Выпуск газеты Сегодня №242 (1587) за 25.10.2003
ПРИ "ВЪЕЗДЕ" В ВТО -- СНЯТЬ КОЛЕСА
Впечатляющие темпы роста экономики требуют адекватного увеличения парка грузовых авто для нужд промышленности и автобусов -- для доставки на предприятия "рабсилы". Тут ситуация печальная: из 970 тыс. имеющихся в стране грузовиков всего 7,3% выпущены после 1995 г., остальные -- советское наследие и бэушный импорт. И эта тенденция усугубляется: из импортированных в 2002-м 40 тыс. грузовозов лишь четверть -- новые, а в этом году -- только каждый шестой. Беда не только в том, что грузовые "Газели", довольно активно поступающие на наш рынок, способны удовлетворить запросы малого бизнеса, но не промышленных гигантов и сельского хозяйства. То, что в сборке нет отечественных грузовиков "измещением" от 2 до 10 тонн, ставит под угрозу обороноспособность страны, которая, как показывает время, -- отнюдь не устаревшая догма.
С автобусами -- не меньшая "напряженка". Как рассказал "Сегодня" председатель правления "Укравтобуспрома" Любомир Крайник, общественному транспорту надо 80 тыс. больших и средних машин. Сегодня 80% имеющегося парка выработало свой ресурс, а сверхбольшие автобусы-"гармошки" двукратно отработали срок эксплуатации. Жители мегаполисов, в том числе автор этих строк, знают, каково по утрам брать штурмом дряхлые "Икарусы", которых все меньше выходит на линии.
Правительство, учитывая актуальность проблемы, в июле утвердило инвестиционную программу Львовского автозавода по выпуску грузовых автомобилей и автобусов, а 17 сентября -- инвестпрограмму Луцкого автозавода (ЛуАЗ). Последняя предусматривает увеличить изготовление автобусов большого, среднего и малого класса до 3 тыс. штук в год, плюс производить к 2007-му до 5 тыс. грузовиков (от 0,8 до 4 тонн). Эти предприятия получили преференции, равные тем, что с 1998-го имеет Запорожский автозавод, а именно -- льготы на импорт комплектующих, нулевую ставку НДС, освобождение от земельного налога, особый налог на прибыль. Но уже 1 октября Президент своим указом отменил соответствующее постановление Кабмина по ЛуАЗу, а на следующий день флагман волынской промышленности остановился. Тем же указом правительству предписано в течение двух месяцев подать в парламент законопроект об отмене Закона "О стимулировании производства автомобилей в Украине" и прочих нормативов в поддержку автомобилестроения, ибо они не соответствуют нормам и принципам ВТО.
В своем обращении 15-тысячный коллектив ЛуАЗа просит принять положительное решение по инвестпрограмме, считая, что в этом вопросе главу государства ввели в заблуждение. В частности, аргумент, что завод лишили господдержки из-за его малой доли в национальном автопроме (2%), не только не отвечает действительности, но не соответствует Закону "О стимулировании...": там говорится, что необходимо внести не менее $30 млн. инвестиций, чтобы получить преференции на выпуск грузовиков и автобусов, а эти капвложения предусмотрены. "Рост наших производственных возможностей серьезно обеспокоил конкурентов как на украинском рынке, так и за рубежом", -- пишут лучане. Интересна реакция других украинских автопроизводителей на проблемы коллег. Хотя они считают, что на данном этапе беда волынян -- их личное дело, но настаивают: отменять Закон "О стимулировании..." нельзя ни по отечественным, ни по международным нормам. Особенно, пока внутренний рынок не защищен 30% ввозной пошлиной на импортные "колеса".
Но, господа, Евросоюз требует отмены всех льгот, которые мы дали автопрому, фактически -- уничтожения отрасли. Понятно, почему этот пункт стал камнем преткновения на переговорах по вступлению Украины в ВТО. При этом ЕС ведет двойную игру: на развитие таких неслабых компаний, как Volksvagen, предоставлен грант в $115 млн., GM-Opel -- $570, Fiat -- $1,7 млрд. А если наше правительство не в состоянии выделить "живые" деньги автомобилестроителям, то иным способом поддержать не моги!
Л. Крайник уверен: "Если инвестпрограмма ЛуАЗа будет "зарублена", это будет сокрушительный удар по развитию общественного транспорта. Нужно "выбивать" у ВТО 5--7-летний переходный период". Думаете, невозможно? Ошибаетесь: Россия уже добилась таких послаблений сроком на 7 лет, плюс ввела 25% пошлину на импорт авто и планирует ее повысить. Может, и мы наконец сбросим личину "второсортности" и научим считаться с нами?