1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1589) за 28.10.2003

ЗА АРХИВ БОРИСА ГМЫРИ ПРЕДЛАГАЮТ $10 МИЛЛИОНОВ

Еще при жизни Бориса Гмырю считали гением -- музыковеды, поклонники и даже враги. Его называли Великим Борисом, артистом-философом, а голос -- редкой красоты и силы бас-кантанте -- басо-абсолюто.

ЕГО НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЕЛ И ДАЖЕ НЕ ПОВТОРИЛ

Судьба отмеряла Борису Романовичу тридцать лет творческой жизни. За это время он успел очень много: дал 1047 концертов, его роскошный репертуар состоял из 600 камерных произведений -- украинских, русских, западных песен и романсов, 39 оперных партий, в которых он исполнил 75 арий, 86 фрагментов вокально-сценических и симфонических произведений.

Для сравнения: репертуар Федора Шаляпина и Энрико Карузо насчитывал 350 и 256 произведений, соответственно. Никто из оперных исполнителей ни до, ни после Гмыри не смог повторить его феномен творческих возможностей. Тиражи пластинок певца, выпущенных фирмой "Мелодия" с 1945 по 1970 год, доходили до 600 тысяч экземпляров. Обширный репертуар позволил записать 200(!) пластинок, которые позже переиздавали 120 раз. За рубеж пластинки Гмыри вывозили вагонами! Во всяком случае так утверждали журналисты того времени.

Голос и талант Гмыри приводил публику в восторг. В апреле 1956 года болгарская газета "Литературный фронт" красноречиво описала подобное проявление: "Чтобы стихли овации по окончании концерта Гмыри, пришлось, наконец, погасить свет, -- так стихийно и сердечно высказывала публика свой восторг искусством знаменитого певца".

ПЕРЕЖИЛ ГОЛОДОВКУ, ВЫУЧИЛСЯ НА ИНЖЕНЕРА И... СТАЛ ПЕВЦОМ

5 августа 1903 года в городе Лебедин на Сумщине в очень бедной семье рабочего-каменщика Романа и швеи Анны Гмыри родился сын. Семья бедствовала настолько, что едва окончив начальную школу, одиннадцатилетний Борис пошел в наймы. В шестнадцать он уже был разнорабочим портового завода, позже -- грузчиком в порту, матросом и кочегаром на шхуне "Св. Павел" в Севастополе. Среднее образование получил на рабфаке лишь в 27-летнем возрасте и сразу же поступил в Харьковский инженерно-строительный институт.

Годы учебы совпали для Бориса Гмыри с первой личной трагедией -- во время голодовки он потерял отца и сестру Настю. Эти же годы стали и судьбоносными. На четвертом курсе, когда студенческий Харьков заслушивался пением Бориса Гмыри, его пригласили на прослушивание в консерваторию. Певец-любитель произвел настолько сильное впечатление на специалистов, что они вынесли вердикт: "Учитывая исключительной красоты голос, выдающиеся сценические данные и высокую общую культуру, рекомендовать Б. Гмырю на учебу в консерватории".

По личному распоряжению наркома образования Николая Скрыпника будущий инженер получил право учиться в двух вузах одновременно. Борис с отличием закончил институт и консерваторию. На третьем курсе консерватории уже работал в Харьковском академическом оперном театре. А сразу же после ее окончания, в 1939 году, получил предложение стать солистом Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко.

В этом же году Гмыря стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов, где получил вторую премию (первая не была присуждена никому). На конкурсе он обошел 77 претендентов. Тут же ему поступили три заманчивых предложения -- стать солистом Большого театра СССР, Ленинградского или Минского. Но Борис Романович остался в Киеве -- без Украины он себя не мыслил. В апреле 1941 года ему присвоили звание "Заслуженный артист УССР". Все складывалось превосходно -- хотелось жить и работать, но через два месяца началась война.

СТАРАЯ ТРАВМА ОСТАВИЛА В ОККУПАЦИИ

В начале лета 1941 года Борис Романович отдыхал в Сочи. Друзья из Киева сообщили, что столицу эвакуируют и посоветовали уезжать в другое место. Вместе с первой женой Гмыря отправился в Харьков, к своему учителю Павлу Голубеву. Но скоро встал вопрос об эвакуации и из этого города. Именно тогда судьба и сыграла злую шутку с певцом. Спеша на поезд он схватил приготовленные чемоданы, но, рывком взяв груз, не смог больше сделать ни шагу. Напомнила о себе старая травма позвоночника, полученная еще во времена работы грузчиком. Скорая помощь отвезла артиста в институт рентгенологии. Так он остался на оккупированной территории...

Когда врачи поставили Бориса Романовича на ноги, он снова стал петь на сцене Харьковского оперного театра. Позже переехал в Полтаву и работал в областном музыкально-драматическом театре имени Н. В. Гоголя, давал концерты. Часто они проходили в детском доме, который не успели эвакуировать из Полтавы. Во время войны в нем находились 300 воспитанников. Чтобы как-то прокормить брошенных детей, директор дома Евгения Двойникова, вместе с бухгалтером Ольгой Помпеевой, вынуждены были пойти на крайность. Они попросили помощи у немцев, аргументируя это тем, что у них тоже есть дети и малыши не должны голодать. Немецкий комендант Фуртвенглер, брат известного композитора и дирижера Вильгельма Фуртвенглера, распорядился не только кормить, но и лечить детей.
-- В январе 2003 года в вашей газете я прочитала статью о Евгении Двойниковой ("Женщину, спасшую во время войны 300 детей приговорили... к расстрелу" от 15.01.2003 г.) и мне стало кое-что понятно и в биографии великого певца, -- рассказывает президент Фонда Бориса Гмыри Анна Принц. -- Борис Романович рассказывал, что в Полтаве один высокий немецкий чин преклонялся перед его талантом. Он сознался, что имеет специальное распоряжение Эриха Коха вывезти Гмырю в Германию живым или мертвым. "Самолет всегда вас ждет, -- говорил он. -- Только согласитесь -- и перед вами откроются двери всех театров мира". Прочитав материал в "Сегодня", я поняла, что, наверняка, это был Фуртвенглер.

ВЕСЬ МИР ЕГО ЛЮБИЛ, А УКРАИНА ПОДВЕРГАЛА ТРАВЛЕ

Талант Гмыри был, без преувеличения, уникальным. В его репертуаре одновременно уживались басовые, баритоновые и даже теноровые партии. Пример тому -- опера "Тарас Бульба" Николая Лысенко, где он исполнял две партии -- Тараса (бас) и Андрея (тенор). Иногда приходилось импровизировать на сцене. Концертмейстер Лев Острин вспоминал, как на одном из концертов забыл перетранспортировать вступление к романсу и начал играть в теноровой тональности. Когда осознал ошибку, было поздно -- Гмыря уже пел. "Сижу, играю и не верю собственным ушам: Гмыря поет тенором! Когда мы зашли за кулисы, он только улыбнулся.

Во времена, когда в Советском Союзе пытались откровенно затирать наследие Тараса Шевченко, Гмыря подготовил сольный концерт "Шевченкиана". Это был поступок мужественного человека и, к слову, до сих пор Борис Романович остается единственным певцом, который так высоко поднял шевченковское слово.

Гмыря никогда не искал расположения сильных мира сего. Но он его имел.
В 1951 году выступал на Декаде украинского искусства в Москве. В столицу певец привез свое искусство, а украинские чиновники -- отношение на присвоение Гмыре звания народного артиста Украины и... прошение о выдаче ордера на его арест. На концерте присутствовал Сталин. После исполнения арии Ивана Сусанина в притихшем зале Большого театра он первым поднялся и зааплодировал. За ним взорвался зал.

На следующий день на стол генералиссимуса легли документы о присвоении Борису Гмыре звания "Народный артист УССР". Сталин перечеркнул написанное и вывел: "Народный артист СССР". После этого прошение об аресте даже не рассматривалось.

Тем не менее, после войны Гмырю в Украине откровенно травили. Артиста постоянно вызывали в КГБ, принуждали писать объяснительные записки. К "кагебешникам" скоро примкнули и коллеги по театру. Многие с ним даже не здоровались. Особенно ретивым в отношении Гмыри оказался Иван Паторжинский. Борис Романович же считал ниже своего достоинства оправдываться. Когда ситуация достигала апогея, он просто подавал заявление на увольнение. Его не отпускали, но и травля не прекращалась.

В 1957 году дошло до абсурда. Двадцать лет Борис Романович исполнял партию Владимира Галицкого в "Князе Игоре". Когда наконец почувствовал, что роль получается именно так, как ему хотелось, его вдруг обвинили в том, что он... "разгульно поет князя Галицкого, чем растлевает молодежь". Это было последней каплей и Гмыря заявил, что уходит. Директор оперного театра Владимир Гонтарь (зять Никиты Хрущева) уже не смог уговорить Бориса Романовича петь на сцене с такими "друзьями"-коллегами.

Гмыря начал активно гастролировать. Но дальше соцстран -- Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Югославии, Китая -- его не пускали. В архиве Бориса Гмыри хранится пять рукописей концертных программ, подготовленных для гастролей в США. В 1968 году его приглашали выступить на Всемирной выставке в Монреале, но власти певцу об этом даже не сообщили. О самом факте приглашения узнал его концертмейстер Лев Острин. Он поехал в Монреаль аккомпанировать другому исполнителю, и когда певец вышел на сцену, зал встал и, аплодируя, скандировал: "Гмыря! Гмыря!" В антракте к Острину подходили люди и спрашивали: "Почему, когда нужно ехать на гастроли в Америку или Канаду, Борис Гмыря всегда болеет?"

1 августа 1969 года его сердце не выдержало. Выдающийся певец ушел из жизни за четыре дня до своего 66-летия. Его голос звучал еще сильно и молодо, в его жизни была большая любовь и много нереализованных планов.

"ОНА НЕ ПРОСТО ЖЕНА ГМЫРИ"

Господь подарил Борису Романовичу неземную любовь. Можно судить о силе чувств Бориса Гмыри и Веры Нови по их переписке. Вера Августовна хотела уничтожить эти письма, считая их слишком личными. Позже она все-таки разрешила опубликовать фрагменты переписки, но только после своей смерти. Прочитав эти письма, журналистка из Канады сказала: "Я почувствовала огромную женскую силу, которая и доныне дает жизнь ее мужу. Если бы феминистки это увидели, они бы поняли, какую силу имеет настоящая женщина".

Они познакомились в 1949 году на берегу Черного моря в грузинском городке Цхалтубо. Случайно Борис Романович обратил внимание на интересную, с тонким профилем женщину, склонившуюся над вышиванием. Тонкая душа артиста почувствовала, что она -- воплощение женственности. Ему этого очень не хватало. Избранница певца была ученым-физиологом, не очень разбиралась в музыке, потому посчитала себя недостойной своего избранника. Но Борис Романович был настойчив. Они стали жить вместе и никогда об этом не пожалели.

Вера Августовна Гмыря ушла из жизни на сороковой день после смерти мужа. Только цифры в годах их смерти поменялись местами. Бориса Романовича не стало в 69-м, Веры Августовны -- в 96-м.

НЕСКОЛЬКО СТРАН ГОТОВЫ СОЗДАТЬ У СЕБЯ МУЗЕЙ ПЕВЦА

Анна Васильевна Принц показывала мне квартиру четы Гмыри на Крещатике, в которой он жил с 1951 года. Здесь все осталось так, как было при хозяевах. Кажется, что они просто вышли на минутку. Рояль, портреты, сценические костюмы Бориса Романовича, шторы, вышитые руками Веры Августовны, нарисованные ею цветы. Анна Васильевна рассказывает, что Борис Романович любил рвать цветы для своей любимой, подносил Вере Августовне и держал в своих руках пока она их не нарисует. О том, что в квартире теперь живут другие люди, напоминает разве что современный телевизор и компьютер, за которым работает хозяйка.
-- Я считаю, что здесь не имеет права жить никто, -- говорит Анна Принц. -- Но государство пока что игнорирует предложение создать в этой квартире музей. Даже накануне 100-летнего юбилея Бориса Гмыри сюда не пришел ни один представитель Министерства культуры и искусств Украины, хотя их и приглашали.

-- Анна Васильевна, почему, на ваш взгляд, в нашей стране такое двоякое отношение к человеку, которого безусловно признают гением?

-- Это все еще отголоски пребывания Бориса Романовича на оккупированной территории. Пример тому хотя бы книга Дмитрия Гнатюка и Ивана Драча "Голос и власть ", вышедшая в 2000 году. В ней авторы опять утверждают, что Гмыря якобы пел для Гитлера. Знаете, я понимаю почему определенные люди так ненавидели певца при жизни, почему три года после смерти не давали в эфир его записи. Борис Романович был чрезвычайно глубоким человеком, тем настоящим, что отбрасывает все второстепенное и делает украинцев великим народом.

Не один раз Анне Принц, как президенту Фонда Бориса Гмыри, поступали предложения продать уникальный архив выдающегося певца. Последний раз представители одного российского банка предлагали за него десять миллионов долларов. Несколько стран готовы хоть сейчас вывезти все вещи Гмыри и создать у себя его музей. Анна Васильевна не соглашается. Борис Романович ни при каких обстоятельствах не оставил Украину, и она тоже этого не сделает.

P.S. Сбор средств на памятник Борису Гмыре от украинского народа продолжается.