1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №255 (1600) за 10.11.2003

ЖАРКИЙ "ЭКВАТОР" -- КРЕПКИЙ КОКТЕЙЛЬ

Прошла неделя после премьеры нового мюзикла "Экватор", а в Киеве только о нем и говорят. Авторы -- композитор Александр Злотник, поэт Александр Вратарев, режиссер-постановщик Виктор Шулаков и хореограф Андрей Еремин заставили многих поверить в то, что Украина может выдать не только вторичный, а первичный продукт.

Лиха беда -- начало. Казалось, над "Экватором" навис какой-то злой рок. В день премьеры движение на киевских улицах было практически парализовано. Начало спектакля пришлось задержать на полчаса, но многие люди так и не добрались до театра оперетты, и в зале остались свободные места. Звук явно не был отлажен (многие злопыхатели по этому поводу разразились гневными опусами), иногда даже казалось, что лучше бы артисты работали без микрофонов, как в классическом театре.

Но впечатление было ошеломляющее. Не верилось, что все это происходит здесь и сейчас. Талантливые молодые ребята поют и танцуют почти как у Боба Фосса. А сценография такая, что не понимаешь, как что работает: сверкают молнии, идет настоящий дождь, палуба качается, декорации перемещаются, даже свечи возникают и исчезают непонятно как... Сценограф Влад Одуденко использовал оригинальные инженерные разработки движущихся декораций и создал уникальную замкнутую систему подачи воды. Для эффекта горящего огня использовались ветродуи, молнии "играл" фреон, а паруса выкроены по настоящим лекалам. Пришлось нашим мастерам открывать очередную "америку": такого в отечественной сценографии еще не было!

Почему все-таки -- Маклай? Пожалуй, выбор героя был оправдан всем нашим сегодняшним временем. После приевшихся рефлексий и страданий, крови и насилия выход на сцену героя-романтика -- это уже событие. Ученый-скиталец, авантюрист в хорошем смысле слова, Миклухо-Маклай вполне заслужил называться "человеком эпохи Возрождения". Всю жизнь он верил, что придет время, когда все его искания и мысли будут поняты потомками: "Со временем люди найдут, что я не терял ни времени, ни случая. Кто хорошо знает, что он должен делать, тот приручает судьбу", -- писал Николай Николаевич в своих дневниках.

Николай Миклухо-Маклай (1846--1888) происходит из древнего дворянского рода. Его давний предок Охрим Макуха, куренной атаман Войска Запорожского, сражался вместе с сыновьями под знаменами Богдана Хмельницкого. Правнук Охрима Степан Макуха был лихим казаком -- он первым ворвался в турецкую крепость Очаков, за что указом Екатерины II был возведен в дворянство и награжден орденом Владимира первой степени. Николай Николаевич Миклухо-Маклай -- правнук казака Степана Макухи. Отец путешественника Николай Ильич был уволен с должности начальника Санкт-Петербургской пассажирской станции за то, что послал ссыльному Тарасу Шевченко 150 рублей (Николаю было тогда 11 лет). Его мать была дочерью немецкого врача, воевавшего в русской армии против Наполеона. Женившись на польке, он остался в России. Николай Николаевич был троюродным племянником Гете и племянником Мицкевича.

И все же главное в мюзикле -- музыка. Ни одного неспетого слова, контрастная драматургия, разноплановые эпизоды-странички путешествий, экзотика и традиции -- крепкий коктейль (хотя живых инструментов, особенно каких-нибудь особенных, "аборигенских", не хватило). Мелодии многих дуэтов, арий и ансамблей запоминаются сразу, просто "заседают" в голове.

О недостатках. Основные, на мой взгляд: несколько завышенные цены (психология нашего потребителя требует за дорогой билет -- дорогую "звезду"), а также "безымянные" исполнители. В спектакле участвуют лауреат международных конкурсов Денис Барканов, Юрий Ковальчук, обладатель уникального голоса мужского сопрано Саша Тищенко, Светлана Лобода, Антонина Макарчук, Тарас Лучанко и другие талантливые молодые артисты. Их имена хотелось бы видеть и на афишах, и в программках. Они ведь на самом деле -- без пяти минут "звезды"!

Проверка временем. Я была на первом и пятом спектаклях. Прогресс потрясающий. Впереди -- год. Времени достаточно, чтобы дойти до совершенства (максимально возможного). И, что еще очень важно, -- реакция на спектакль тех, для кого он сделан. На форуме сайта ekvator.kiev.ua вовсю идет обсуждение, на какой эпизод снимать следующий клип. А если уж тинейджеры, выйдя из зала, хотят посмотреть мюзикл снова, цель достигнута.