1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №256 (1601) за 11.11.2003

НАЗАР ЗАДНИПРОВСКИЙ: "БАБУШКА -- СОВЕСТЬ НАШЕЙ СЕМЬИ"

BСначала ее завалили невиданным количеством цветов -- очередь, чтобы лично их вручить юбилярше, стояла в два длинных ряда. Потом Богдан Ступка, преклонив колени, поцеловал ей руки и подарил "напиток, который пил Моцарт", так как она действительно "Моцарт в искусстве". А известные актеры -- сын и внук вместе с мужской командой франковцев прочитали шуточную оду "Слезы сына". Ведь народная артистка Украины Юлия Семеновна Ткаченко -- не только мэтр Национального театра имени Ивана Франко, но сегодня и глава известной актерской династии.

Их все называли Ляля и Мишенька, и они были очень красивой парой -- высокие, статные, приветливые и абсолютно не завистливые. Наоборот, часто завидовали им: за талант, взаимную любовь, врожденную интеллигентность. Уже одно из этих качеств тяжело извинить, а все вместе -- тем более. К тому же ни Юлия Ткаченко, ни Михаил Заднипровский никогда не участвовали в пустых разговорах и извечных театральных интригах. И внешне, и внутренне оба соответствовали амплуа героев. Играли на сцене одного-единственного театра -- имени Ивана Франко. Почти не расставаясь в жизни, на сцене вместе играли очень мало. Наверное, потому, что не совпадала природа их таланта. Юлия Семеновна была героиней не столько национального украинского репертуара, сколько мирового (Васса Железнова, героини О’Нила, Дюренматта, Ануя). И даже Кассандра ее любимой поэтессы и драматурга Леси Украинки -- из того же "рода-племени".

Михаила Александровича нет вот уже 23 года. Сначала Юлии Семеновне казалось, что без него она просто не сможет жить дальше. Но рядом оставались два "продолжения" мужа -- сын и внук, Лесь и Назар Заднипровские, на которых, как оказалось, "природа совсем не отдохнула". Сегодня они работают вместе.

-- Юлия Семеновна, вас, наверное, при поступлении в киевский театральный все воспринимали как ректорскую дочь и считали "блатной"?

-- Отца назначили ректором Института имени Карпенко-Карого тогда, когда я уже училась, так что поступала, как все. Актерство для меня было совершенно органичным, поэтому приняли меня по способностям. Ведь я выросла в театре, меня родители буквально с пеленок брали с собой на репетиции, и жили мы рядом с театром. Кстати, о блате. Когда отец работал в комитете по делам искусства, в 1948 году в театре имени Франко было сокращение. И первой он сократил свою жену -- актрису Рой-Ткаченко, проработавшую в театре двадцать лет. Он понимал, что если нужно кому-то делать больно, то, в первую очередь, себе.

-- Семена Михайловича Ткаченко и сегодня вспоминают с большой теплотой как ректора института и театрального деятеля, хотя прошло уже столько лет...

-- Вот и Нина Матвиенко с отцовского благословения пошла в артистический мир. Я играла Нину Снежко в популярном в те годы спектакле "Барабанщица" Салынского. После спектакля ко мне подошли заплаканные от впечатлений девушки. Познакомились. Одной из них и была Нина. Девушки приехали учиться в Киев. И я стала заниматься с Ниной, готовя ее для поступления в нашу студию при театре. Потом показала отцу, а он уже что-то в ней "увидел" и попросил спеть. Услышав этот удивительный голос, он растрогался, взял Нину за руку и привел в хор имени Веревки. Элина Быстрицкая, известная российская актриса, которую я помню еще по нашему институту, всегда вспоминает, как ее отец-медик пришел к ректору Ткаченко и попросил не принимать дочь. А отец сказал, что не может этого сделать, потому что Элина талантлива. Когда мы с Быстрицкой встречаемся, то вспоминаем о многих событиях того времени. Я ведь озвучивала на украинском языке все ее роли в кино.

-- А как вы встретились с Михаилом Заднипровским?

-- Впервые мы увидели друг друга в приемной комисии театрального института, когда подавали документы. Был 1946 год. Михаил был старше нас -- уже прошел войну. Он подошел ко мне и спросил: "Что вы читаете?", а я ответила: "Что-то!". Потом мы учились на одном курсе, часто вместе играли в этюдах, спектаклях. Влюбилась я в него не сразу -- дружила с другими ребятами. Его тоже пытались соблазнить другие девушки, но он не поддавался. А в театр мы пришли уже мужем и женой. Тут он "пошел" раньше и быстрее, и я его догоняла, потому что два года "бегала" лишь в массовке, а потом, даже играя главные роли, еще лет десять продолжала выходить в маленьких эпизодах. Но всегда старалась что-то придумать свое, иначе просто не могла. Часто меня срочно вводили в какой-то спектакль. Но были и воистину мои многолетние собственные образы. Особенно люблю Лесю Украинку, начиная с дипломной работы -- "Оргии". Потом снималась в одноименном фильме-спектакле. А ее знаменитую Кассандру играла семь лет на "ура". Очень дороги мне работы в "Ярославе Мудром", "Вассе Железновой", "Визите старой дамы". И последние мои "любви" -- блестящая комедия-водевиль "Бал злодіїв" и спектакль-дуэт "Премьера".

"СВОИ РОЛИ ДРУГИМ АКТРИСАМ НЕ ЗАПРЕЩАЛА ИГРАТЬ"

Михаил Александрович вообще был удивительным человеком. Ведь мало кто знает, что он во время войны трижды был ранен в ноги, и никто и не догадывался, какую боль ему приходилось постоянно терпеть. Борис Таиров, наш балетмейстер, на подаренной Михаилу фотографии написал: "Моему Маресьеву". А еще у него был чудесный голос, поставленый от природы, его даже называли "украинским Шаляпиным". Иван Козловский дал ему такую характеристику: "Не голос, а орган". К сожалению, он его потерял после одного спектакля "Украденого щастя" (где замечательно играл Михайла Гурмана. -- Авт.). Это было на гастролях, когда Михаил заболел ангиной и его с температурой под сорок уговорили играть спектакль.

-- Михаил Александрович был красивым мужчиной и настоящим рыцарем. Не приходилось ревновать?

-- У меня никогда не было соперниц, потому что, глядя на нас, все понимали, что это бесперспективно.У меня не было и подруг, я больше люблю дружеское мужское общество. Эгоцентричная природа женщины не позволяет быть откровенной, да и не люблю пустых разговоров. Не желала и в интриги театральные вмешиваться. Даже другим актрисам свои роли не запрещала играть. Знаете, как бывает в театре...

-- В свою очередь сын таких родителей в театральный институт, наверное, поступил без проблем?

-- Наоборот. Его сразу туда не взяли, сказали -- "актерский сын". Мы как раз были на гастролях в Москве. Михаил, хотя и был против театрального (сын хорошо рисовал, ему давались иностранные языки, и отец хотел его видеть студентом иняза), но когда Леся не приняли, тяжело пережил, даже поседел. Ведь было понятно -- это чтобы сделать побольнее прежде всего нам. Свеобразная месть. А Лесь уже тогда был с фантазией, и еще в школе его считали "артистом".

-- Юлия Семеновна, а вы хотели, чтобы внук пошел на "актерские хлеба"?

-- Я в нашей семье больше всех этого хотела. Мне кажется, что именно Назар очень похож на Михаила Александровича, он как бы его продолжение. Он просто излучает добрые флюиды, все превращает в шутку -- с ним людям хорошо.

-- У вас глаза счастливой женщины.

-- Дай Боже, чтобы и перед смертью можно было так сказать. А если бы мы с Михаилом прожили вместе еще лет тридцать, это было бы также -- как один день.

Сын Лесь Заднипровский, народный артист Украины: "Юлия Семеновна относится к нам с Назаром одинаково, никого не выделяя. Назар даже называет ее не бабушкой, а Лялей. Раньше я даже ревновал: "Как же так, я уже чего-то достиг в жизни, а тут наравне". Но потом понял -- это правильно, потому что каждый из нас отвечает за себя, и мы дома не ходим в халатах с орденами". А внук -- Назар Заднипровский на вопрос, является ли сегодня бабушка для него авторитетом, сказал: "Огромным. Номер один. Кроме того, что она чудесная актриса, она еще просто и совесть нашей семьи, наш "форватер".