1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (1581) за 18.10.2003

ЧАСТНЫЕ ЖЭКИ: СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ ИДЕЯ-ФИКС

А здорово было бы отдать жилищно-коммунальную сферу в частные руки! У государства сразу перестала бы болеть голова о снабжении граждан "водой, теплом и светом", а также -- о выколачивании с них долгов. Коммунальное хозяйство сразу стало бы прибыльным, ведь приватные структуры себе в убыток работать не станут. А главное, качество жилкомуслуг поднялось бы на недосягаемую доселе высоту.

Отдельные примеры тому есть. Вот только почему-то не наблюдается очереди из желающих испытать себя на этом поприще. Об этом и шла речь на очередном заседании Национального пресс-клуба реформ. Для начала приведем несколько цифр. Долг населения по жилкомуслугам -- по-прежнему составляет порядка 8 млрд. грн. Цены на эти самые "услуги", по мнению вице-президента Ассоциации городов Украины Мирослава Питцыка, завышены безбожно. И главная вина в этом -- энергетиков. К примеру, из взимаемых с нас денег за кубометр горячей воды (для Киева это -- 3,72 грн.) за ее подогрев надо отдать энергетикам до 80%. За электроэнергию платим от 12 до 15,6 коп. за кВт/ч при средней себестоимости в 6 коп. Нигде в мире такого нет. На Западе себестоимость "воды, тепла и света" составляет максимум 30%, остальное -- доходы коммунальщиков. Часть которых они используют на зарплату, а остальное пускают на поддержку сетей в рабочем состоянии и их модернизацию. У нас же если и идет речь об "упорядочении" тарифов на жилкомуслуги, то, как правило, в сторону их повышения. Вот и получается, что уже сегодня при мировой практике расходов на оплату коммунальных счетов, равной 20% доходов гражданина, украинцы платят гораздо больше: в среднем 140 грн. при средней же зарплате по стране около 400 грн. Рекорд побила -- нет, не столица, а... Новая Каховка, где "за квартиру" берут 205 грн.

По даным Госжилкомхоза, в городах Украины насчитывается 1780 жэков, ЖРЭО etc. Из них в частных руках находится чуть более 10% -- 187. Четыре десятка -- в Сумской области, почти столько же -- в Донецкой, 17 -- в Харьковской. В Тернополе, где много индивидуального жилья, практически все городские жэки частные. В райцентре Баштанка, что на Николаевщине, местные власти уже год как перевели все 65 городских многоэтажек на индивидуальное отопление. Мини-котельные частично профинансировали сами жильцы, частично в кредит -- мэрия. В результате люди стали платить за тепло и горячую воду втрое меньше. Школы, больницы, госучреждения отапливаются за счет города. Похоже, сие -- прерогатива небольших городов, где очень многое зависит от местных властей.

А вот в мегаполисах положение другое. Допустим, в Киеве зарегистрировано всего 7 частных жэков. Схожая ситуация и в так называемых "депрессивных" регионах и городках типа печально известного вспышкой гепатита Суходольска. Там много бесхозного приватизированного жилья, которое люди просто бросили, уехав в поисках лучшей доли. С "депрессивными", пожалуй, ясно. Но почему в Киеве, где бурлит деловая жизнь, не толпятся за разрешениями выкупить тот или иной жэк, дабы, оказывая услуги жильцам, иметь успешный бизнес? Да очень просто. Частные коммунальные структуры успешно функционируют там, где доходы населения существенно выше среднего: в Комсомольске с его фантастическими для большинства украинцев заработками за счет местного горно-обогатительного комбината, в небольших портовых городах типа Южного, в новых районах столицы, наконец, в регионах, где преобладает частный сектор. А представьте себя в роли хозяина жэка в спальном районе, застроенном хрущебами. Коммуникации старые, крыши текут, большинство населения с уровнем достатка ниже среднего. Среди них -- масса неплательщиков, проживающих в неприватизированных квартирах. Бороться с ними невозможно. Ибо, по существующим украинским законам, выселить таких людей нельзя, "отрезать" им воду, газ и отопление неосуществимо технически, а взять с большинства из них деньги нереально даже за вновь предоставляемые услуги, не говоря уже о долгах. А кто будет платить за получающих субсидии?

В свете сказанного становится понятным, что идея с частными жэками в масштабах Украины, даже возведенная в ранг госпрограммы, которую профинансируют на 100%, обречена на провал. Конечно, можно, как уже сделано во многих местах, перевести на хозрасчет организации, обслуживающие многоквартирные дома. Можно, по примеру Львова, поставить размер заработков коммунальщиков в зависимость от собираемости ими платежей за жилкомуслуги. Но абсолютно нереально заставить бизнесмена взять, даже бесплатно, существующее коммунальное хозяйство. Ибо прибыли от такого "бизнеса" ему не видать, как своих ушей.