстрации возможностей нового в те времена материала -- бетона, Городецкий хотел доказать киевлянам, что можно строить в тяжелых гидрогеологических условиях. Для этого использовал буронабивные сваи, только почему-то поставил их лишь со стороны склона над Козьим болотом. Вторая половина дома -- на обыкновенном фундаменте. Со временем здание "разъехалось" пополам: сторона на Банковой наклонилась на 38 см, а на Ивана Франко -- на 10 см. Затрещали скульптуры на фасаде и внутренняя лепка, "отошли" от стен старинные камины. От падения их спасали разве что металлические обручи, прикрученные к стенам во время "квартирования" правительственной поликлиники.

По-идее, реставрация Дома с химерами должна была начаться еще в 2001 году, но тогда все силы и средства были брошены на реконструкцию центрального железнодорожного вокзала. А в прошлом году выделили всего 5 млн. грн. при потребности в 99 млн. Активная работа началась лишь в мае этого года. За полгода реставраторам пришлось выполнить трехлетний объем работ, не нарушая при этом строительные нормы и правила.

По словам Николая Орленко, президента вышеназванной корпорации, первым делом укрепляли фундамент. Не буду вдаваться в сложные технические подробности, скажу лишь, что по всему периметру здания стены подперли 177 сваями длиной от 8 до 20 м, нагрузка на каждую -- 40 т. Процесс просадки здания остановлен. Разъехавшимся стенам сделали "подтяжку": усилили арматурным каркасом, трещины заиньектировали. К сожалению, 100-летнее здание, как и горбатого старца, невозможно полностью выровнять. Прогнувшиеся балки внутренних перекрытий укрепили швеллерами. Медными шпильками подтягивали и укрепляли лепку, которая потеряла 60 % рогов, хвостов, копыт и прочих частей.

Что касается фасадных скульптур, то металлическая арматура, на которую авторы насаживали бетон, со временем поржавела. Чего только не делали предшественники: развешивали на фасадах сетки, заливали трещины в скульптурах клеями, смолами, но лишь ухудшали "самочувствие" орлов и русалок. И эту болезнь, как заметил Николай Иванович, остановить невозможно. Да, скульптуры "запломбировали", заменив при помощи щипцов ржавую арматуру в крыльях и хвостах на нержавеющую сталь. Но полностью поменять каркас чудищ невозможно. Для этого понадобилось бы полностью разбивать скульптуры. Их законсервировали, а лет через двадцать нужно опять проводить профилактику.

Кстати, Городецкий был заядлым охотником, так что все его химеры не более чем трофеи. Разве что немножечко "нафантазированные". Например, громадное чудище-светильник, расположенное между пролетами парадной лестницы, -- всего лишь сом, запутавшийся в цветке лотоса. Изюминкой украшательства дома, по мнению главного архитектора проекта реставрации Натальи Косенко, является отсутствие всякой системы. В одной комнате на потолке могут висеть кукуруза и ананасы, на стенах -- кричащие окуни, а в углах -- головы кабанов или оленей.

Кстати, в части, где жила прислуга, декора не было. Так что реставраторы рискнули кое-что добавить -- вылепить или нарисовать. Пришлось и кое-что убрать. Например, расширить арки, соединяющие некогда хозяйскую опочивальню, детскую и комнату гувернантки. Теперь на каждом из пяти этажей есть большие залы, примерно, по 150 кв.м. А на третьем этаже, где жил сам Городецкий, разместится пресс-центр, на четвертом -- зал переговоров, на пятом -- зал для приемов. Вообще-то, как для резиденции, места маловато. Но все очень симпатично, без излишнего шика, а главное -- уникально. Пожалуй, ни в одной стране мира не встретишь такого здания с таким функциональным предназначением. Ну, в какой еще резиденции в парадном холле с потолка свисает огромный цветной спрут?

Если уж говорить о предназначении, то здесь выдержаны все нормы. Чего стоят одни только пуленепробиваемые окна или система кондиционирования, замаскированная так, что не сразу ее и приметишь между лепкой. А вот что бросается в глаза, так это "приусадебное" благоустройство. Последние 50 лет торцевые окна первого этажа "смотрели" в землю. Их откопали, теперь дом выглядит, как сто лет назад. А еще специалисты 42 организаций Украины, задействованных в реконструкции, воплотили в жизнь мечту Городецкого о каменном террасном саде с фонтаном. Трансформаторные будки, построенные в послевоенные годы, спрятали в минизамки. Словом, если сразу не удастся попасть внутрь Дома с химерами, не отчаивайтесь: снаружи тоже есть на что посмотреть.