1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №239 (1584) за 22.10.2003

"ХОТЕЛА БЫ СНИМАТЬСЯ В КИЕВЕ --

Даже не верится, что одному из символов Франции -- КАТРИН ДЕНЕВ -- сегодня исполняется 60. Но ни лишний вес, ни возрастные морщины ничуть не портят ее, наоборот, вызывают восхищение, ведь известно, что с годами именно внешность выдает внутреннюю суть. А Денев и сегодня удерживает титул самой красивой женщины планеты с неопровержимыми дополнениями "великая актриса" и "удивительная женщина", ностальгически признаваясь: "В моей сегодняшней жизни не хватает двух вещей -- времени и уже ушедших друзей".

Откровенно объявлять возраст женщины считается плохим тоном, но делаю это без какого-либо смущения, так как сама Катрин Денев спокойно говорит на эту тему. Французские женщины вообще более философски относятся к старению, нежели американки или славянки. Они пытаются в каждом возрасте получать от жизни все. Такова и Катрин Денев. "В фильмах, как и в жизни, внешность может стать для женщины источником жизненных затруднений и краха, если она не меняется одновременно со своим лицом", -- говорит она. А недавно актриса призналась: "Теперь меня раздражает лицо и еще больше моя фигура. А еще больше -- кремы, тушь, массаж". Вообще, для Денев это более чем откровенно, так как она славится сдержанностью и нелюбовью к журналистам: "Презираю тех, кто обнажает свои чувства перед прессой! Какова я в личной жизни -- никого не должно касаться", -- всегда резко прекращает разговоры на эти темы звезда.

Катрин Дорлеак никогда не стремилась к известности. Об этом скорее мечтала ее любимая старшая сестра Франсуаза, которая в 15 лет бросила школу ради карьеры. "А я была обыкновенной девочкой с темно-русыми волосами и припухлыми щечками, -- вспоминала актриса, называя себя в этом возрасте "драной кошкой". -- Франсуаза обладала святым огнем, я -- нет. Она никогда не курила, я курила. Она не брала в рот алкоголя. Я любила выпить". И именно сестра привела четырнадцатилетнюю Катрин в кино, хотя та еще долго не принимала профессию актрисы всерьез.

Но по иронии судьбы именно Катрин осуществила мечту своей сестры, как бы и за нее "проживая" свою жизнь знаменитости. О том, что июньским вечером 1967 года ее самый близкий человек, 25-летняя Франсуаза, заживо сгорела в своем авто, Катрин узнала во время съемок своего двадцать первого фильма. Этот шок она пережила молча, никто не видел фотографий заплаканной звезды, но она долго жила на транквилизаторах, спасаясь только работой. После этого в ее полуулыбке возник оттенок горечи, которая дала повод назвать актрису символом меланхолии французского кино. О сестре Катрин заговорила лишь спустя тридцать лет в своей книге "Ее звали Франсуаза", где, в частности, написала: "Некоторые поступки я совершаю потому, что говорю себе, что она бы сделала так, и принимаю решения, которые бы приняла она".

Горькие потери потом сопровождали Денев постоянно. Достаточно сказать, что у внешне успешной и беспроблемной женщины один за другим "ушли" многие близкие мужчины и любимые режиссеры.

"МОЯ АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА ПОПАЛА В ХОРОШИЕ РУКИ -- СОБСТВЕННЫЕ"

А люди, создающие фильмы с ее участием, всегда для нее не просто коллеги, а, как она говорит, "киносемья". В нее входили Деми, Поланский, Тешине, Бунюэль, Трюффо, Феррери, Лелуш, Варнье. Отсчет актриса ведет от своей первой любви и отца своего сына -- режиссера Роже Вадима (Племянникова). Вместе они много времени провели в знаменитых богемных кофейнях Сен-Жермен-де-Пре. И хотя Вадима называют ее "Пигмалионом", в свои 17 лет Катрин уже была достаточно независимым в своих решениях человеком. "Я не очень-то нуждалась в его советах. Наши отношения были, прежде всего, личными и уже потом -- профессиональными", -- как-то уточнила актриса. И хотя ему приписывают и смену ее фамилии с Дорлеак на материнскую Денев (чтобы не путали с сестрой), и ее перевоплощение в блондинку, сама Катрин уверена: "Решение стать блондинкой из шатенки я приняла сама. Помню, когда впервые увидела себя со светлыми волосами, то испытала что-то вроде потрясения". Да и фильм Вадима "Порок и благодетель", в котором он ее снял, не стал для Катрин этапным. В 19 лет у нее родился сын, Кристиан Вадим. "Передо мной отчетливо встала дилемма: когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения", -- вспоминала она. Отказ выйти замуж за отцов своих детей для Денев вовсе не каприз, а позиция: она не желает себя связывать формальными узами. А еще -- хроническая порядочность: "Я всегда боялась и боюсь отношений, грозящих осложнениями, потому что кроме двоих на свете еще столько людей, связанных с каждым. А это неизбежно приводит к утратам и страданиям". После расставания они сохранили с Вадимом вполне добрые отношения. Катрин даже планировала с ним новую версию "Дракулы". Но когда он выпустил книгу "От "звезды" до "звезды" ("Бардо, Денев, Фонда"), ей пришлось начать вместе с Бардо судебный процесс против него. Сын Кристиан тоже стал актером, снявшись, в том числе в фильме отца "Вечеринка". Денев, комментируя актерский путь сына, говорит, что он это сделал без ее согласия: "Дал себя искусить... Но у него своя жизнь, и я должна с этим смириться".

Ее настоящим "кинокрестным" стал Жак Деми, открывший ее в двух картинах с музыкой Леграна -- "Шербургские зонтики" и "Девушки из Рошфора". Попасть в первый Катрин помог случай: сниматься должна была восходящая звезда эстрады Изабель Обре, но она попала в автокатастрофу. Когда же Деми впервые увидел Катрин, то был разочарован: "Вы ни в малейшей степени не напоминаете мою героиню". Перед ним стояла девушка с располневшей фигурой (она уже была беременна) и растрепанными выбеленными волосами. И все же он попросил свою жену, режиссера Аньес Варда, помочь молодой актрисе поискать другой стиль. И когда он увидел ее с гладко зачесанными, ухоженными волосами, в аккуратном девичьем платьице -- был в восторге. Кстати, именно с тех пор эта прическа стала фирменным знаком Денев. Удивительно, но сюжет фильма перекликался с ее жизнью: пылкий роман и рождение ребенка вне брака, и -- новое замужество. После этого фильма Денев стала настоящей звездой. Деми планировал совместную франко-советскую постановку по мотивам "Анны Карениной" с музыкой Мишеля Леграна и Никиты Богословского. Денев должна была играть главную роль французской певицы, приехавшей петь в Большом театре и встретившей своего современного Вронского. Она ждала эту роль, но проект был остановлен.

Ее независимость проявляется не только в личной жизни, но и в работе. Денев сама выбирает режиссеров, становясь для них очень послушной актрисой. А выбор фильма, по ее признанию, "как прилив крови к голове". И тогда, отдавая должное коммерческому успеху, она предпочитает выигрыш артистический. Полушутя, Денев объясняет свой успех тем, что ее актерская карьера попала в хорошие руки -- ее собственные. Так, еще снимаясь в "Шербургских зонтиках", актриса, не раздумывая, согласилась играть в фильме "Отвращение" у неизвестного тогда режиссера Романа Поланского, увидевшего в ней "девушку, которая, несмотря на свое ангельское лицо, способна зарезать мужчину бритвой".

Международный успех "Зонтиков" открыл перед Денев голливудскую карьеру. "Ньюсуик" писала: "Французские актрисы, как хорошие вина -- нетранспортабельны. Кроме Катрин Денев". И по тем немногим работам, которые состоялись у актрисы в США, там были просто поражены невиданной дисциплиной и выдержкой парижанки. Но вернувшись, она все же сетовала, что условия работы в американских студиях для ее "латинской натуры" не лучшие. Ведь основное для нее -- "жить полноценной жизнью, а в Голливуде это невозможно". И потом, не желая отрываться от родной почвы, Денев позволяет себе сниматься только в маленькой Европе. Но однажды в Англии она встречает молодого, но уже культового фотографа Дэвида Бейли и, оставив Париж, на несколько лет переселяется в Лондон, который в 60-х превратился в мировой центр моды и стиля. Здесь она позирует для популярных журналов "Вог" и "Плейбой". Позже, она стала миссис Бейли, "оправдывалась": мол, Дэвид так настойчиво упрашивал... Церемония ее единственного бракосочетания выглядела очень экстравагантно, в стиле "свингующего" Лондона: Катрин вся в черном, жених в джинсах, свидетели -- сестра Франсуаза и лидер "Роллинг стоунз" Мик Джаггер. Но после трех лет кочевой жизни, когда Катрин постоянно моталась через пролив, чтобы увидеться с родными или сняться в очередном французском фильме, они развелись.

У нее были романы с очень знаменитыми мужчинами: Омаром Шерифом, Джонни Холлидеем, Бартом Рейнолдсом, Луисом Бунюэлем, Франсуа Трюффо, Сержем Гинзбургом, русским художником Юрием Купером. И каждый раз она сама была инициатором разрыва. Особенно красивый роман, уже давно описанный до мельчайших подробностей, был с "первым любовником Европы" Марчелло Мастроянни. Он начался на съемках фильма "Это случается только с другими". И хотя поначалу им как-то было не до флирта, но уж слишком оба прекрасны... Он задаривал ее подарками -- она отвечала тем же. Так, по случаю дня рождения Марчелло подарил ей роскошную виллу в Ницце, а вернувшись в Париж, обнаружил у себя во дворе ответный подарок Катрин -- красный "ягуар", о котором всегда мечтал. Никогда и никому из своих любимых женщин Мастроянни не предлагал брак, а тут просил, вымолив развод у своей жены Флоры. Денев ему дважды отказала, даже после рождения дочери Кьяры ("светлой"), которую Мастроянни обожал и как-то проговорился: "Я обожал мать этого ребенка". И когда великий актер умирал от рака в своей парижской квартире, рядом с ним были именно Катрин и Кьяра. Дочь также выбрала профессию своих знаменитых родителей. Еще маленькой Кьяра ездила с отцом в Россию на съемки фильма Никиты Михалкова "Очи черные". А в 18 лет ушла из дома, бросила университет и полностью отдалась кино. С матерью она снялась в фильме Лелуша "Только вдвоем" и в картине "Мое любимое время года", а с отцом -- "Три жизни и одна смерть". Шесть лет назад ко всем прежним "титулам" Денев добавилось звание "идеальной бабушки страны".

"Я БОЛЬШАЯ МОТОВКА, И ДЕНЬГИ НЕ ТАК УЖ ВАЖНЫ".

Вот чего Денев ни разу не сделала -- это не вышла на театральную сцену. Одно время сделать это ее безуспешно уговаривал Филипп Нуаре -- партнер по фильмам "Жизнь в замке" и "Африканец". Актриса панически боялась вдруг забыть текст и опозориться. Сегодня, как всегда, звезда снимается "когда хочется", ее много приглашают, потому, что Денев смело идет на эксперименты, и говорит, что может "замочить" имидж благородной красивой женщины. И ей таки доводилось играть и детектива, и вампиршу, и шизофреничку, и лесбиянку, и алкоголичку. В фильме "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера она сыграла слесаря, в "Поле Х" -- разделась в свои годы и "любила" родного племянника. В "8 женщинах" взасос целовалась с Фанни Ардан. "Я слышала от многих американских актрис, как трудно найти работу в зрелом возрасте, -- заметила актриса накануне юбилея. -- В Европе гораздо больше свободы. Женщин средних лет мужчины здесь очень ценят, ценят и зрители, потому что в этом возрасте приходит и зрелость, и мудрость, и понимание многих вещей".

Настоящая француженка Катрин Денев любит красивый флер вокруг себя. Ей было 25, когда она стала рекламным символом "Шанель №5". В 35 -- она уже символ Франции: с нее лепили бюст национальной героини Марианны. А недавно актриса стала "лицом" компании "L’Oreal". Около 30 лет Денев была музой для маэстро моды Ива Сен-Лорана. История их дружбы началась благодаря... английской королеве, которой должны были представить молодую французскую актрису. Для этого события Катрин попросила Сен-Лорана сшить вечерний туалет из его давней "русской коллекции" -- узкое красное платье, украшенное бриллиантами. "Это та роскошь, которую я могу себе позволить, -- говорила актриса. -- Кто-то играет в казино, а я всю жизнь одеваюсь у Сен-Лорана". В последнее время она все больше отдает предпочтение другому дизайнеру -- Жану-Полю Готье. Эта женщина насколько француженка, настолько может поступать совершенно не по-французски. "Я не умею копить, я большая мотовка, да и деньги не так уж для меня важны. А любовь, дружба, человеческие отношения -- для меня самое главное".

У Денев есть дальние родственники из России, русская кровь и в ее сыне Кристиане. Но эта часть Европы для нее пока экзотика. И когда один московский критик спросил, как она представляет русских, она ответила: "Это экстремальные люди: очень лиричные, очень дикие, очень романтичные. И я люблю русское кино. Еще мне нравится один грузинский режиссер... Он умер, я видела его фильм про крепость... Параджанов". И тут же сказала, что не против сняться в России, но хотела бы начать с Киева: "Ведь там живут мои "подопечные" из фильма "Восток-Запад".

И если высказывание о "заповедной зоне" личного для Денев табу, то своими женскими секретами она делится более щедро. Не так давно призналась, что в ее теле 64 метра золотых нитей, помогающей сохранять красоту. А еще поделилась одним из своих рецептов "молодости": "Чтобы снова зарядить свои батарейки, я погружаюсь в сон -- сплю где придется: на стуле, в машине, во время пересадки в аэропорту, в перерывах съемок". Живет эта женщина-тайна в одном из самых дорогих и престижных районов Парижа. И как в юности, до сих пор на ее каминной полке -- многочисленные безделушки, в основном, амулеты от сглаза и порчи. Она не любит праздников, ее слабость -- бриллианты и камни, антикварные магазины и... пирожные с кремом. Она выпустила несколько дисков песен, записанных с Сержем Гинзбургом и Жераром Депардье. Отдыхать предпочитает в своем деревенском доме в Нормандии, где в большом саду гуляют гуси, овцы, пять кошек, или в Италии, где от Мастроянни остался дом в Тоскане.

Ее большой друг и партнер по фильмам Жерар Депардье в своих мемуарах "Украденные письма" сделал Денев признание: "В одном интервью я заявил, что ты -- "мужчина, которым я хотел бы быть". Я никогда не видел, чтобы ты на что-то жаловалась на съемке. Ты можешь часами стоять под раскаленным солнцем или на сибирском морозе. Ты можешь удариться в разгул, пить, как сапожник -- и быть на другой день готовой к бою. Ты обладаешь большим чувством ответственности, большей силой и большей надежностью, чем другие актеры. Ты сумела защитить свою жизнь и жизнь своих детей. Иные думают, что ты холодна. А ты просто отличаешься прямым, откровенным, лишенным двусмысленности характером".