1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №252 (1597) за 06.11.2003

МОСТ ПАТОНА НУЖНО НЕ "ПОЗДРАВЛЯТЬ", А РЕМОНТИРОВАТЬ

О мосте имени Патона сказано и написано многое. Вчера сооружению исполнилось 50 лет. Всем известно, что он -- первый в мире цельносварный мост и визитная карточка столицы. Вот несколько малоизвестных фактов из истории строительства объекта.

Прежде чем возвести новые опоры, нужно было добраться к остаткам довоенного моста и раздробить их взрывами. Делать это было опасно -- кессоны могло разорвать. Поэтому бурили скважины диаметром 30 мм, вкладывали в них заряды и взрывали. Затем выбирали остатки старого бетона и опускали кессон глубже. Взрывчатку надо было уберечь от воды, а полиэтиленовых пакетов в 1948 году еще не было. Кому-то из смекалистых мастеров пришла в голову идея использовать в качестве изоляции... презервативы. Попробовали -- не промокает! Решили и дальше применять "резинки", хоть они были в то время дефицитом. Заказали необходимое количество на киевской базе трофейного имущества. С оплатой счета намаялись вдоволь: управляющими и кассирами в банках были одни женщины, которые, услышав, что мужикам нужно пять тысяч презервативов, просто выгоняли их. После долгих мытарств счета таки оплатили. А 5 ноября торжественно открыли мост.

-- Модели украшений для ограждений моста Патона изготовили в Москве, а отливали их в 1952--53 годах на заводе "Ленинская кузница", -- вспоминает киевлянин Олег Столбецкий. -- Чугунные украшения, толщиной 6--8 миллиметров, пустотелые. В центре -- звездочка на наковальне и в шестеренке, соединяющий перила молот. По сторонам -- подсолнухи, яблоки, гроздья винограда, колоски. Лично я, будучи учеником, делал наковальню. Это была моя выпускная работа, за которую получил 3-й разряд модельщика. Кстати, на наковальне есть табличка, где указаны завод и год изготовления.

Нынешнее состояние моста Патона признано неудовлетворительным. Причины -- рост нагрузок, интенсивности движения (из проектных 10 тыс. до нынешних 71 тыс. автомобилей в сутки), а также недостаточная защита конструкции от коррозии и несвоевременная замена мостового полотна. Планировалось, что к 50-летию открытия моста Патона он будет не только капитально отремонтирован, но и подсвечен с помощью светодиодов на солнечных батареях. Увы, планы остались планами.