1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №254 (1599) за 08.11.2003

"МОЛОДОСТЬ" ПЕРЕРОСЛА СВОИ ШТАНИШКИ"

Ощутить водоворот фестиваля, его атмосферу встреч и расставаний, открытий и разочарований можно, лишь хотя бы раз погрузившись в нее..

Сначала публика затаила дыхание в ожидании "заморского чуда" -- Софии Лорен, явление которой сравнимо разве что с прилетом инопланетной делегации. Только-только стало отходить сердце от прикосновения к счастливой женщине, как зрителям показали польских звезд: неугомонный киносказочник Ежи Гоффман на мировую премьеру своей "Старинной легенды" привез мощную команду своих актеров. В их числе был герой-злодей Попель -- любимый артист Гоффмана и по совместительству президент кинофестиваля "Молодость" Богдан Ступка. А уже на следующее утро, показав пример работоспособности и дисциплинированности, 71-летний мэтр вместе с "группой поддержки", давали пресс-конференцию. Ежи Гоффман разоткровенничался: "Все чаще мы встречаемся с друзьями на похоронах, а возможность посмотреть друг другу в глаза дает фестиваль. Здесь я опять прикоснулся к Балаяну -- и так хорошо, ведь я его не только ценю как художника, но и чертовски люблю как человека".

Каждый день в Красном зале Дома кино с 9.30 и до 18.00 шли конкурсные просмотры. Думаете, легко целую неделю с утра до вечера смотреть и сравнивать кино? Особенно досталось членам жюри. И хотя они рассаживались среди студентов (без каких-либо отличий), говорить о своих впечатлениях до объявления результатов не желали даже под пытками. Только народный артист России, автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, братьев Михалковых и множества других знаменитостей Эдуард Артемьевпо поводу украинских дебютных работ по-быстрому сказал: "Из украинских я обратил внимание на две работы: "Стены и двери", представленные театральным университетом имени Карпенко-Карого, и "Сезон в аду" (Институт кино и телевидения). Меня поразила работа с семплами, интересный компьютерный монтаж -- таких работ, к сожалению, мало. Но вообще видно, что ребята технически очень мастеровитые. А ведь кино и телевидение сегодня связано в первую очередь с технологиями".

Между конкурсными просмотрами публика сидит в кафе, конечно же, много курит, но и не забывает бросить в стоящие возле зала ящики-урны свои оценки увиденным фильмам. Потом самые дотошные долго изучают стенд с результатами. Тут мы встретили доцента Киевского театрального университета Ольгу Будникову: "В этом году приглашения в Дом кино студентам практически не достались. Более того, после пяти вечера их не пускают в просмотровый зал, а ведь именно им необходимо смотреть ретроспективу классиков. Хотя в принципе сама идея "Молодости" очень хорошая. Вообще, сегодня институты сами вынуждены проводить свои фестивали -- "Пролог", "Фаст-фест". Хотя они, может, и не такие шикарные, но тоже хорошие. Вообще, в Дом кино на все (и не только фестивальные) кинопросмотры надо пускать по студенческим билетам".

По итогам конкурсных дней проводились пресс-конференции. Первую провел народный артист Украины режиссер Роман Балаян. Он очень мало говорил, давая возможность высказаться другим. Но те мысли, которые он "ронял", стоили целого мастер-класса. Недаром многие молодые мечтают о Балаяне-преподавателе. "Я тоже был студентом и выпендривался, как мог, -- признался Роман Гургенович. -- Сейчас свои курсовые не могу смотреть. Мы тогда чурались всего простого, безыскусного -- писали и снимали всякие "сюрчики". Вот как "отмазать" студентов от таких вещей? Хотя здесь я увидел картины поскромнее, что мне больше нравится".

Под конец фестиваля в коридорах Дома кино встретился один из "столпов" мирового кинофестивального движения Кирилл Разлогов -- известный российский киновед, директор программы Московского кинофестиваля. "Молодость" не должна отражать сегодняшний день, она должна отражать день завтрашний, -- философски заметил гость. -- Как это она делает, мы узнаем только после того, как участники получат первые полнометражные постановки. Мне кажется, "Молодость" из-за большой внеконкурсной программы сейчас больше походит на другие хорошие, влиятельные фестивали. Но при этом теряет свою уникальность, которая именно в дебютных работах. Очень приятно, что в конкурсе наконец оказалась и украинская полнометражная картина "Мамай".

В помещении Британского Совета мы побывали на программе "Talent Campus" (совместный проект "Молодости" и Берлинского кинофестиваля), где известные кинематографисты вели мастер-классы для студентов. Андрей Плахов, кинокритик, член международного жюри ФИПРЕССИ (прессы), рассказал о ситуации в российском кино. А о "Молодости" он сказал: "Здесь я вижу гораздо больше серьезных людей, определяющих ситуацию в кинобизнесе -- представителей фестивалей из Берлина, Роттердама, Сан-Себастьяна, Франции. Очень много хорошей публики: в зал не прорвешься, даже на небольшие ретроспективы. В Москве такого нет -- может, потому, что там публика больше избалована".

Наш земляк Марк Рудинштейн, президент группы компаний "Кинотавр" приехал не просто "потусоваться", а по принципу: "вашему фестивалю от нашего" (попутно высказался в адрес одного из кинорежиссеров в ответ на его интервью): "Каждый раз очень трудно доказывать, что ты создал машину, которая работает сама по себе. В этом и есть заслуга фестиваля, что это не мероприятие, а институт, который круглогодично "тренирует мускулы", -- философствовал Марк Григорьевич. -- Журналисты кричат, что много фестивалей, но работающих всего-то: "Крок", "Молодость", "Кинотавр" и Выборгский. "Молодость" уже переросла свои штанишки. Программа дебютного кино могла бы стать достойной страницей в крупнейшем фестивале. Украине нужен масштабный кинофестиваль. Думаю, в конце концов в залы вернется кино -- ведь в 17-35 лет надо где-то целоваться! И не нужно все время кричать о кризисе -- надо делать дело".