1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №251 (1596) за 05.11.2003

КИЕВЛЯНИН, КОТОРЫЙ ВОССТАНАВЛИВАЛ ВСЕ СТОЛИЧНЫЕ МОСТЫ

Таких людей, как киевлянин Самуил Аронович Ямпольский, городские власти обычно вспоминают в День Победы. Дарят праздничные наборы, цветы... Вот, пожалуй, и все. А что еще нужно ветерану войны? Скажете, внимание? Да, оно было бы не лишним. В свои 90 лет ветеран сделал и пережил многое. Я напросился к нему в гости в канун дня освобождения Киева не случайно. Прошло 60 лет с той поры, когда немцы оставили нам разрушенный город. Без единого моста.

Самуил Аронович -- единственный киевлянин, который может гордиться тем, что строил все мосты в столице. Он начинал с Мостоотряда №2 -- организации, по праву считавшейся пионером в деле возведения мостов в бывшем СССР. Первым в биографии Ямпольского стоит секретный тоннель под Днепром.

ВСЯ ЖИЗНЬ ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"

Детство Самуила Ямпольского прошло на Подоле, жил в небольшом домике на Почтовой площади. Школа, техникум, институт... Дальше -- работа на секретном объекте №1.

Справка "Сегодня" Строительство №1 НКПС было организовано в 1936 году для сооружения двух железнодорожных тоннелей под Днепром. Организация подчинялась сектору номерных строек Главтоннельметростроя НКПС СССР. Весь руководящий состав был укомплектован специалистами из Москвы. И только часть персонала составляли киевляне.

-- Чтобы попасть на эту стройку, надо было получить рекомендационные письма двух членов партии и иметь как минимум десять лет стажа, -- рассказывает Самуил Аронович, инженер-конструктор, бывший начальник щита титула (шахты) №4. -- Я попал на объект №1 в 1939 году, как раз заканчивал Киевский строительный институт. Тогда за всеми инженерами наблюдали органы, а слово "тоннель" лучше было не произносить -- "светило" лет десять лагерей. Что и говорить, даже при сооружении мостов нам запрещали фотографироваться на их фоне.

Перед глазами -- территория секретного строительства. Для представления ее масштабов приведу несколько примеров. Дабы обеспечить объект №1 в Киеве, были построены мощная электростанция на улице Жилянской и кольцевая ЛЭП вокруг города. В поселке Корчеватое сооружены материальные склады, ремонтно-механический завод, гаражи для техники. На берегу Днепра -- водная база для отстоя и ремонта катеров, барж, понтонов. А в Киеве для "секретчиков" возводились жилые дома.

Тоннель планировали построить за восемь лет. Предполагалось, что под Днепром пойдут поезда в двух направлениях.

Сооружение Южного тоннельного перехода делилось на участки (титулы) от №1 до №6. На каждом титуле были склады бетона, цемента, песка, электричество, водопровод, канализация, а также железнодорожные подъезды с выходом на главные пути (ЮЗЖД), автопроезды, телефонная связь. Здесь же размещались мощные мастерские, котельные, санчасти по профилактике кессонных болезней, общежития, клубы, магазины и столовые.

-- Кормили нас как на убой, -- продолжает Ямпольский. -- То, что и через пятьдесят лет было дефицитом -- красная икра, балыки, цитрусовые -- составляло наш завтрак или ужин. Жили в бараках. В город выходили раз-два в месяц. Секретность соблюдали строжайшую. Уволиться со строительства №1 было практически невозможно. Местность колючей проволокой не ограждали -- работники и так всего боялись...

Без ЧП не обошлось, а самое крупное случилось на титуле №4 -- острове Водников. Кессон с фрагментом тоннеля из цельного железобетона погружался в грунт на 28--32 м (такая глубина предусматривалась для обоих тоннелей под Днепром). Проходческий щит "клюнул", и тоннель заполнила вода. Люди вовремя покинули "подземелье", иначе все погибли бы. После инцидента москвича уволили, начальником шахты №4 назначили киевлянина Баренбойма, а начальником аварийного щита -- Ямпольского.

-- Прежде чем спускаться в тоннель, нужно было пройти декомпрессионную камеру. Спешить в зону сжатого воздуха не рекомендовалось -- могли лопнуть барабанные перепонки. Кстати, возле проходческого щита работало не больше десяти человек. В условиях сжатого воздуха при одной атмосфере трудодень составлял шесть часов, при трех атмосферах -- всего 40 минут. Работа -- адская...

А было так: В 1939 году население Киева составляло 848 тыс. человек. В 41-м действовало около 1200 промпредприятий. 22 июня фашистская авиация бомбила город. Тысячи его жителей ушли на фронт. В Киеве были созданы 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения общей численностью 33 тыс. человек. Вокруг города велось интенсивное оборонное строительство, в начале июля там ежедневно трудились около 160 тыс. человек. А 7 июля началась Киевская оборонительная операция.

ТОННЕЛЬ ЗАКРЫТ -- ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ

Когда началась война, ни единого человека со строительства №1 не отправили на фронт -- все (более 12 тысяч) имели "бронь" и продолжали работать.

А было так: В первые дни войны, помимо 5 постоянных мостов через Днепр (2 железнодорожных и 3 автомобильных), для нужд обороны и эвакуации были наведены 4 понтонных моста и сооружены 30 паромных переправ. За 2 месяца из Киева эвакуировались 197 промышленных предприятий, 32 вуза и техникума, АН УССР, многие НИИ, 325 тыс. рабочих, служащих и членов их семей. Советские войска и бойцы народного ополчения при активной поддержке населения 72 дня обороняли город -- противник потерял свыше 100 тыс. человек.

-- Поступила команда: приостановить работы на титуле, -- вспоминает собеседник. -- Там остались лишь дежурные для наблюдения и подачи сжатого воздуха в тоннель. Нам приказали взять все необходимое и занять места в вагонах. Через несколько часов мы уже были на станции Неданчичи, возле железнодорожного моста через Днепр. Он состоял из четырех пролетов по 109 метров каждый. Один из них взорвали -- его предстояло восстановить.

Наши войска тогда находились в Овруче. Естественно, из-за разрушенной переправы поставить им оружие и технику было нереально. "Секретчики" во главе с инженером Баренбоймом быстро составили схему восстановления. Из Киева привезли металлические балки, в соседнем лесу рубились деревья для опор и прогонов. Болты, хомуты, скобы и другую поковку делали тут же, в вагоне-кузнеце. Словом, спустя два дня через мост уже пошла техника. Мостовиков отправили в Киев.

-- Входы в тоннель по приказу свыше завалили так, что к ним вряд ли кто-нибудь доберется. 27 июля из личного состава Строительства №1 сформировали три Мостовосстановительных отряда -- №№1, 2, 3. Нас отправили в распоряжение начальника железнодорожных войск Юго-Западного фронта. Первый отряд -- Киевское направление, второй -- Черниговское, третий -- Кременчугское.

ОТ ВОЛГИ ДО ДНЕПРА

А было так: В ночь на 19 сентября 1941 года наши оставили Киев. Мосты были взорваны, переправы уничтожены. Пришли немцы -- в городе появились концлагеря (Дарницкий, Сырецкий). Урочище Бабий Яр стало местом массовых казней советских военнопленных и мирных жителей. В Киеве гитлеровцы уничтожили свыше 200 тыс. человек. Во время оккупации здесь действовало 68 подпольных организаций, члены которых уничтожили сотни гитлеровцев, около 500 авто, организовали 19 крушений поездов, разгромили 18 вражеских складов, взорвали 2 моста, потопили 15 паромов и катеров.

Самуила Ароновича зачислили во второй Мостовосстановительный отряд, в состав которого входили три батальона, отдельная техническая рота, штаб, тех- и санчасти, разведка и охрана. После восстановления моста у Неданчичей командиром Мостовосстановительного отряда №2 был назначен Исаак Баренбойм (Герой Социалистического Труда, более 10 лет руководивший Мостоотрядом №2).

На складах строительства №1 укомплектовали два железнодорожных состава по 50 вагонов в каждом. Они были оборудованы станками, кузнечными горнами, инструментами. Также существовали свои вагоны: баня, пекарня, кухня, санчасть и даже изолятор. На платформах находились грузовые и легковые автомобили, трактора, лебедки, домкраты, металл, лес, шпалы, рельсы. В общем, то была настоящая мастерская на колесах. Причем все это удалось сохранить до конца войны.

-- В одном из вагонов я оставил свой велосипед, -- рассказывает ветеран. -- Он там всю войну простоял -- забрал уже после Победы. Но технически немцы были оснащены лучше нашего. Помню, взяли в плен отряд их мостовиков -- чего только не было в их мастерских! Той техникой мы пользовались после Великой Отечественной.

Мостоотряд №2 прошел дорогами войны от Киева до Волгограда и от него до Западной границы СССР. Всего было восстановлено 39 железнодорожных мостов общей протяженностью 8715,4 погонных метра через реки Дон, Днепр, Ворскла, Южный Буг, Северный Донец, Днестр, Оскол, Псел, Прут, Припять.

МОСТ ПОСТРОИЛИ ЗА 13 ДНЕЙ

-- Всю войну мы провели на восстановлении мостов. Однако в памяти остались две переправы. Первая -- через Дон у станции Чир, которую мы возводили в феврале 1943 года. Тогда немцы разбомбили только что воссозданное сооружение, и нам пришлось в срочном порядке продолжить работы. Вторая -- через Днепр в Киеве.

Самуил Аронович помнит, как, пробираясь по Левобережью, он пытался определить, где лучше проводить строительство моста. Вся территория была в воронках. А когда пришли в нужную точку, провожатый одернул Ямпольского за шинель, мол, не высовывайся... Он насадил на палку солдатскую каску и чуть приподнял над окопом -- ее тут же сбила автоматная очередь. Это означало, что возводить переправу будут нелегко. Дело в том, что оснащение форсирующих Днепр было так себе: ломы, топоры да лопаты. Посему решили, что возводить переправу должны более опытные строители, а именно Мостоотряд №2. Им в помощь направили 33-й и 14-й мостовые и 44-восстановительный батальоны -- всего 1100 человек.

А было так: Советские войска в ходе Киевской наступательной операции 1943 года 6 ноября освободили город. В этой связи 65 воинских частей и соединений получили почетное наименование "Киевские". Оккупанты нанесли городу огромный ущерб. Разрушено и уничтожено свыше 800 промышленных предприятий, 940 зданий, более 40% жилой площади, разграблены музеи, библиотеки, театры. Главная улица -- Крещатик -- превращена в руины.

-- За рекордный срок -- 13 суток, на 7 раньше срока, нам удалось построить низководный мост через Днепр длиной 1060 метров, несмотря на постоянные бомбежки вражеской авиации. Ведь когда освободили Киев, наши войска отодвинули немцев практически до Житомира -- там враг организовал контрнаступление. Требовались свежие силы, техника, боеприпасы. А все это можно было переправить только через построенный нами мост. Это понимали и мои однополчане: Евгений Радзевич, Николай Карсницкий, Семен Спитковский...

На открытии моста присутствовали генерал Ватутин и Никита Хрущев -- 20 ноября 1943 года в Киев пришел первый поезд с Левобережья.

Немцы то и дело бомбили переправу. Шутка ли, чем больше поездов через нее проходило, тем ближе был день освобождения Украины.

Рядом с низководным начали сооружение высоководного моста, поскольку первый, временный, мог простоять только до весеннего ледохода 1944 года. В рекордные сроки -- за семьдесят восемь дней -- возвели километровый мост, который прослужил до 1953-го. Одновременно приступили к восстановлению Подольского железнодорожного.

P.S. В 1946 году Мостовосстановительный отряд №2 был переведен в распоряжение Главмостостроя МПС СССР и назван Мостоотряд №2. Это его сотрудники соорудили мосты Патона, Пешеходный (первые в мире цельносварные переходы). А еще -- киевскую набережную, десятки путепроводов столицы, мосты Метро, Московский, Южный... Как говорит Самуил Аронович, взрывать мосты -- не строить.