1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №242 (1587) за 25.10.2003

ВЫХОД ИЗ "ТЕНИ"

В четверг парламент одобрил в первом чтении бюджет-2004. Но главные баталии впереди, ибо Кабмин впервые отважился заметно снизить налоги и для бизнеса, и для каждого гражданина. А накануне документ вынесли на суд общественности. Но полемика на "круглом столе" быстро превратилась в перетягивание одеяла, порой -- в интересах отнюдь не бедствующих слоев.

Этого следовало ожидать, ведь бюджет -- хоть семьи, хоть государства -- всего лишь компромисс между желаниями и возможностями. Как сообщил замминистра финансов Анатолий Шаповал, нынешний валовый внутренний продукт (ВВП) Украины -- чуть больше половины того, что был в 1991-м. Отсюда в бюджете -- убогие $337 на душу населения. Сравним: в США на каждого жителя приходится $12731, во Франции -- $11021, Канаде -- $9874, Польше -- $1852, России -- $851. Меньше нашего наскребают Молдова ($126) и Киргизия ($50).

Зато наш уровень перераспределения денег через казну сопоставим с развитыми странами -- 30,8% (в Германии -- 30,6%, в США -- 29,4%). Сей номинальный "паритет" не согреет сельского пенсионера холодными зимними вечерами, но Минэкономики обещает, что целевые субсидии для малоимущих на покупку твердого топлива и сжиженного газа вырастут на 140 млн. грн. -- до "уровня потребности". По чуть-чуть прибавят почти всем бюджетным "едокам". Повысят соцгарантии малообеспеченным, инвалидам и семьям с детьми, пособия по рождению ребенка и отдельные выплаты ветеранам войны и труда, на 22,3% увеличат выплаты чернобыльцам. Предусмотрено и обещанное повышение минимальной зарплаты бюджетникам до 237 грн., на что потребуется 2,3 млрд. Общие расходы по "социалке" составляют 42%, отсюда бюджет правительство называет социально направленным.

Но тут же с критикой на Минфин обрушился председатель организации "Союз Чернобыль" Юрий Андреев: на погашение долгов чернобыльцам за прошлые годы выделят 300 млн. грн., а сам долг -- 700 млн. Черным юмором прозвучали его выкладки о строительстве жилья для переселенцев из зоны отчуждения: если при нынешних темпах выделения средств очередь подойдет лет через 100, то по новым нормам -- через 1000!

Главный фактор риска для наполнения казны -- резкое снижение основных налогов (до 25% -- на прибыль предприятий и до 13% -- подоходного с граждан). Кроме того, наш ВВП на 65% формируется за счет экспорта, а это может обернуться крупными потерями из-за изменения конъюнктуры на внешних рынках. Однако если сработает оптимистический сценарий и "теневики" откликнутся на жест доброй воли со стороны правительства, это даст импульс устойчивому приросту экономики (минимум на 8% в год) и с лихвой перекроет дополнительные расходы бюджета. А если нет? Сомнение высказал председатель Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмелевский -- мол, бизнесмены слишком привыкли прятаться в "тени". И потом, более 2 млн. малых и средних предприятий работают в районах с минимальной покупательной способностью, для них резкая легализация равносильна самоубийству.

"Мы стали второй страной в мире по низким налоговым доходам бюджета", -- отметил позитив председатель правления Ассоциации налогоплательщиков Владимир Пустовойтовский. Но при этом, считает он, "идет наступление" на права предпринимателей и пенсионеров и назвал номер "неудобоваримой" бюджетной статьи -- 84-я. Оказалось, она посвящена пенсиям, назначаемым по Законам "О статусе народного депутата", "О дипслужбе", "О прокуратуре" и др., где установлено, что выплачивать такие пенсии в 2004 г. будут только тем, кто не имеет доходов в виде зарплаты и других выплат, а пенсию за особые заслуги предложено платить в половинном размере. От "непривилегированных" пенсионеров выступила председатель Совета организаций ветеранов Ангелина Моисеева, озвучив самую болезненную для них тему -- отмену льгот. Еще раз повторяем: замена льгот адресными выплатами в 2004-м не предусмотрена, это далекая перспектива.

А вот определенное притеснение малого бизнеса и впрямь предполагалось -- в виде повышения единого и фиксированного налога. Координатор проектов Института конкурентного общества Ксения Ляпина заметила, что это повлечет массовую безработицу и волнения. Вспомним, как в этой связи пикетировали парламент таксисты, требуя оставить прежние низкие ставки. И аккурат накануне первого чтения бюджета в ВР Минфин согласился изъять предложение о повышении этих налогов. Однако поборники прав предпринимателей умалчивают, что их подопечные из этих мизерных налогов не смогут заработать себе на пенсию!

Бюджету нужны надежные источники поступлений. Поэтому Кабмин предложил строить его по консервативному сценарию, не преувеличивая возможные доходы от детенизации, и разработал систему компенсационных мер, отменив ряд отраслевых налоговых льгот и льгот по уплате НДС. Не обошлось и без непопулярных мер, среди которых введение НДС на лекарства (пока ветировано Президентом) и акцизов на кофе и шоколад (порядка 3--5 коп. с каждой плитки). А бюджет-2005 видится уже полностью свободным от налоговых поблажек.