1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1589) за 28.10.2003

ХОЧЕШЬ ДОКАЗАТЬ, ЧТО НЕ ПЬЯН -- НАПИСАЙ В БАНОЧКУ

С наступлением холодов актуальным становится вопрос: пить или не пить "для сугреву". И не имеет значения, передвигаешься пешком или за рулем авто. Чего таить, либеральные судебные вердикты "распустили" водителей. А недавно последним опять "счастье привалило": из столичных кабинетов медэкспертизы, куда в спорных случаях доставлялись водители, изъяли приборы паров спирта (ППС-1). Теперь показания "гаишных" трубочек проверяются наркологами, так сказать, "на глаз".

Для начала уясним процедуру проверки. Вышеупомянутая трубочка ("Контроль трезвости"), которую используют сотрудники ГАИ, является индикатором. Он не способен подтвердить наличие алкоголя в организме, поскольку одинаково реагирует на запах чеснока, кваса, кефира, дырявых зубов, больных желудков. Словом, положительная реакция трубочки -- всего лишь знак: "Внимание, водитель может быть пьян!" Дальнейшее развитие событий зависит от реакции водителя. Не согласен с показаниями трубочки -- добро пожаловать к наркологу. Тот дает клиническое заключение по внешним признакам: запах изо рта, дрожь рук, неустойчивость позы, нарушение речи и т.д.

В общем-то, опытному наркологу не составляет большого труда определить, пьян человек или трезв. Но бывают случаи, когда одной "клиники" недостаточно. Например, кроме запаха, другие признаки отсутствуют. До недавнего времени диагноз врача дублировался прибором ППС-1. В него тоже нужно было подуть, но, в отличие от индикатора "Контроль трезвости", наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе определялось показаниями стрелки, фиксирующей степень опьянения в промилле. В крайних случаях (при ДТП) делались лабораторные анализы крови и мочи.

Так в чем же провинился ППС-1?

-- С распадом СССР надежность прибора и законность его эксплуатации были поставлены под сомнение, в частности, Госстандартом Украины, -- объясняет Ирина Звершховская, заместитель главного врача по медицинской части Киевской городской наркологической больницы "Социотерапия". -- Ни одной инструкцией или правилом, действующими сегодня в сфере наркологии, не предусмотрено использование этого прибора. Так, мы руководствуемся стандартами медицинских технологий, разработанными и утвержденными Минздравом в 1999 году. В них не упоминаются какие-либо инструментальные исследования на предмет опьянения. Для постановки диагноза достаточно осмотра врача. В отдельных случаях проводится лабораторный токсикологический анализ мочи. Что же касается ППС-1, то им хоть и пользовались как измерительным прибором, но, по сути, он, как и трубка "контроль трезвости", всего лишь индикатор, который не играл особой роли в постановке диагноза. Из-за них возникали конфликты в кабинетах экспертизы. Приборы давно нужно было убрать.

Казалось бы, причина разногласий устранена, не нужно переживать за показания всяких сомнительных приборов, а просто "сходить" в баночку, и делу конец. Но... Начнем с того, что процедура медицинского освидетельствования стала дороже. Если раньше водителю за осмотр врача (в т. ч. с использованием ППС-1) и составление протокола приходилось платить 17 грн., то теперь из-за анализа мочи "такса" повысилась до 86 грн. К тому же предложение, пардон, помочиться многие воспринимают как унижение. Посему конфликтных ситуаций отнюдь не стало меньше. И еще: присутствие в кабинете ППС-1 все ставило на свои места. Ведь нарколог по совместительству еще и психолог. Если у него возникали какие-то сомнения, то реакция водителя на прибор выдавала его с головой. Если чувствует вину, начинает нервничать, хитрить. К примеру, закрывает языком трубку, прежде чем подуть. Словом, наркологам добавилось головной боли.

Сотрудники ГАИ тоже не в восторге от нововведения.

-- Усложнилась процедура оформления протоколов, -- рассказывает Виктор Иванюта, заместитель начальника отдела ДПС Управления ГАИ г. Киева. -- Приходится ждать результатов анализов из лаборатории. Но главное, что сотрудник ГАИ дольше задерживается в кабинете нарколога во время осмотра водителя. А в это время дороги остаются без надлежащего контроля. Сейчас мы выявляем в среднем 28 нетрезвых водителей в сутки, 2--3 оказываются участниками ДТП. За девять месяцев этого года по статье "вождение в состоянии опьянения" составлено 4753 протокола, 570 нарушителей лишены прав.

Наверное, не было бы смысла писать эту статью, если бы не одна деталь: в других городах Украины да и стран бывшего СССР эти приборы продолжают использоваться. Дело в том, что "союзные" документы, касающиеся ППС-1, уже вроде как нелегитимны, новых же, утвержденных по всем правилам, нет. В частности, стандарты, на которые сослалась госпожа Звершховская, носят временный характер. До постоянных у законодателей, увы, пока не дошли руки. Вот и поступают с прибором каждый по своему усмотрению.

Между тем, в защиту ППС-1 вступает его разработчик Борис Горковенко. По сей день он числился сотрудником больницы "Социотерапия" по техобслуживанию и проверке ППС-1 в кабинетах экспертизы. Он отметил, что киевские приборы работали исправно. Более того, Борис Константинович несколько усовершенствовал свое детище. Благодаря этому водитель не может "смухлевать", напустив в трубку гортанного воздуха, чтобы прибор не сработал. Только выдох "из глубины души" (альвеолярный) является альтернативой лабораторным анализам. Поэтому называть ППС-1 всего лишь индикатором, одинаково реагирующим на алкоголь и внутрижелудочные брожения, сказал он, большая ошибка. Иначе прибор не прошел бы государственных и медицинских испытаний и не был бы рекомендован к серийному производству (около 15 тыс. ППС-1 выпустил Винницкий завод газоанализаторов с 1982 по 1994 год).

В защиту прибора высказался и заведующий кафедрой наркологии Харьковской медицинской академии последипломного обучения, профессор, д. м. н. Иван Сосин. По его словам, ППС-1 является приоритетным по своим техническим решениям и характеристикам, не уступающим зарубежным аналогам.

Вырисовывается интересная картина: в отличие от Киева, в других городах начали доставать с полок ППС-1 двадцатилетней давности и отправлять на экспертизу разработчику. Более того, в Украинском научно-исследовательском институте социальной и судебной психиатрии и наркологии Минзрава Украины разрабатывается проект приборно-сорбционных диагностических средств наркологического контроля трезвости. В частности, по словам Горковенко, имеется в виду модернизированные варианты ППС-1 и специальные трубки-контейнеры для пользования сотрудниками ГАИ. Новая трубка позволит транспортировать "выдох" водителя в момент задержания к усовершенствованному ППС-1 в медкабинеты. Таким образом, попытки водителя "выветрить" алкоголь из организма, усиленно дыша за два часа, отведенные автоинспекторам на дорогу к наркологу, будут ни к чему. Теперь -- слово за МВД, Минтрансом и МинЧС Украины, которые, возможно, заинтересуются проектами вышеназванного Института. Да и на "советском" приборе индикации паров спирта пока, похоже, не стоит ставить крест.