1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №257 (1602) за 12.11.2003

КИЕВЛЯНИН ЧИЖ УЧИЛ ДРАТЬСЯ НА ШПАГАХ ВЫСОЦКОГО И БОЯРСКОГО,

У него на руках -- три контракта из-за рубежа, а он, чудак, считает: "Лучшая для меня страна -- Украина... Моя мечта -- возродить спорт на родине". Юрий Чиж, двукратный чемпион мира по фехтованию, заграницей уже пресытился: выступал и работал тренером в 40 странах. Завоевав около полуторы сотни медалей "разного калибра", спортсмен сожалеет, что так и не побывал на Олимпиаде. Перед одними Играми его "заболели", на другие не пустили из-за дружбы с Параджановым, а перед третьими он ушел из большого спорта.

ВИНО ОТ ЛЮДОВИКА XIV ВЫПИЛИ ТРЕНЕРЫ

Сейчас Юрий Чиж работает советником киевского городского головы и старшим тренером сборной Украины по фехтованию на рапирах среди мужчин. Родился он в семье педагогов, жившей в пуще-водицкой школе, где отец работал директором. Мальчик днями напролет лазил по деревьям и плавал в озерах.

-- Меня даже прозвали Маугли, -- вспоминает Юрий Иванович. -- С первого класса я занимался легкой атлетикой, акробатикой, лыжами. Когда отца перевели на Подол, мы получили квартиру на Куреневке. Все дворовые дети ходили в секцию фехтования 16-й школы, к Владимиру Житникову. Мне понравился романтический вид спорта, оружие, белоснежные костюмы и маски. Через пару месяцев занятий я всех побеждал. Со временем меня взяли в юношескую сборную СССР.

Чиж служил в Киеве в спортроте, когда его заметил тренер Виталий Аркадьев, воспитавший многих чемпионов мира и Олимпийских игр. Он предложил парню переехать в Москву, и тот вскоре стал лидером рапирного фехтования страны.

-- В 1973 году на чемпионате мира в Гетеборге я стал серебряным призером в индивидуальном турнире. После финала по телефону дал радиоинтервью, которое прозвучало на весь Советский Союз. В прямом эфире сказал: "Завтра обязательно станем чемпионами в командных соревнованиях". И слово сдержал. А в 1974 году в Гренобле мы снова выиграли мировое первенство. Перед финалом из погребов Людовика XIV для победителей привезли раритетные вина. Хозяева были уверены, что напиток достанется их спортсменам, считавшимся фаворитами соревнований. Но мы "разорвали" французов. Как организаторам было трудно расставаться с призами... Мы вино даже не попробовали -- выпили тренеры, а дорогие глиняные бутылки выбросили. Впрочем, я не пью и не курю: разве что на праздники могу пригубить шампанского или красного вина. За победы в крупных турнирах нам платили мало, но мы не считали деньги главным в жизни. А что нам было нужно? Зал и соревнования.

Спорт наложил отпечаток на всю жизнь Чижа. Более тридцати лет 55-летний Юрий Иванович соблюдает режим -- поднимается и ложится спать в одно и то же время, по утрам делает зарядку, бегает, обливается холодной водой.

ЗА ДРУЖБУ С ПАРАДЖАНОВЫМ УГРОЖАЛИ ТЮРЬМОЙ

С Параджановым в начале 70-х парня познакомила девушка Алиса, работавшая в цирке. Чиж ничего не знал о режиссере, а Сергей Иосифович сказал, что слышал о нем, и принял, как давнего знакомого.

-- В "салоне" Параджанова я познакомился со многими актерами, режиссерами, писателями и художниками, -- вспоминает Чиж. -- Владимир Высоцкий и Марина Влади, Юрий Ильенко и Иван Мыколайчук, Лариса Кадочникова и Виктор Некрасов... Люди искусства советовали мне, что читать. Из-за рубежа я привозил в спортивных вещах запрещенные книги -- "Архипелаг ГУЛАГ" и "Раковый корпус" Солженицына, "Бабий яр" Кузнецова, поэзию Некрасова и Ахматовой.

Много лет Чиж коллекционировал марки и монеты. Параджанов пробудил в нем интерес к антиквариату, собиранию икон и живописи. В читальном зале московской библиотеки им. Ленина спортсмен изучал труды Ницше, Фрейда, Шопенгауэра. Хотел везде успеть -- занимался йогой и восточной философией и даже оставил след в искусстве. По словам Юрия Ивановича, скульпторы видели в нем человека большой внутренней силы. К примеру, Рапай запечатлел Чижа в образе античного рыцаря. Работа Куликова находится в одном из немецких замков, а Воробьева, скорее всего, -- в Эрмитаже (автор завещал перед смертью разместить там все свои скульптуры).

-- За Параджановым и его знакомыми постоянно следили. В "салоне" были стукачи. Так что многие боялись не то что ходить к Сергею Иосифовичу -- здороваться с ним. Но я не отступил, поскольку считаю себя свободолюбивым человеком.

Чижа вызывали "куда нужно". Угрожали тюрьмой и тем, что не пустят за рубеж. Однако спортсмена спасали сборы и соревнования. Приходит повестка, а он в Москве или за границей честь страны защищает. Вернется через месяц-два, а про него уже позабыли. Но преследователи своего добились -- Чижа на долгое время сделали невыездным. Когда западные коллеги спрашивали: "Юрий, почему ты не был на чемпионате мира?", приходилось лгать, что болел.

-- Перед Олимпийскими играми 1976 года в Монреале против меня выставили аргумент: "В Канаде -- сильная украинская диаспора, и Чиж там останется", -- продолжает Юрий Иванович. -- У меня даже в мыслях подобного не было. Вся команда пошла в ЦК партии. Спортсмены и тренеры твердили: "Будет Чиж -- будет золотая медаль!" Я просил приставить ко мне офицера спецслужб, чтобы следил за каждым шагом. Уж очень хотелось выступить на Олимпиаде -- готовился четыре года. Не пустили. Сборная заняла четвертое место.

Не удалось поехать и на Олимпиаду в Мюнхене, проходившую четырьмя годами ранее. На сборах в Москве Чиж заразился болезнью Боткина. Спортсмен подозревает, что перед ответственными соревнованиями не москвичам что-то подмешивали в еду -- болели многие. Вместо них на турниры отправляли московских спортсменов.

УЧИЛ ФЕХТОВАНИЮ ВЫСОЦКОГО И БОЯРСКОГО

Знакомство Чижа с Высоцким у Параджанова обернулось сотрудничеством на несколько месяцев в Москве. Через Ларису Кадочникову спортсмен подружился с актером Таганки Борисом Хмельницким, снабжавшим его контрамарками в легендарный театр. После спектаклей Чиж заходил в гримерку, где и увиделся с Высоцким, запомнившим киевскую встречу.

Перед съемками фильма "Сказ о том, как царь Петр арапа женил" актер попросил потренировать его. Раз в неделю в зале ЦСКА Чиж давал Высоцкому индивидуальные уроки на рапирах. Владимир Семенович оказался хорошим учеником, но из-за невысокого роста для соблюдения дистанции тренеру приходилось его локоть выставлять вперед (рослые рапиристы прижимают локоть к туловищу, чтобы "выстреливать" рукой при ударе). Артист познакомил Чижа со многими представителями московской богемы.

Михаил Боярский брал уроки у Чижа во Львове во время съемок "Трех мушкетеров". Правда, на съемочной площадке актер больше бил противников кулаками и ногами, что недопустимо для фехтовальщика.

ЗА ПРОИГРЫШ ПРЕДЛАГАЛИ 100 ТЫСЯЧ ФРАНКОВ

Побеждать спортсмену помогали дневники, в которых он расписывал все тренировки и индивидуальные уроки. На каждого соперника Юрий завел тетрадь, где указывал рост, вес, в какой руке и как держит оружие, основные приемы и прочее. Кстати, сам Чиж -- левша. Он отмечал в дневниках, коих насобирал около полусотни, за счет чего выиграл дуэль. Если проиграл -- записывал ошибки.

-- К примеру, итальянцы -- очень активные. Я делал вид, что веду бой пассивно, и "ловил" их на контратаках, -- делится секретами Чиж. -- Венгры -- хитрые и мудрые, но "засиживаются" в защите. "Раскрывал" их и делал обманчивые выпады. О каждом сопернике знал все, даже что любит кушать и какое вино пьет. У многих бывал в гостях -- вне зала мы дружили.

Советская рапирная школа была одной из лучших. Достойную конкуренцию ей составляла французская. Основным соперником Чиж считал Христиана Ноэля. Однажды в Париже между ними устроили грандиозное шоу (три боя по 10 уколов), на которое ставили деньги.

-- Мне предлагали 100 тысяч франков, чтобы проиграл. Я сказал, что советские спортсмены не продаются, и победил француза. Теперь спокойно сплю по ночам. Перед московской Олимпиадой ушел из большого спорта. Решил сам готовить чемпионов. Обошел все киевские школы и набрал детей, с которыми занимался в зале на Сырце. Ни семьи, ни забот -- работал с утра до ночи. С первого набора я подготовил 9 мастеров спорта.

ЗА РАБОТУ БЛАГОДАРИЛИ МАШИНАМИ

Чиж воспитывал фехтовальщиков в Америке, Венгрии, Германии, Польше. В 1995 году министр спорта и друг Валерий Борзов предложил ему стать старшим тренером сборной Украины по фехтованию на рапирах среди мужчин. Тренер давал индивидуальные уроки на левую руку Сергею Голубицкому (спортсмен был левшой). В 1997 году в Кейптауне (ЮАР) Голубицкий стал чемпионом мира. Все его соперники тоже оказались левшами. После мирового первенства Чижу предложили работать в ЮАР. В Йоханнесбурге он тренировал по всем видам фехтования в большом клубе белых миллионеров.

-- Со мной встречался Нельсон Мандела, предложивший деньги под "черную программу", -- рассказывает Юрий Иванович. -- Я согласился, но владельцы залов были против. Мол, хочешь тренировать коренных африканцев -- иди к ним в школы. Я поехал в "черный" район, а там -- никаких условий. А без базы работать нельзя -- нужны специализированные залы с дорогим оборудованием, металлическими дорожками и зеркалами. Пришлось вернуться к белым.

Работал Чиж и главным тренером сборной Иордании среди женщин и мужчин. В этом арабском государстве он набрал в свою школу более сотни девочек. Когда воспитанница Сара выиграла чемпионат страны, ее отец подарил Чижу машину ДЭУ. Но авто пришлось бросить в Иордании -- слишком высокая ввозная пошлина. К слову, Юрий Иванович оставил по миру много машин.

В КИНО РУБИЛИСЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Когда был главным тренером сборной Турции, Ильенко попросил помочь поставить бои в фильме "Молитва за гетмана Мазепу". Юрий Иванович подключил к работе 20 фехтовальщиков-профессионалов. Рапиристы и шпажисты переучились биться на саблях.

-- Мы ломали бутафорское оружие -- били со всего размаха, выставляя защиту. Я предложил ребятам сражаться настоящим оружием. Пошел к оружейнику киностудии имени Довженко: "Я дам расписку, что отвечаю за сабли и жизнь людей". Мне показали разукрашенное серебром оружие -- польское и шведское, казацкое и русское.

Перед съемками сражений Чиж предупреждал: "Всех актеров -- на дальний план! Там их и снимайте. Когда мы деремся, пускай близко не подходят, а то зарубим". Фехтовальщик интуитивно ощущает саблю за спиной. Чтобы его не зацепили, делает шаг влево или вправо. Спереди он чувствует дистанцию между туловищем, рукой и оружием до миллиметра. Так что актерам находиться в такой "мясорубке" ни к чему.

-- Но у нас в кино только делают вид, что бьют, -- сожалеет Чиж. -- Наблюдавшие за съемками иностранцы сказали: "Юрий, получается ненатурально. Когда рубишь, то удерживаешь руку и проносишь ее мимо противника. На экране это видно". Тогда мы от ног до плеч обвязали тела тонкими металлическими латами. От ударов разлетались пуговицы и куски одежды. В основном я "рубал" врагов -- бил саблей по корпусу, а спортсмены немного поднимали руки, чтобы не зацепил их. Получалось эффектно. На меня нападали и по два человека -- рубился двумя саблями. Одни и те же спортсмены переодевались в шведов, русских, казаков и татар. Я тоже был воином разных армий, защищал и Карла XII, и Мазепу.

Не зря говорят: искусство требует жертв. При отступлении Мазепы артисты ни за какие деньги не соглашались лезть в 10-градусную воду. Пришлось бойцам Чижа заносить на руках гетмана в лодку. Им дали водку для растирания (кое-кто принял внутрь), зажгли костер, возле которого спортсмены переодевались. Правда, некоторых отчаянных хватило сердце, кое-кто заболел воспалением легких. Сам Чиж немного простудился. Опасными были съемки эпизода, когда от взрыва переворачивался конь. Даже спортсмены отказывались лезть в "пекло".

-- Я сказал своим: "Я сам пойду, а вы -- за мной". Мы запомнили, где разложены взрывпакеты, но когда дерешься, то меняешь позиции. А еще дым, испуганные лошади... Но все обошлось. Кстати, в бытность спортсменом меня прокалывали несколько раз. Однако в бою не чувствуешь боли... сознание теряешь уже после сражения.