1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (1588) за 27.10.2003

КИЕВЛЯН ТРАВЯТ СВИНЦОМ

Подпольный ядовитый бизнес у нас процветает, о нем открыто можно прочитать даже в газетах. Что и сделали в Национальном центре обращения с опасными отходами: открыли пару-тройку престижных журналов и в графе "объявления" насчитали 28 предприятий, не имеющих лицензии на переплавку аккумуляторов. Мы едем в Вишневое -- на одно из них.

"ГЕРОЕВ"-ОТРАВИТЕЛЕЙ ЗНАЮТ В ЛИЦО

"Охота" за аккумуляторами -- дело выгодное: их составляющее -- свинец -- природный металл, которого в украинских недрах нет. Львиная доля свинца -- вторсырье. Вот и растет подпольщина. Но он не безобиден: в разогретом состоянии выделяется не только невероятно противный запах, но и пары, а надышавшись ими, человек получает тяжелое отравление. Металл не выводится из организма: от него крошатся зубы, возникают психические болезни. Кроме того, аккумуляторы, как энергонакопители, содержат токсичную жидкость -- электролит. Если в отходы идет аккумулятор с кислотой -- это самый высокий класс опасности -- первый, без кислоты -- третий.

Вместе с главным специалистом Инспекции по охране окружающей среды Киевской области Юлией Гусевой и научным руководителем Наццентра по обращению с опасными отходами Минэкоресурсов Олегом Машкиным отправляюсь ловить подпольщиков. Но прежде -- маленькая провокация: мы позвонили на "ЮрВас-Универсал" и предложили аккумуляторы. Кустари бодро ответили, что принимают... Когда мы искали по закоулкам Вишневого эту фирму-нарушителя, прохожие без труда указали: "Вон те уроды, которые нас травят!"

КСТАТИ

За неделю до этого на предприятии уже была проверка: 9 октября наведался экоинспектор из отдела контроля за состоянием атмосферного воздуха. Пришел он по жалобе эколога завода "Артем" Антона Карплюка. Склады этого предприятия граничат с источающей смрад территорией ООО "ЮрВас-Универсал". Уже полгода, с тех пор как соседи начали "дымить", артемовцы болеют непонятными хворями, отказываются выходить на работу. Проверяющий приехал на следующий же день после заявления. Над одним помещением он увидел дымовую трубу, но показать печь хозяева отказались, мол, нет ключа. Несмотря на то, что предприятие имело разрешение только на перемотку автодвигателей, территория его была захламлена металлоломом. Никаких лицензий на размещение и переработку отходов не оказалось. "Золотарей" прикрыли и оштрафовали на 300 гривен.

"МЫ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕМ!"

Замдиректора предприятия Николай Мороз держался непринужденно: "Аккумуляторы? Да зачем они нам?!". Он все время ходил по достаточно большой территории из одного помещения в другое в поисках то ключей, то бумаг. Мы пробирались за ним сквозь завалы бытового и строительного мусора. Я чертыхалась на чем свет стоит, ибо по наитию обула каблуки. Когда мы попали, наконец, в тот ангар, где в прошлый раз экоинспектор видел печку, ее там уже не было. Только в деревянном полу пустовал большой квадрат, а рядом в мешке лежали... свинцовые пластины. Здесь же следы от переплавленного металла.

Дальше -- больше: во всех закутках территории мы натыкались на мешки с аккумуляторными деталями и скрученый свинцовый кабель. Олег Машкин открыл маленький сарайчик, а там -- все доверху набито электронакопителями. За сараем лежит гора подготовленных пластин под железными листами -- бери и плавь! "Откуда?" -- спрашиваем у замдиректора. "Без понятия!" -- разводит руками тот. Когда явился директор Василий Бужак, он уже не отпирался: "Ну, попробовали что-то. Мы больше не будем..."

-- Здесь налицо "букет" нарушений: загрязнение окружающей среды высокотоксичными веществами (кислотой, свинцом, а при переплавке еще и другими оргвеществами), операции с опасными отходами и металлоломом без соответствующих лицензий, -- прокомментировал Олег Анатольевич. -- Сейчас составим акт и направим в прокуратуру. Там к таким "испытателям" настроены жестко.

АККУМУЛЯТОРНЫЕ ЗАВОДЫ ПРИВЫКАЮТ К "ЛЕВОМУ" СВИНЦУ

На это предприятие Наццентр вышел с другой стороны: проверяли предприятие, которое перерабатывало свинец официально. Там указали, что получают от этого "ООО" чуть ли не до трех тонн металла в сутки.

-- Это -- метастазы, -- утверждает Олег Машкин, -- ведь аккумуляторные заводы привыкают работать на нелегальном свинце! Здесь ущерб не только экологии, но и экономике. Например, в Киеве в жилой зоне обнаружили большое количество отработанных аккумуляторов. Фирма не имела лицензии на работу с опасными отходами и, соответственно, не имела права этим заниматься. Вопросом занялась городская прокуратура, но дальнейшая судьба этих аккумуляторов неизвестна.

-- Переработка свинца кустарным методом слишком опасна, -- подхватывает разговор экоинспектор Юлия Гусева. -- Ведь сначала подпольщики сливают электролит в землю или в канализацию. Если, к примеру, с аккумулятора легковушки слить эту "гремучую смесь" в грунт, то в радиусе полутора метров ничего не будет расти десяток лет. С годами кислота не уменьшает агрессивность, с подземными водами разносится дальше. Сливать электролит в канализацию -- не лучший выход: кислота разъедает трубы, а очистительные станции не рассчитаны на ее нейтрализацию -- все идет в Днепр.

ЛЕГАЛИЗОВАТЬСЯ МАЛО КТО ХОЧЕТ

Найти нарушителей легко: автопредприятия честно признаются, куда и кому сдали аккумуляторы. По большому счету, у принимающего они должны попросить лицензию на работу с этими опасными отходами, но, увы, наличка решает все.

-- Раньше ситуация была тупиковая: опасные отходы требовали переработки, но делать это было некому. Поэтому и расплодились подпольщики, -- говорит Олег Машкин. -- Сейчас же создана Корпорация по работе с опасными отходами, есть направление по переработке аккумуляторов, потому мы собрали автотранспортников и разъяснили, что у них есть возможность делать все официально. Самое интересное, что Наццентр не пугает кустарей штрафами или тюрьмой, -- мы по 18-ти адресам направили официальные предложения помочь им легализовать производство. Откликнулись только четверо.

КСТАТИ

Масштабы подобных нарушений не слабые: только в Киеве и области порядка 700 тысяч единиц автотранспорта, на ходу примерно 600. Если срок эксплуатации аккумуляторов -- в идеале три года, и пусть треть машин нуждается в их замене, то получается, что каждый год 200 тысяч электронакопителей нужно куда-то деть. Но! Третья часть -- грузовые аккумуляторы, в которых свинца в три-четыре раза больше, соответственно, больше и электролита. А ведь есть еще система связи с огромными стационарными аккумуляторами, еще и электротранспорт -- троллейбусы, трамваи, метро...