1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (1585) за 23.10.2003

ДЕТИ БАСТУЮТ, УЧИТЕЛЯ -- УВОЛЬНЯЮТСЯ,

Как это знакомо, когда сталкиваются две силы, два интереса, две структуры! На политической арене либо в кулуарах власти. Оказывается, не чуждо это и системе образования.

Шостка. Гуманитарная гимназия. Одно из ведущих учебных заведений города, где у детей хорошие знания, они занимают первые места на олимпиадах, ездят на практику за рубеж. Казалось бы, живи, учись и радуйся...

После ухода в 2002 году бывшего директора гимназии весь минувший учебный год школа работала без официального руководителя. На общественных началах, даже без приставки и.о., эту должность занимала завуч Нина Сиваева. Мэр Шостки Николай Нога тогда обещал педколлективу, что в гимназии будет "директор директоров", и не меньше, чем кандидат наук. Поиск завершился лишь к концу лета.

Преподаватель физкультуры Сергей Школьный рассказывает, что 27 августа на учительской конференции его коллега -- молодая учительница математики Юлия Мороз, поведала о своем переходе из гимназии в лицей. И даже показала заявление об увольнении. На следующий день он и все учителя гимназии узнали, что Юлия Михайловна не ушла, а... назначена директором гимназии.

1 сентября в школе состоялось собрание, на котором учителя выразили протест новому назначению. По их словам, Юлия Михайловна пять лет преподавала в этой же школе, и коллеги знают об уровне ее работы. В итоге из 26 присутствовавших учителей 23 проголосовали против нового директора, три -- воздержались. Однако это никак не повлияло на ситуацию. Тогда начали увольняться преподаватели профильных классов. Уже ушли четыре педагога, еще несколько человек "собирают вещи".

Это вызвало протест у детей и родителей. Старшеклассники написали письмо-обращение (около 100 подписей) к Юлии Мороз с требованием покинуть занимаемую должность. Копию адресовали мэру города. 1 октября к мэрии с плакатами вышли около 80 старшеклассников. Городской голова пообещал им в ближайшее время конфликт разрешить. Но этого не последовало. Тогда учителя, родители и учащиеся передали письмо-обращение на сессию горсовета, состоявшуюся 14 октября.

ДИРЕКТОР: "ЭТО СПЛАНИРОВАННАЯ АКЦИЯ"

В тот же день в Шостке побывал и ваш корреспондент. Как оказалось, мы были первыми, с кем героиня конфликта согласилась встретиться, мотивируя прежние отказы "однобокостью позиции местных СМИ".

-- С первого же дня против меня была спланирована акция, -- считает директор. -- Причем всего группкой людей. Пока я была преподавателем, все было хорошо, а когда меня назначили директором -- стала неугодной.

-- Большинство учителей -- за отстранение вас от должности. Есть ли у вас команда поддержки?

-- Об этом очень хорошо написала преподаватель зарубежной литературы Татьяна Парненко. (Письмо в поддержку Ю. Мороз было также распространено на сессии горсовета). "Вы спросите, где же команда Мороз и есть ли она вообще? Ее не может быть по той простой причине, что молодой директор пришла не командовать, а сотрудничать".

-- Но ведь уходят ведущие специалисты-предметники?

-- Это тоже спланированная акция. Они говорят, что уже не хотят уходить. (Позже в беседе с нами это утверждение было опровергнуто. Авт.) Приходили ко мне и родители, правда, боялись, чтобы о нашей встрече никто не узнал. Говорили, что наделано много ошибок.

-- Что вы можете сказать по поводу прошедшей акции и обращения к вам детей ?

-- Я тогда была на больничном. Но учителя натерпелись. Ученики не предупредили их о незаконном уходе с уроков. А в объяснительных мотивировали свое отсутствие тем, что их заставили выйти к администрации. (На просьбу показать объяснительные Ю.М. ответила отказом. -- Авт.) Я еще раз повторяю, это все спланировано.

-- Говорят, вам угрожают по телефону...

-- Звонки поступают постоянно, даже пришлось подать заявление в прокуратуру. Но ничего, я выстою.

УЧИТЕЛЯ: "ДИРЕКТОР НЕ СЧИТАЕТСЯ С КОЛЛЕКТИВОМ"

После встречи с Юлией Михайловной мы поговорили с некоторыми из педагогов. Практически все были категоричны во мнении.

Светлана Хотыненко, преподаватель истории и права высшей категории: "Меня возмутило то, как произошло назначение директора. А главное, нас не устраивают профессиональные качества Юлии Мороз как директора. Дело не в молодости. Я тоже молода. Для такого заведения, как наше, уровень компетенции должен быть высочайшим, и учиться быть директором нужно не в гимназии. Если коллектив не воспринимает руководителя, насильно им навязанного, люди начинают уходить.

Нина Дацюк, учитель украинского языка и литературы: "Нами пытаются манипулировать. Начальник управления образования облгосадминистрации Владимир Чирва пообещал, что решит проблему, но спустя несколько дней заявил, что никаких изменений не будет. Хотя видел, что коллектив не "разделился", как он сказал, -- протестует большинство".

Сергей Школьный, учитель физкультуры: "Юлия Михайловна совершенно не считается с коллективом".

Нина Сиваева, завуч гимназии: "В письме, розданном на сессии, говорится, что я и другие учителя рвались к власти. Это самая настоящая грязь. Нам нет разницы, кто будет директором. Главное, чтобы он справлялся".

РОДИТЕЛИ: "РАНЬШЕ ДЕТВОРА БЕЖАЛА В ШКОЛУ, А СЕЙЧАС..."

Олег Рыхлевский: "Юлия Михайловна разогнала коллектив и не сделала ни одного шага навстречу. Ее никто не принимает".

Татьяна Пащенко: "Мы знали Мороз еще как учителя. Для детей после ее уроков приходилось нанимать репетиторов. Да и что это за педагог, если за провинность заставляет ребенка написать в дневнике: "Я подлец, меня нужно высечь розгами". И это же не единичный случай. Бросала в детей тряпки, которыми вытирают доски. Любой из родителей это подтвердит".

Валентина Жильникова: "Раньше детвора бежала в школу и гордилась, что они -- гимназисты. А сейчас..."

УЧЕНИКИ: "МЫ НЕ ХОТИМ ДРУГИХ УЧИТЕЛЕЙ"

Наша встреча с учениками 11-х классов (в полном составе) прошла без педагогов, родителей и директора. Мы даже не ожидали, что школьники окажутся такими открытыми, со своим мнением, позицией.

-- Мы не хотим других учителей вместо тех, которые уволились. Нам через 9 месяцев в вузы поступать.

-- Чем же Юлия Михайловна не "ко двору"?

-- Мы не касались конфликта руководства и учителей, но стали его жертвами. Наши педагоги нас не бросили. Они просто не могут здесь работать.

ИЗ СЕССИОННОГО ЗАЛА

На сессии горсовета этот вопрос вызвал бурное обсуждение. Председатель профсоюза учителей Ирина Никитина сказала, что в гимназии никто не может работать и учиться. "Родители отдавали детей в руки лучших учителей. Сейчас они уходят. А значит, мы идем на развал гимназии. И если так все оставить -- ее просто не будет".

Директор 11-й школы Вера Литкевич убеждена в том, что в школе эксперименты невозможны. Они очень дорого стоят. "Власть имеет право на неординарное, но не на топорное решение, -- говорит Литкевич. -- К уважаемому в городе коллективу отнеслись пренебрежительно. Им сказали: "Вы успокойтесь и разойдитесь". Вот они и расходятся..."

В итоге депутаты решили: принять к сведению обращение учителей, родителей и детей, рекомендовать управлению образования принять решение о стабилизации процесса. Отменить назначение -- не в их компетенции.

Мэр Шостки так прокомментировал ситуацию: "Чем больше пресса раскрутит этот конфликт, тем негативнее будут последствия". Между тем прецедент приобрел всеукраинский масштаб. Родители пишут в Верховную Раду: "Рушатся судьбы детей. Гибнет гимназия. Кому это нужно?" Депутат ВР Ольга Гинзбург не только пообещала поддержку коллективу в урегулировании конфликта, но и выразила восхищение мужеством учителей, отстаивающих свои права на работу в нормальных психологических условиях. И уже 15 октября ее заявление прозвучало на сессии ВР.