Выпуск газеты Сегодня №246 (1591) за 30.10.2003
ПОЛЬСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ ЗЕМЛЮ НЕ ПАШУТ
"С УКРАИНЦАМИ БЫВАЮТ СЛОЖНОСТИ"
Одной из главных целей, которые поставили перед собой организаторы "тура", была демонстрация того, как поляки готовятся (и морально готовят нас) к вступлению в ЕС. И если в "паркетных" встречах с чиновниками можно было немного "заблудиться", то путешествие вдоль польско-украинской границы помогло уяснить, "как оно все будет".
"Я могу часами говорить о своей работе, так что нужно вовремя остановиться", -- сказал на встрече с нами главный комендант Пограничной службы Польши Юзеф Климович. "В нашей работе делаем упор на электронику, -- сказал генерал. -- Надеюсь, что скоро это будет самая лучшая по обустроенности граница". "Поляки строят на восточной границе наиболее охраняемую границу Евросоюза. От россиян, белорусов и украинцев нас отделит стена электроники", -- сообщает журнал "Ньюсвик Польша" в статье с красноречивым названием "Польская линия Мажино". И электроника -- не 220 вольт, как невесело пошутил один из журналистов.
За последние два года восточное направление польской погранслужбы (а другого, по-видимому, и не будет) пережило масштабную перестройку. Пункты перехода и заставы на так называемой "зеленой" границе объединены под одним руководством, по европейскому образцу. Каждая застава обслуживает 20-километровый отрезок -- как в ЕС. Планируется набор на службу еще пяти тысяч человек. В желающих недостатка нет -- начинающий сотрудник Стражи Пограничнэй получает около 1700 гривен. На десятки миллионов евро, выделяемых Евросоюзом, закупается спецтехника -- автомобили, мотоциклы, вертолеты, термо- и ноктовизоры. Кроме того, будут установлены некие таинственные системы наблюдения и сигнализации. Каждый, кто нелегально перейдет границу, будет замечен патрулем "стражников". "Поедете на границу, увидите все своими глазами", -- пообещал Климович.
С украинскими коллегами у польских служб сплошное сотрудничество и взаимопонимание. Но случаются и недоразумения. Как сообщил генерал, украинские "погранцы" неохотно принимают назад выловленных в Польше нелегалов, пришедших туда с нашей территории. "Требуют выписывания документов, говорят, чтобы мы показали доказательства, следы, действительно ли мигранты попали с украинской территории". По мнению главного коменданта, такой "формализации" при выполнении соглашения о реадмиссии следует избегать. Еще об одной проблеме главный польский пограничник сказал полунамеком. "Есть у нас КПП "Корчова--Краковец". Почему там в одни дни пусто, а в другие выстраиваются километровые очереди из трейлеров? Проведите журналистское расследование". Расследование проводить не пришлось -- загадку раскрыл генеральный консул Украины в Люблине Иван Грицак. "Подходишь к водителям, спрашиваешь, почему не едут через границу, -- рассказывает дипломат. -- Говорят, что ждут "свою" смену. Так могут ждать по несколько дней..."
РОДИНА В ПРИБОРЕ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
Естественно, что на переходе нас уже ждали и мы явно не были здесь в диковинку. "Месяц назад сюда приезжали голландцы, а через две недели ждем группу "Би-Би-Си", -- рассказывает Эльжбета Пикор, пресс-секретарь Перемышлянского отделения пограничной службы. -- Сейчас европейцы очень интересуются тем, как мы будем защищать восточные рубежи ЕС". А работы хватает. "В этом году мы задержали 11 групп нелегалов и 10 граждан Польши, занимавшихся контрабандой людей", -- сообщил комендант КПП "Корчова" Роберт Рогоз. Схема одна и та же. Граждане Турции, Индии, Пакистана, Шри-Ланки, часто с "липовыми" паспортами, приезжают в Украину. В районе Львова (при помощи украинцев и поляков) формируются "летучие отряды". Подбор людей для перехода очень тщателен -- "организаторы" смотрят, чтобы не было религиозных конфликтов, чтобы движение группы не замедлялось из-за большого количества женщин и т.д. Дабы вызывать меньше подозрений, часто используются дорогие автомобили.
Вторая главная проблема -- контрабанда сигарет и алкоголя. Естественно, пограничники тоже не сидят сложа руки, хотя своими методами с прессой не делятся. "Мы работаем, как все соответствующие службы, но сейчас мне тяжело сказать, имеем ли мы агентуру на территории Украины", -- так ответил Рогоз на вопрос "Сегодня" по поводу одного из таких методов.
А позже нам устроили выезд на зеленую границу. Нужно сказать, что увиденное там несколько расходилось с традиционным "имиджем", над которым поработали советский кинематограф и годы закрытого режима. С польской стороны не оказалось ничего, кроме красно-белых столбов. С украинской стороны еще можно заметить пропаханную полосу, изрядно поржавевшую колючую проволоку и заброшенную смотровую вышку. "Украинцы имеют свои секреты и способы, которые там, наверное, лучше работают", -- поясняет Эльжбета Пикор.
Техника, приехавшая на кордон вместе с нами, -- это микроавтобус, обустроенный специальным оборудованием. Во время демонстрации над крышей поднялось некое подобие перископа, и начался круговой поиск. "Хоть бы тебе заяц какой пробежал", -- сокрушался кто-то из нашей группы, глядя на пустой экран ноктовизора, "шарящего" на 15 километров в округе. В конце концов, роль "нелегального мигранта" исполнил одинокий украинский тракторист, вместе со своей машиной убирающий что-то на приграничном поле. До него было километра четыре, невооруженным глазом -- маленькая точка, но на экране все видно гораздо ближе и ночью такой "объект" незамеченным не уйдет. Патруль, моторизованный "под завязку" японскими мотоциклами или американскими внедорожниками, перехватит нарушителя...
Конечно, все продемонстрированное нам несло на себе некий отпечаток показушности, допустимой в общении с дилетантами, коими мы и были. В пограничной реальности наверняка не все идеально. Но, тем не менее, в польском обществе эти изменения воспринимаются позитивно, хотя иногда и можно услышать высказывания типа "невелика честь -- работать у сытых буржуев "заслонкой" от Азии".
А то, что украинские службы на границе также "свое дело знают", мы поняли при возвращении. Нашему водителю было заявленно, что польский автобус не может ввозить в Украину такое количество украинцев. Правда, после того, как проверяющий узнал, что едут украинские журналисты, проблема как-то снялась сама-собой... Интересно, если бы такое заявили, например, пилоту Люфтганзы или того же ЛОТа, прилетевших в Борисполь... Но, несмотря ни на что, контроль благополучно пройден, и наш люксовый "Neoplan" стучит по неровной дороге. Мы возвращаемся.