1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (1591) за 30.10.2003

ПОЛЬСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ ЗЕМЛЮ НЕ ПАШУТ

Большое видится на расстоянии. Не так давно нам, группе украинских журналистов, представилась возможность удостовериться в правдивости избитого афоризма. В данном случае расстояние -- 750 километров по маршруту Киев--Варшава--Киев. В поездке, организованной посольством Польши, удалось, в прямом и переносном смысле, проехаться по главным сложностям Украины в ее отношениях с западными соседями.

"С УКРАИНЦАМИ БЫВАЮТ СЛОЖНОСТИ"

Одной из главных целей, которые поставили перед собой организаторы "тура", была демонстрация того, как поляки готовятся (и морально готовят нас) к вступлению в ЕС. И если в "паркетных" встречах с чиновниками можно было немного "заблудиться", то путешествие вдоль польско-украинской границы помогло уяснить, "как оно все будет".

"Я могу часами говорить о своей работе, так что нужно вовремя остановиться", -- сказал на встрече с нами главный комендант Пограничной службы Польши Юзеф Климович. "В нашей работе делаем упор на электронику, -- сказал генерал. -- Надеюсь, что скоро это будет самая лучшая по обустроенности граница". "Поляки строят на восточной границе наиболее охраняемую границу Евросоюза. От россиян, белорусов и украинцев нас отделит стена электроники", -- сообщает журнал "Ньюсвик Польша" в статье с красноречивым названием "Польская линия Мажино". И электроника -- не 220 вольт, как невесело пошутил один из журналистов.

За последние два года восточное направление польской погранслужбы (а другого, по-видимому, и не будет) пережило масштабную перестройку. Пункты перехода и заставы на так называемой "зеленой" границе объединены под одним руководством, по европейскому образцу. Каждая застава обслуживает 20-километровый отрезок -- как в ЕС. Планируется набор на службу еще пяти тысяч человек. В желающих недостатка нет -- начинающий сотрудник Стражи Пограничнэй получает около 1700 гривен. На десятки миллионов евро, выделяемых Евросоюзом, закупается спецтехника -- автомобили, мотоциклы, вертолеты, термо- и ноктовизоры. Кроме того, будут установлены некие таинственные системы наблюдения и сигнализации. Каждый, кто нелегально перейдет границу, будет замечен патрулем "стражников". "Поедете на границу, увидите все своими глазами", -- пообещал Климович.

С украинскими коллегами у польских служб сплошное сотрудничество и взаимопонимание. Но случаются и недоразумения. Как сообщил генерал, украинские "погранцы" неохотно принимают назад выловленных в Польше нелегалов, пришедших туда с нашей территории. "Требуют выписывания документов, говорят, чтобы мы показали доказательства, следы, действительно ли мигранты попали с украинской территории". По мнению главного коменданта, такой "формализации" при выполнении соглашения о реадмиссии следует избегать. Еще об одной проблеме главный польский пограничник сказал полунамеком. "Есть у нас КПП "Корчова--Краковец". Почему там в одни дни пусто, а в другие выстраиваются километровые очереди из трейлеров? Проведите журналистское расследование". Расследование проводить не пришлось -- загадку раскрыл генеральный консул Украины в Люблине Иван Грицак. "Подходишь к водителям, спрашиваешь, почему не едут через границу, -- рассказывает дипломат. -- Говорят, что ждут "свою" смену. Так могут ждать по несколько дней..."

РОДИНА В ПРИБОРЕ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ

Естественно, что на переходе нас уже ждали и мы явно не были здесь в диковинку. "Месяц назад сюда приезжали голландцы, а через две недели ждем группу "Би-Би-Си", -- рассказывает Эльжбета Пикор, пресс-секретарь Перемышлянского отделения пограничной службы. -- Сейчас европейцы очень интересуются тем, как мы будем защищать восточные рубежи ЕС". А работы хватает. "В этом году мы задержали 11 групп нелегалов и 10 граждан Польши, занимавшихся контрабандой людей", -- сообщил комендант КПП "Корчова" Роберт Рогоз. Схема одна и та же. Граждане Турции, Индии, Пакистана, Шри-Ланки, часто с "липовыми" паспортами, приезжают в Украину. В районе Львова (при помощи украинцев и поляков) формируются "летучие отряды". Подбор людей для перехода очень тщателен -- "организаторы" смотрят, чтобы не было религиозных конфликтов, чтобы движение группы не замедлялось из-за большого количества женщин и т.д. Дабы вызывать меньше подозрений, часто используются дорогие автомобили.

Вторая главная проблема -- контрабанда сигарет и алкоголя. Естественно, пограничники тоже не сидят сложа руки, хотя своими методами с прессой не делятся. "Мы работаем, как все соответствующие службы, но сейчас мне тяжело сказать, имеем ли мы агентуру на территории Украины", -- так ответил Рогоз на вопрос "Сегодня" по поводу одного из таких методов.

А позже нам устроили выезд на зеленую границу. Нужно сказать, что увиденное там несколько расходилось с традиционным "имиджем", над которым поработали советский кинематограф и годы закрытого режима. С польской стороны не оказалось ничего, кроме красно-белых столбов. С украинской стороны еще можно заметить пропаханную полосу, изрядно поржавевшую колючую проволоку и заброшенную смотровую вышку. "Украинцы имеют свои секреты и способы, которые там, наверное, лучше работают", -- поясняет Эльжбета Пикор.

Техника, приехавшая на кордон вместе с нами, -- это микроавтобус, обустроенный специальным оборудованием. Во время демонстрации над крышей поднялось некое подобие перископа, и начался круговой поиск. "Хоть бы тебе заяц какой пробежал", -- сокрушался кто-то из нашей группы, глядя на пустой экран ноктовизора, "шарящего" на 15 километров в округе. В конце концов, роль "нелегального мигранта" исполнил одинокий украинский тракторист, вместе со своей машиной убирающий что-то на приграничном поле. До него было километра четыре, невооруженным глазом -- маленькая точка, но на экране все видно гораздо ближе и ночью такой "объект" незамеченным не уйдет. Патруль, моторизованный "под завязку" японскими мотоциклами или американскими внедорожниками, перехватит нарушителя...

Конечно, все продемонстрированное нам несло на себе некий отпечаток показушности, допустимой в общении с дилетантами, коими мы и были. В пограничной реальности наверняка не все идеально. Но, тем не менее, в польском обществе эти изменения воспринимаются позитивно, хотя иногда и можно услышать высказывания типа "невелика честь -- работать у сытых буржуев "заслонкой" от Азии".

А то, что украинские службы на границе также "свое дело знают", мы поняли при возвращении. Нашему водителю было заявленно, что польский автобус не может ввозить в Украину такое количество украинцев. Правда, после того, как проверяющий узнал, что едут украинские журналисты, проблема как-то снялась сама-собой... Интересно, если бы такое заявили, например, пилоту Люфтганзы или того же ЛОТа, прилетевших в Борисполь... Но, несмотря ни на что, контроль благополучно пройден, и наш люксовый "Neoplan" стучит по неровной дороге. Мы возвращаемся.