1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №249 (1594) за 03.11.2003

УСЛЫШАВ "ГОЛОСА", МАТЬ ОКРОПИЛА НОЖ СВЯТОЙ ВОДОЙ И ЗАНЕСЛА ЕГО НАД СЫНОМ...

Два года тому назад религиозная фанатичка заморила голодом двух дочек, будучи уверенной, что спасает их души. А на днях в столице разыгралась похожая драма, к счастью, не приведшая к столь трагическим результатам, но оттого не менее страшная. Повинуясь "голосам", мать изрезала ножом крошечного сына. Старшая девочка, ставшая свидетельницей ужаса, уцелела, можно сказать, чудом. Что же произошло с этой молодой, образованной, порядочной и глубоко верующей женщиной?

ЗАПИШИТЕ: "Я ЦАРИЦА ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ"

В милицию позвонили из "скорой помощи", госпитализировавшей маленького Никитку (все имена по тексту изменены из этических соображений). У ребенка, которому исполнилось немногим больше года, грудь была порезана ножом, а самое тяжелое -- проникающее ранение досталось в живот. Прибывшая на место следственно-оперативная группа Дарницкого райуправления внутренних дел, как рассказал исполняющий обязанности начальника управления Евгений Шубенок, задержала подозреваемую в квартире, где все и произошло. Женщина никуда не собиралась бежать. И ничего не пыталась скрыть. Казалось, она сама пребывала в глубоком шоке. Вечером того же дня, когда мне удалось побеседовать с Людмилой, она казалась слишком спокойной, если бы не бьющая худое тело мелкая дрожь и не прерывистая бесцветная речь.

-- Я не спала всю ночь. Никитка тоже не спал, кричал из-за демонического. Мне было откровение в пять часов утра. Или в шесть: Господь, матерь Божия, царь Константин, архистратиг Михаил... Это было открыто Богом. Мне велели убить Никитку. Сначала Никиту, потом Ирочку. Но после того, что я с Никитой сделала, я испугалась и не смогла ее убить...

Людмила просит, чтобы ее называли Изидой, отрекаясь не только от простого светлого имени, которым нарекли ее отец с матерью, но и практически от всего, что раньше составляло смысл ее жизни. Тонкое лицо можно было бы назвать красивым, если бы не мертвенная бледность и не скользящие по нему тени, искажающие правильные черты. Временно это или навсегда, сейчас не угадает никто.

-- Мне говорят, чтобы вы записали, что я -- царица всей Вселенной, -- губы Изиды дрожат, пытаясь растянуться в подобие смущенной улыбки и вновь становятся безжизненными.

Оказывается, она и во время нашего разговора слышит те же голоса, что толкнули ее на поступок, чудовищно противоречащий всем заповедям и учениям святых.

НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЛ

Из объяснительной: "Я сама православная христианка, с детства меня моя мама водила в храм. До недавнего я просто верила в Господа, но с Чистого четверга (перед Пасхой) 2003-го со мной начали происходить чудеса духовного мира, когда познаешь духовное блаженство. Мой супруг..." Дальнейшее мы вынуждены опустить из нравственных соображений, поскольку речь явно идет о сумерках сознания. По той же причине не можем назвать мотивы, которыми женщина пытается оправдать мысль о детоубийстве. За десять дней до разыгравшейся драмы Изида поссорилась с мужем до такой степени, что он ушел из дома.

-- Раньше мы хорошо жили. Спорили, конечно, но не более, чем все остальные семьи, -- говорит Георгий. -- Людмила вела себя абсолютно нормально, никаких поводов для тревог вплоть до нашего последнего разговора не подавала.

Штрих к портрету: Люда получила высшее экономическое образование, окончив один из престижных киевских вузов. По профессии не работала, после замужества жила на иждивении супруга, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей.

-- Она всегда была вежливой, улыбчивой, -- вспоминает соседка. -- И детки накормлены, ухожены. Ирочка была очень хорошо развита для своего возрасту, и Никитка рос нормально. Нельзя сказать, чтобы семья жила обеспеченно, скорее наоборот, но если нуждалась, то не более, чем многие другие жители нашего дома. Нет объяснения тому, что случилось. Просто шок.

-- Когда Людмила поссорилась с мужем, -- рассказывает ее сестра, -- я часто навещала ее, была с ней за день до трагедии, приносила продукты. Друзья тоже приходили, поддерживали. Единственное, что в последние дни Люда ходила грустная и замкнутая, но она всегда отличалась довольно скрытной натурой, не любила посвящать других в свои переживания. Во вторник днем я звонила, спрашивала: "Все нормально?". Она отвечала: "Нормально". Я говорю: "А дети как?" -- "Нормально". А утром... Мне позвонила Ирочка: "Мама убила Никитку". Я сразу подумала, что произошел несчастный случай, спросила: "Случайно?!" А девочка говорит: "Нет, нарочно. Бог так повелел". Я сразу же помчалась к ним и все увидела.

Мы разговаривали с сестрой Людмилы вечером в тот же день. Мальчику уже сделали операцию. Состояние Никитки оставалось тяжелым, но врачи надеялись на лучшее.

СВЯЩЕННИК УВЕРЕН: ВЕРА ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

-- После откровения я пошла на кухню, -- продолжает свой рассказ Людмила-Изида, -- взяла нож. Кухонный с красной ручкой. Освятила его святой водой. Дети спали в разных комнатах: Ира в зале, Никита в спальне. Я ее перенесла в зал, а Никиту в спальню. Постелила ему белую простынь и ударила ножом. Целилась в сердце. Никита был раздет. Он кричал долго. Ира проснулась и тоже начала кричать.

Девочке, которой не исполнилось и трех лет, хватило духу и сообразительности позвонить крестному, а потом родной тете. Крестный с женой первыми прибежали на выручку, а после забрали к себе малышку. К вечеру того же дня, говорят, Иринка немного оправилась после пережитого, начала болтать и улыбаться, как раньше. Но как обернется шок спустя годы -- об этом можно только гадать.

-- Вы знаете, что ваш сын жив, вы рады этому? -- спрашиваю Изиду, заранее полагая, что ответ может быть только один. Но слышу холодное и безжизненное:

-- Нет...

Трудно сказать, вникает ли она сама в смысл своих слов. По отзывам родных и соседей, Людмила относилась к своим детям не хуже других матерей. А в том, что любила Никитку, она и сейчас признается. Но после добавляет: "мне казалось". То же самое, только со словом "старалась" она говорит о муже, которого обвиняет не в черством к ней отношении, не в измене, не в недостаточном заработке, как это часто бывает с женщинами, а в нелепом, невозможном обмане и грехах, которые может себе представить только больное сознании. Отмечая религиозность Людмилы, ее родные и близкие, тоже верующие , отрицают, что женщине были присущи черты ярого фанатизма. Поразительно, но при том, что Людмилу окружали небезразличные, казалось бы, люди, никто не заметил, что с ней происходит неладное.

Сама Людмила-Изида не сетует на одиночество, говорит, что у нее есть друзья, но вспоминает о них холодно и отстраненно, как о людях, которые не способны понять высшие материи. По ее словам, единственным утешением, которое она испытывала за последнее время, были посещения церкви (Людмила даже пела в церковном хоре), а единственно близким по духу человеком -- священник, которому она могла и хотела довериться. В поисках разгадки причин трагедии мы связались с ним. Вопреки ожиданиям, разговор носил натянутый характер, хотя это и не удивительно. Святой отец настаивал на том, чтобы ни его имя, ни название церкви не прозвучало в газете, боясь, что история может лечь пятном на приход.

-- Ничего религиозного в этом нет. Я думаю, это свойства души, особенности характера человека, который много думает, глубоко переживает. Я знаю, что в последнее время Людмила очень мало спала. В силу сана не имею права разглашать то, что она мне рассказывала. Ей предлагали помощь, она отказывалась, и не было причин, по которым необходимо было предпринимать что-то, что не согласуется с правами человека. Ее проблемы немногим отличались от тех, что испытывают многие наши прихожанки. Я не считаю себя ее духовником, не выделял среди остальных. Да и приходить ко мне на беседы она стала только в последнюю неделю.

...В ночь, когда в голове Людмилы зазвучали "голоса", бушевали сильные магнитные бури.

И ЭТО ТОЖЕ БЫЛО ОСЕНЬЮ

Сейчас нельзя однозначно сказать, можно ли провести параллель между Людмилой-Изидой и Светланой Безкоровайной, уморившей голодом двух дочек. Но есть одно совпадение: обе трагедии разыгрались осенью в мизерном промежутке времени.

Напомним, что бывшая "пятидесятница" вместе с супругом Артуром Гримайло создала доморощенную религиозную группу, в которой отвела мужу роль "мессии". В сентябре 2001 года приказала свекрови, двум девочкам и бывшей ученице Ирине сначала существенно ограничить принятие ими еды и воды, а потом перейти на полную голодовку. Меньшая из сестер умерла 27 октября, старшенькая 2 ноября 2001 года. Они погибли от бронхоалита, усугубленного катастрофической дистрофией. Отошла на тот свет и пожилая мать Артура, а сам он, сбежав из заполненной трупами квартиры, окоченел на заброшенной даче.

Светлана выжила и была признана вменяемой. В интервью "Сегодня" она говорила, что... хочет снова иметь детей. 10 мая 2002 года Шевченковский районный суд Киева приговорил ее к семи годам лишения свободы.


РАНЬШЕ РЕЛИГИЯ ПРИВОДИЛА К УМИРОТВОРЕНИЮ, А ВСЕ СЕЙЧАС ВСЕ ЧАЩЕ -- К ПОБЕГУ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

С просьбой прокомментировать этот случай мы обратились к заместителю директора Института социальной и судебной экспертизы Михаилу Юрьевичу Игнатову:

-- Что толкнуло мать на столь страшный шаг -- болезнь или фанатизм -- неизвестно. Спровоцировать преступление могло все что угодно: отсутствие работы, расставание с мужем, безысходность. Говорить о психическом нездоровье пока нельзя. И потом, если человек психически болен, это еще не значит, что он способен совершить тяжкое преступление. Так, не все больные шизофренией социально опасны. Люди могут прожить жизнь с этим диагнозом и не совершать правонарушений. В процентном отношении нездоровых людей среди преступников приблизительно столько же, сколько и здоровых. А о причинах этого преступления можно будет говорить после экспертизы.

Как уже говорилось, драма разыгралась в ночь сильных магнитных бурь. На Солнце был самый мощный за последние девять лет выброс звездного вещества, и огромное облако заряженных частиц, в 13 раз превышающее по размеру Землю, приблизилось к нашей планете. Могло это спровоцировать драму?

-- Совершить такое может человек с явно разбалансированной психикой, -- утверждает "Сегодня" витопсихофизиолог Николай Река. -- Вот только не всегда это можна видеть, так сказать, невооруженным взглядом. Человек со стороны будет казаться спокойным, "нормальным" и вдруг совершит преступление. Однако сегодня уже существуют приборы, которые по состоянию гипоталамуса могут определить предрасположенность к психическим расстройствам и заболеваниям у людей еще в зародыше. А гипоталамус -- это главный энергетический центр нашего организма, скопление нервных клеток, которые регулируют автоматические функции -- соотношение сна и бодрствования, поддержание постоянной температуры и водного баланса. Это чрезвычайно чувствительный орган. И электромагнитные бури, вызванные вспышками на Солнце, могут существенно повлиять на него, а значит, и дать самые непредвиденные физиологические команды организму. Если до этого человек уже находился в "состоянии готовности" к нервному срыву, то электромагнитное излучение станет последней каплей.

Больше того, Николай Река уверен, что на здоровье человека, его физиологию влияют и... слишком старинные тексты религиозных писаний. Дело в том, что любая философия несет в себе определенную энергетическую нагрузку, а, значит, и вполне определенное физиологическое состояние верующего.

Раньше жизнь была спокойнее и религиозные тексты несли с собой положительную энергетику, помогали обрести душевное равновесие. В наше время энергетические нагрузки на человека возросли в сотни раз. А читая древние философские тексты -- ту же "Библию" -- человек как бы погружается в другую энергетику. И не каждый организм может выдержать такие "энергетические перепады". Именно этим, по словам витопсихофизиолога, объясняется тот странный факт, что раньше религия способствовала умиротворению, а сейчас все больше приводит верующих к фанатизму, резкому отрицанию действительности, побегу от реальности или, что еще хуже, "уничтожению реальности" -- собственно убийству тех людей, которых они считают "ненужными" для Бога. Все чаще такие личности становятся психически неуравновешенными, нервными, злобными. Вывод: нельзя совместить несовместимое и религиозные тексты нужно "осовременить", адаптировать под энергетику современности.
Лариса БОЖКО, Анна ХОМЕНКО "Сегодня"