1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (1581) за 18.10.2003

"СПЕКТАКЛЬ -- КАК ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: БОЛЕЕТ, ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ, СТАРЕЕТ"

Актер Театра драмы и комедии на Левом берегу ВЛАДИМИР ГОРЯНСКИЙ известен не только в Украине. Сериалы с его участием смотрят и любят зрители всего СНГ. Но украинские театралы знают его еще и как талантливого драматического актера.

"В ТЕАТРЕ ВСЕ ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС"

-- Вы известный актер. В чем секрет успеха?

-- Секрет?! Если бы я знал этот секрет… Просто нужно работать и любить свою работу. Нужно, чтобы дело, которым занимаешься, было интересным. Интерес всегда рождает энергию, тогда находишь и время, и силы, и возможности. Вот и весь секрет.

-- Были трудные роли?

-- Роль -- это определенный отрезок жизни. Театральная роль отличается от работы в кино. В кино используется готовая типажность, процесс подготовки к съемке очень короткий: приходишь на площадку, договорились и побежали. А спектакль готовится минимум два-три месяца, а то и полгода, год, с перерывами в работе. И все это время мозги напряжены -- и дома, и на работе. Ты находишь себе то главное, что есть в твоей роли: что интересного может быть тебе, что интересует сегодня зрителя, как сыграть роль так, чтобы это было кому-то нужно. И не только с точки зрения "как сыграть", но и "что сыграть". Одинаковых спектаклей нет. Так же, как нет и одинаковой публики. На один и тот же спектакль приходят разные люди. Спектакль -- это живой организм: он болеет, выздоравливает, стареет. Или наоборот, молодеет и получает вторую жизнь. В театре все происходит сегодня и сейчас. Этим он и дорог, в этом его приоритет.

-- Но кинематографическая слава масштабнее. Вам интереснее играть в театре или в кино?

-- Театр камерное искусство, в отличие от массовой культуры, шоу-бизнеса и телевидения. Сейчас преобладает кино по телевидению, а не в кинотеатрах, как было раньше. Естественно, если говорить о количестве зрителей, посмотревших в один вечер спектакль и кино по телевизору, -- то это несравнимые вещи. Но я -- театральный артист и театр для меня безусловный приоритет. Хотя кино тоже помогает. Если тебя знают в кино, то потом тебя хотят видеть и в театре. Посмотреть: а что же он там может? Поэтому одно другому не мешает: даже дополняет в какой-то мере.

-- А часто театральные роли находят подтверждение в жизни? Или реальная жизнь совсем иная?

-- Практически все роли жизненны. На те спектакли, в которых я играю, ходит зритель, и они все мне дороги. Правда, иногда устаешь: вроде бы все одно и то же, чувства устаревают и надо снимать спектакль с репертуара. Но вдруг проходят какие-то события, в стране или в мире, меняются акценты, и спектакль получает новую жизнь.

-- После того, как вы стали известным артистом, вам, наверняка, предлагали перейти в другие театры, те же московские?

-- Да, были достаточно интересные предложения. Конечно: ах, престижно уйти в Москву! Но переезжать в Москву -- это все напрочь менять. А у меня здесь семья. Поэтому нужно выбирать что главное в жизни: бесконечный успех, все время лезть на вершину славы или гармония внутри себя, в семье. Если бы мне было двадцать лет, наверное, у меня победило бы тщеславие, и я поехал бы в Москву. Но я достаточно взрослый человек. Совсем недавно моя жена Лариса родила замечательную, красивую дочку Марию, которая очень на нее похожа. Так что мы уже втроем. А вы говорите "Москва"… Какая там Москва!

-- Вне театра у вас не было ощущения, что вы играете какую-то роль?

-- Это же с ума можно сойти: еще дома играть какие-то роли! На репетициях или после спектакля иногда просто прокручиваю в голове какие-то моменты: успешно было сыграно, если нет -- то почему? И я все время пребываю в таком состоянии. Спектакль заканчивается в десять-одиннадцать вечера. И вот за ужином я начинаю устраивать себе такие разборки. А вообще, когда идет процесс подготовки спектакля, у меня все время крутится в голове: А как сделать так? А может быть по-другому? А может быть здесь? А может быть убрать вот это?

-- По сравнению с 1990-ми годами театр переживает своеобразный ренессанс. Почему зритель пошел в театр?

-- Во-первых, в этом заслуга самого театра. Во-вторых, телевидения. Именно телевидение так довело наших людей, что возникло отвращение ко всему, что происходит на экране. Одно время, -- когда только начались эти бесконечные сериалы, видео, -- в театре зрителя не было. Но время сработало на театр: люди захотели иного и вернулись сюда. Современная внутренняя жизнь театра очень отличается от той, которая была 10--12 лет назад. Тогда театр существовал в другом обществе, с идеологией было все понятно. Но раньше была более творческая атмосфера, люди больше времени проводили в театре, больше друг с другом общались. Взять хотя бы "капустники". Раньше это была вторая жизнь театра. Многие артисты, которые на сцене особо не выделялись, вдруг раскрывались в "капустниках". Многое из "капустников" потом показывали зрителям. Тогда мы жили, юморили, смеялись над собой, времени на это хватало. Хотя, как ни странно, раньше мы тоже получали небольшие зарплаты. Сейчас все стало суетливее…

-- Как киевским театрам удается конкурировать за зрителя?

-- Мне легче сказать по Театру драмы и комедии на Левом берегу. Я здесь долгое время работаю, поэтому хорошо понимаю, как театр проходил становление, рос. Каждый театр имеет своего зрителя, точно так же, как и каждый спектакль. Наш театр однозначно имеет своего зрителя, который любит именно этот театр.

-- Вы ходите на спектакли в другие театры?

-- А как же! Надо смотреть, как коллеги работают. Тем более, что у нас есть такая премия, как "Пектораль", где мы все собираемся и смотрим премьеры.

-- В Украине у нас есть поющий ректор, поющие ди-джеи… Планирует ли актер Владимир Горянский запеть?

-- Я вас разочарую, но я тоже пою как могу. Но не как шоумен, а как драматический артист. На большее я не претендую. Композитор Игорь Малышев написал для меня несколько романсов. Но они чисто актерские, где основной двигатель -- эмоции. Эмоции у артиста -- это действия. Поэтому мое пение насыщено больше эмоциональными, чем голосовыми данными.

"ЕСЛИ МНЕ ОЧЕНЬ ГРУСТНО -- ВЫКАРАБКИВАЮСЬ ИЗ ЭТОГО ВЕСЕЛЯСЬ"

-- В театре вы играете драматические роли. А какой в жизни Владимир Горянский?

-- Это зависит от ситуации. Если весело -- я смеюсь. Если грустно -- грущу. Если очень грустно -- пытаюсь выкарабкаться из этого веселясь. Я не могу сказать, что специально играю. Все зависит от обстоятельств, даже от погоды.

-- Кому в театре легче: мужчине или женщине?

-- Сейчас всем непросто, потому что театр театром, но нужно еще кормить семью. Особенно тяжело тем семьям, где оба супруга работают в театре. Представляете, каково семье жить на маленькую театральную зарплату? Приходится думать где заработать еще? Слава Богу, что моя супруга не работает в театре.

-- Американский актер Рональд Рейган был президентом страны. Известный украинский артист Богдан Ступка был министром культуры. А вы бы сыграли роль министра?

-- А почему обязательно сыграть? Мое второе образование -- это управление организацией театрально-зрелищных предприятий. И я не скажу, что я играл роль замдиректора в том театре, где я работаю. Я целый год работал на этой должности. И мне это нравилось, было интересно. Так что, ради Бога, почему бы и нет?

-- Вы снимаетесь для рекламных роликов. Что для вас реклама: способ зарабатывания денег или возможность воплотиться в какой-то новый образ?

-- И то, и другое. Моя работа в рекламе чисто актерская, это часть моей профессии, к которой я отношусь творчески, нормально. Два рекламных роликах, в которых я снялся, недавно получили Гран-при международного кинофестиваля.

-- У вас есть любимые места в Киеве?

-- Я люблю Подол. С каждым годом он становится красивее. Я думаю, в перспективе Подол станет любимым местом отдыха киевлян. И так должно быть. Ведь в Риге или в Вильнюсе с любовью сохраняют старые части города, которые так и называют -- Старый город. Подол -- это тоже старый город Киева. Не думаю, что кому-то в голову может прийти налепить сюда новостроек. Подол должен остаться старым городом. Таким энергетическим островком. Постройте на Подоле два-пять безумных небоскреба, и вся энергетика разрушится. Недавно я был в Австрии, в Вене. Там каждый уголок, каждый кирпичик сохраняется с любовью. Каждая вещь несет в себе частицу истории, "дышит" древностью. Просто диву даешься, насколько люди гармонично существуют в этом городе, в этой прекрасной архитектуре.

-- Не было соблазна остаться за границей?

-- Что значит остаться? Корни-то здесь. Если бы в Украине не было никаких духовных перспектив, наверное, можно было бы об этом подумать. Но мне кажется, что мы не безнадежны и со временем у нас будет не хуже. Во всяком случае, наши дети должны жить немножко в другом мире.

"ЧЕЛОВЕКА НУЖНО ОЦЕНИВАТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ"

-- Как бы вы охарактеризовали украинский менталитет?

-- Я не делю людей по национальному признаку: русские, украинцы... Мне приходится работать со многими артистами: русскими, немцами, югославами, румынами, австрийцами. Эти артисты в своих странах по-настоящему звезды. Их любят, узнают, у них берут автографы. Есть отношение по профессиональному признаку: что ты представляешь собой в профессии. Это сразу чувствуется. И не важно кто ты такой, откуда приехал. Это имеет значение только на начальной стадии общения. Но все мы люди, и если человеке сам по себе мерзок, то будь он хоть марсианином -- это ему не поможет. Можно быть украинцем, румыном или австрийцем, и находить общечеловеческие вещи, которые объединяют всех людей. Особенно сильно это чувствуется, когда заканчивается работа. Вы помните пионерские лагеря? Когда ездили туда, разве кого-то делили по каким-то признакам? Конечно, у каждого народа свой характер, поведение и темперамент. У нас замечательный, очень хлебосольный народ. Наши люди умеют сопереживать чужому горю, помогать. У нас очень много замечательных качеств, которых в такой мере не наблюдаешь у тех же немцев или австрийцев.

-- Вы человек суеверный?

-- Нет. Приметы не имеют для меня абсолютно никакого значения. Зачем мучить себя и выходить на сцену, если ее боишься?

-- Какие фильмы смотрите?

-- Я почти не смотрю сериалы, но сейчас, как ни странно, с удовольствием смотрю детектив по Донцовой "Даша Васильева". Я тоже снимался в этом фильме: серии с моим участием будут попозже. Моя роль мне нравится: очень симпатично, смешно, иронично.