1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (1584) за 22.10.2003

У НАС ПОШЛИНЫ -- ГУМАННЫЕ

В нашей стране из года в год повышается средняя обеспеченность населения легковыми автомобилями: 17% семей имеют собственные машины (иногда даже не одну). Для сравнения: в 1985 году наличием приватного авто могли похвастать лишь 5% украинцев, в 95-м -- 9%.

Сборкой машин в Украине занимается около 20 предприятий, в отрасли занято более 85 тысяч человек. Работу автомобилестроения обеспечивают 500 предприятий-смежников, где занято еще около 200 тыс. человек. Автопром дает казне ежегодно до 900 млн. гривен. Однако средняя загрузка мощностей предприятий отрасли составляет менее 20 процентов.

Жаль, но большинство "четырехколесных друзей" имеют зарубежные корни, продукцию отечественного автопрома народ покупает слабо. Государство решило внести коррективы в тенденции проявления потребительских предпочтений. В конце июня в парламент поступил законопроект "О развитии автомобильной промышленности Украины" (об этом наша газета вкратце уже сообщала), предлагающий предоставить отечественному автопрому существенные льготы -- освобождение, во-первых, от уплаты ввозной пошлины на товары и комплектующие, используемые для производства автомобилей и модернизации производства, во-вторых, от уплаты налога на прибыль (при условии ее реинвестирования в развитие производства). Одновременно повышаются ставки ввозной пошлины: на новые легковые автомобили -- до 20%, на бывшие в употреблении до 5 лет -- 18 %, на бывшие в употреблении свыше 5 лет -- до 30%.

"Против" высказались фирмы, занимающиеся импортом иномарок. Однако предлагаемые ставки ввозной пошлины, говорят экономисты, не являются завышенными. Например, в Китае пошлина на сегодняшний день составляет 60% (с учетом акцизного сбора), а 12 лет назад была на уровне 110% -- государство создало для автомобильной отрасли надежную систему защиты на переходный период, и только после выхода автомобилестроения на достойный уровень пошло на снижение импортной пошлины. В Египте пошлина составляет от 50 до 160%, в Аргентине -- 35%, в Турции -- 18% (с учетом НДС и других налогов -- 43%). Показательно, что высокий импортный порог установлен и в странах, где отсутствует автомобильное производство (к примеру, в Норвегии, Финляндии, Дании ставка пошлины составляет более 50%, в Израиле -- свыше 60%).

Кстати, половина приобретаемых народом машин (включая продукцию мировых брэндов) собрана в Украине, еще 20% -- российские. Это значит, что три четверти новых автомобилей, предлагаемых потребителю, в цене не повысятся. Потребителей должно порадовать и то, что повышение ставок ввозной пошлины (как и предоставление налоговых льгот) вводится на время. При вступлении Украины во Всемирную организацию торговли ставки будут впоследствии снижены, а преференции -- отменены.