1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (1595) за 04.11.2003

ПРИШЕСТВИЕ АНТИГЕРОЯ

В "семье" международных конкурсов "Молодость" интересна прежде всего тем, что это конкурс только дебютных фильмов, начиная со студенческих "проб и ошибок". В них-то, как в лакмусе, и проявляются "модные" тенденции и направления.

Среди 35 студенческих работ -- фильмы разных жанров и длительности: игровые, документальные, анимационные. По сравнению с прошлыми фестивалями стало меньше "чернухи", одно время захлестнувшей не только студенческое кино, но и весь профессиональный кинематограф. Но факты убийства и насилия почему-то стали более банальной, механической, привычно-повседневной вещью. Особенно это чувствуется в большинстве работ немецких конкурсантов: "Невеста ветра", "Служба", "Таким и оставайся", "Сестринская любовь", или в победившем перуанско-американском фильме "Грустишь?", где монотонно, без авторской позиции, идет повествование о жизни настоящего маньяка, вырывающего своим жертвам зубы и продающего их. Такое впечатление, что международное жюри конкурса признало лидерство "нового" героя, который раньше был явным антигероем. Очевидно, что постоянное насилие и кровь на экране, в том числе и телевизионном, постепенно делают свое дело, приучая и зрителей, и творцов к тому, что это такая же "нужная" и "интересная" часть жизни, как и любовь, рождение детей, красивая природа. Больше того, почему-то антинормальность молодые стали использовать и в комедиях, считая -- именно эти "пикантности" привносят юмористическую окраску. В этой связи показательны и пятиминутные фильмы, сделанные во время кинофестиваля в программе "Talent Campus", среди которых только одна(!) работа о светлом -- желании художника в своем творчестве "летать". Остальные же снова-таки с обязательной кровью, трупами и насилием. Неужели реальный мир вокруг молодых так патологичен и самовыразиться больше не о чем? А какие они сами?

Стреляют и в одном из первых чеченских фильмов, участвовавших в конкурсе, "Свобода", но в этих выстрелах заключен смысл жизни целого народа. Фильм все же не о смерти, а о тихих буднях простых людей, которые любят, растят детей, отправляют их на войну, ждут, молятся за них и без слез их хоронят, передавая оружие другим своим сыновьям -- как бы чеченская война по другую сторону баррикад. Все это просто, без излишнего пафоса. Интересна судьба его режиссера -- Мурада Мазаева. В 1996 году по просьбе чеченского правительства в Грузинском университете театра и кино была набрана маленькая группа для художественного кинематографа, которого в Чечне раньше никогда не было. "Свобода" и стала дипломом одного из них, двое его коллег ищут деньги на дипломный фильм, а четвертый ушел на войну и погиб. Фильм очень профессионально снят, несмотря на то, что участвовали здесь только две профессиональные актрисы, в остальных ролях -- обычные местные жители, органично "играющие" самих себя.

Когда смотришь фильм сербского студента Стефана Арсеньевича "Вертеться", в который раз убеждаешься, что кино -- это прежде всего хорошо рассказанная хорошая история. Она длится всего тринадцать минут, но кажется -- это большой художественный фильм, от которого ни на минуту нельзя оторваться, так как что-то пропустишь важное. Например, взгляд умирающей коровы или глаза мальчика и его отца, для которых сейчас она самое дорогое. Трудно оторваться и из-за лихо закрученных поворотов сюжета, когда аматорский хор по дороге в Париж поет классическую музыку, заглушая бомбежку, чтобы помочь родиться теленку. А дальнейшая цепочка событий еще необычней. И все это не вызывает никаких менторских упреков в неправдоподобности, потому что понимаешь: перед тобой художественное произведение с необычной мудростью.

Если говорить, как выглядели украинские студенческие фильмы на фоне зарубежных, то им не хватало двух вещей: умения просто и внятно подавать сюжет и навыков работы с актерами. Они уже в который раз показали, что в Украине все-таки живет и развивается школа документального кино и продолжается плохая традиция киностудии Довженко, когда актерская фальшь просто "кричит" с экрана.

И еще о странностях творчества. Судя по всему, фильм "Свобода" снят на хорошей цветной пленке, но когда его смотришь -- как будто он черно-белый, чего требовал сюжет. И наоборот, когда смотришь "Viva Vita, или Доктор Рыжик" (Украина), снятый на черно-белую пленку, -- восприятие цветное. Вот это уже показатель: в некоторых работах все же есть очень важное -- аура фильма и режиссерское чутье, которые абсолютно не зависят от качества и цвета пленки.