1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (1582) за 20.10.2003

ПЕРВОКЛАССНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В жизни первоклашки в эти месяцы меняется буквально все. Он больше не может просыпаться, гулять и играть, когда ему хочется. Любимое детское "хочу" в считанные дни вытесняют "надо". В школе его окружают новые лица. Он видит одноклассников, учителей, учеников старших классов, а ведь раньше, в детском саду, он изо дня в день общался только со сверстниками. Появляется и такая вещь, как соперничество. Ребенок думает: "Моему соседу по парте поставили красный флажок, значит, он хороший, а у меня такого флажка нет, значит, я плохой".

Cпустя несколько недель после начала занятий первоклассник чувствует себя полностью растерянным. Ему трудно привыкнуть к атмосфере постоянной требовательности и контроля, он начинает морально уставать и пытается изобрести любую причину, лишь бы не ходить в школу.

7--8 ЛЕТ ДИТЯ, ПОСЛЕ -- ОТРОК

-- Особенность этого периода в жизни детей заключается в том, что одновременно сходятся несколько сложных процессов, -- говорит семейный психолог Сергей Борзов. -- Во-первых, в возрасте от 6 до 8 лет происходит перестройка организма. Педагоги, врачи знают, что это период, когда дети очень сильно меняются. Раньше в России для этих возрастов были даже разные обозначения. До 7--8 лет -- дитя, после 8 -- отрок.

Во-вторых, ребенок сталкивается с абсолютно новыми требованиями. Он должен подчиняться непривычному режиму, делать не только то, что хочется, но, в большей степени, то, что должен. Появляются новые взаимоотношения с окружающими -- конкуренция, необходимость самостоятельно отстаивать свои интересы, организовывать собственное свободное время и т. д. В-третьих, ребенок впервые понимает, что окружающие, в том числе и родители, могут его оценивать (любить) за успехи, а не за то, что он просто есть (как это было раньше). Родители в этот период, в свою очередь, также часто начинают оценивать себя через успехи своих детей.

Все эти сложности обуславливают высокий риск возникновения психологических проблем и у детей, и у родителей. Прежде всего, это проблемы несоответствия нагрузки и возможностей ребенка (головные боли, утомляемость, плаксивость, постепенное снижение успеваемости и нежелание ходить в школу). Часто у ребенка не складываются отношения с коллективом. У родителей возникают переживания за низкие успехи детей, в то время как дети могут быть вполне довольны собой. И еще много других разных случаев.

КАК ПОДРУЖИТЬ РЕБЕНКА С КНИГОЙ

Содержание родительских жалоб через месяц после начала учебы обычно сводится к тому, что ребенок не хочет читать, не слушает на уроке учителя, неряшливо пишет, спешит побыстрее отделаться от заданий. Одним словом, нисколько не старается учиться.

-- Я очень переживаю из-за того, что мой моя дочка-первоклашка отказывается учиться читать, -- говорит мама Оксана. -- Вроде бы неглупая девчонка, а к книгам абсолютно равнодушна. Телевизор заменяет Лизе литературу. Но я понимаю, что, запретив смотреть мультики и детские фильмы, главной проблемы я не решу.

Не секрет, что в последние годы у сказочного, неповторимого мира детской художественной литературы появилось очень много конкурентов. Красочные мультики, боевики и бесконечные компьютерные "войнушки" оставляют все меньше места для интеллектуального развития ребенка. В чем же дело?

-- А проблема в том, что у ребенка, который только начинает читать, еще не развито или слабо развито так называемое эйдетическое чтение, -- говорит семейный психолог Валентина Ситник. -- То есть прочтенное слово не вызывает в сознании видеоряда. Читая по складам, ребенок сосредоточен на самих буквах, но отнюдь не на самом смысле слова. К тому же постоянное напряжение требует концентрации внимания, напряжение порождает усталость, а та в свою очередь -- скуку. Конечно, быть пассивным потребителем яркой экранной продукции гораздо проще, только вот для фантазии и интеллектуальной работы места вообще не остается. Но выход все-таки есть.

Чтобы ребенок подружился с книгой, нужно как можно больше и дольше читать ему вслух. При этом читать нужно выразительно -- тогда малыш быстрее научится связывать слова с возникающими образами. Это способствует развитию логического мышления и формирует еще одну важную черту -- умение слушать, что очень пригодится в школе.

Есть и другая сторона этой проблемы. Многие родители, жалуясь на отсутствие у детей интереса к чтению, на самом деле просто забывают поинтересоваться вкусами ребенка и навязывают ему то, к чему у него не лежит душа. Например, вы заставляете его читать рассказы про животных, а ему были бы гораздо интереснее приключения. Но, конечно, уважая особенности ребенка, можно и нужно влиять на формирование его литературных вкусов. Дети еще не умеют отличать подлинное искусство и частенько забивают себе голову мусором.

-- Если при чтении ребенок не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, то у него, возможно, недостаточно развит фонематический слух (различение и узнавание звуков, составляющих звуковую оболочку слова), вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова (последовательность звуков в слове), -- утверждает логопед Марина Власова. -- Он читает, набирая слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто, и ребенок произносит совсем не то, что написано в книге. В результате не может пересказать прочитанное.

Неправильное чтение сказывается и на письме. Если ребенок пропускает буквы или слоги в словах, не умеет обозначить мягкость согласных, смешивает буквы, сходные по написанию, свистящие с шипящими или звонкие с глухими, то это не просто невнимательность. В таком случае нужно обратиться к квалифицированному специалисту-логопеду. Особенно нельзя откладывать визит в случае так называемого "зеркального письма" -- написания букв наоборот.

НИКАКИХ РЕМНЕЙ!

Кроме всего прочего, в этих ситуациях хочется настойчиво посоветовать родителям, прежде всего, не прибегать к силовым и авторитарным способам решения проблем. Иногда достаточно просто дать понять ребенку, что вы его по-прежнему любите, независимо от его школьных успехов. И если вы начинаете срываться, нервничать, у вас портится настроение, появляется напряжение в отношениях с ребенком, нужно топать к психологу. Он сможет помочь понять, что ваш ребенок так же прекрасен, как и раньше, просто у него большие трудности с вхождением в новый мир взрослых, которые вы сможете успешно преодолеть только вместе.