1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №259 (1604) за 14.11.2003

О САМОУБИЙСТВЕ ГОВОРЯТ ТЕ, КТО ХОЧЕТ ЖИТЬ

"Здравствуйте, это -- телефон доверия". И начался то ли обычный момент будничного трудового дня, то ли -- спасение жизни. Разговор может закончиться через минуту, а может -- через семь часов.

Как-то именно столько длилась беседа американского мальчишки с психологом. Проблема вроде пустячная -- родители велели сыну избавиться от бездомного щенка, подобранного на улице. В противном случае пригрозили выбросить блохастого в окно. Вариантов не оставалось, и ребенок, прижав к себе четвероного друга, собрался сигануть с третьего этажа. Спасла тетрадка, на которой было написано: "Плохо? Звони!"

ЗАВТРА БЫЛО ПОЗДНО

Возможность делиться своими бедами по телефону доверия появилась у человечества ровно пятьдесят лет назад. Тогда, в ноябре 53-го, в доме английского священника Чад Вары и раздался первый звонок.

Буквально накануне он был поражен газетной статьей, в которой сообщалось, что в Лондоне происходит три самоубийства в день. "Что же предпринять, если эти люди не захотели обратиться ни к врачу, ни к социальному работнику в нашем замечательном процветающем обществе?" В то время Чад Вара как раз получил приход в самом центре английской столицы и поделился с паствой идеей: дать объявление в газетах со своим номером телефона в церкви, чтобы люди, испытывающие жизненные проблемы, могли позвонить в любое время -- так, как звонят в полицию или скорую помощь.

Тринадцать лет спустя, уже в США, тоже появился телефон доверия. В одну из весенних ночей в доме протестантского священника Гарри Уоррена в Нью-Йорке раздался телефонный звонок: "Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация..." Священник ответил: "Завтра церковь открыта с утра". Утром же узнал, что звонивший повесился.

Потрясенный случившимся, Уоррен дал объявление в газете: "Прежде чем уйти из жизни, звоните мне в любое время суток". Со временем священник основал лигу "Спасите жизнь".

В конце 50-х европейские психиатры Х. Хофф и Э. Рингель организовали центр под названием "Врачебная помощь людям, уставшим от жизни". Позже 400 телефонных служб скорой помощи объединились в Международную Федерацию Служб Неотложной Телефонной Помощи (IFOTES). В 1979 году священники Чад Вара и Алан Уокер (австралиец, основавший в 63-м телефонную службу "Линия жизни", со временем переросшую во всемирную сеть) были отмечены Институтом жизни во Франции за "вклад в развитие телефонных центров доверия для улучшения качества жизни и предотвращения суицидов".

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ, ПРИНЯТЫЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ IFOTES В 1994 ГОДУ.

1. Экстренные телефонные службы доступны в любое время для любого желающего обратиться к ним независимо от возраста, пола, религии, национальности.

2. Все звонящие имеют право быть выслушанными, право на уважение независимо от их верований, убеждений или выбора.

3. Беседа производится в духе доброжелательности и открытости по отношению к звонящему.

4. Детали всех звонков, особенно касающиеся частной жизни, остаются конфиденциальными.

5. Звонящие и слушающие имеют право оставаться анонимами.

6. Слушающие являются добровольцами, прошедшими тренинг и работающими под наблюдением, -- чтобы постоянно улучшать качество слушания.

7. Слушающие не просят у звонящего никакого вознаграждения.

ЗА ШУТКОЙ КРОЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО СРОЧНО РЕШАТЬ

В Советском Союзе первый телефон доверия зазвонил в 1982 году в Москве. Проблема суицида приняла тогда глобальные масштабы. Служба спасения должна была уменьшить печальную статистику. Однако вскоре создательница службы Айна Амбрумова и ее коллеги пришли к выводу, что настоящие самоубийцы практически никогда не пользуются телефонами доверия. Решившиеся свести счеты с жизнью не звонят, не обращаются к друзьям или любимым. Готовятся к этому молча и обстоятельно.

Звонят же в службу и говорят о самоубийстве чаще всего те, кто хочет жить. Сам звонок для них -- ниточка надежды, последняя попытка спасти отчаявшуюся душу. И работа психиатра заключается в том, чтоб эта ниточка не оборвалась. Нужна громадная концентрация воли и любви к людям, умение сказать что-то такое, от чего человек развяжет петлю, разобьет о стену шприц с ядом...

Отдельная проблема -- люди, прибегающие к демонстрационному суициду. По статистике почти каждая третья демонстрация заканчивается реальным самоубийством. Хотел человек что-то доказать своим родным или всему обществу сразу, но уж слишком крепко вбил крюк, перебрал с таблетками -- летальный исход. А всего-то -- хотел привлечь внимание к своей страдающей душе.

...В Украине первый телефон доверия появился в 1983 году. Никому из авторов не было необходимости хоть раз набрать его номер. Хотя часто видя в метро объявления, интересовались, скепсис и нежелание тратить время попусту брали свое. И все же одна из нас решилась позвонить в Центр психолого-психиатрической помощи. А поскольку видимых проблем вроде не было, единственное, что пришло в голову, -- мысль о подружке, которая курит два года, но время от времени бросает. Каково же было изумление, когда женский голос в трубке ответил, что у нее та же проблема! Оказалось, дело вовсе не в отсутствии силы воли, ибо среди них есть личности достаточно сильные. Вся соль в нежелании или неумении вывести проблему из подсознания в сознание… и убедить себя же, что сигаретки-никотинки -- сигаретки-отравинки.

Центр психолого-психиатрической помощи был организован в 1989 году на базе Управления охраны здоровья и отдела психиатрического здоровья. Причина -- та же, что была в России: резкое увеличение в Украине (начиная с 86-го) числа самоубийств. Нужно было выяснить, кто и почему сводить счеты с жизнью.

Поэтому сегодня одним из заданий работников центра является суицидальный мониторинг. По подсчетам специалистов, из 100 тысяч украинцев 967 человек набирают номер этой службы. Причем женщины обращаются в два раза чаще мужчин. Во время общения выясняется, что приблизительно 3,2% человек намереваются уйти из жизни.

Вот анализ за прошлый год -- на 100 тысяч населения было 59 попыток самоубийств, в основном у женщин. Доводили эту попытку до конца чаще мужчины. Только 10% из этих людей были психически больны, а приблизительно 44% пребывали в состоянии алкогольного опьянения.

Каждый из 11 профессиональных психологов и врачей-психиатров Центра за свой 24-часовой рабочий день принимает до 35 звонков. Разговоры со звонящими длятся в зависимости от проблемы: бывает 5 минут, иногда -- пару часов. Не раз врачи отговаривали женщин от абортов, возвращали людям уверенность в себе, пресекали попытки самоубийств. Часто звонят студенты, которые не могут сдать экзамен, ответить на экзамене, адаптироваться в новом городе без родителей.

Впрочем, даже позвонив, не стоит ждать, что трубку снимет добрая фея, и ваши проблемы сразу же исчезнут. Основная задача врача -- снять эмоциональное напряжение, помочь вывести проблему на уровень самоосознавания. Никто ничего за вас решать не будет, а тем более что-то навязывать. Приготовьтесь к тому, что вам помогут посмотреть на наболевшее с разных сторон, глубже разобраться в его сути. Если же вас не устраивает тембр голоса или диалог с консультантом, можно попросить другого.

Довольно часто, в основном среди подростков, случаются звонки ради шутки. Они, как правило, распознаются специалистами сразу же. В таком случае врач или шутливо заканчивает разговор, или его продолжает, и у человека таки обнаруживаются проблемы, требующие немедленного разрешения.

Если же позвонивший нуждается в тренингах или лечении, врачи в специальных консультативных кабинетах применят индивидуальные методики, назначат медпрепараты. И, что самое главное, бесплатно и конфиденциально. Кроме того, Центр проводит лекции в вузах Киева. Кстати, в КПИ после такой встречи организовали свой телефон доверия, где волонтеры-старшекурсники помогают, в основном, младшим студентам приспосабливаться, решать проблемы с поселением, выходить из непростых жизненных ситуаций.

...Кстати, не так давно подруга-курильщица сама позвонила на телефон доверия. Больше не курит.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Все кандидаты на работу в службу психологической помощи проходят жесткий тест-контроль. Проверяются личные качества, коммуникабельность, умение выслушать человека. Адрес ТД строго засекречен. В практике бывали случаи, когда психически неуравновешенные люди угрожали консультантам расправой. ТД только поддерживает человека, помогает проанализировать истоки проблемы, чтобы тот самостоятельно нашел выход из сложившейся ситуации. Консультанты не дают советы!

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ЗВОНЯТ

Удивительно, но в последнее время психологам частенько приходится общаться с крупными бизнесменами, большими чиновниками и даже бандитами. Это может быть связано, к примеру, с дефолтом или кризисом. Так вышло, что рядом не оказалось никого, кому можно было довериться, поплакаться, посоветоваться. Вот в два часа ночи и набирается незнакомый номер. "Стоит вкладывать деньги в ликеро-водочный завод или нет?", -- озадачил как-то психолога один "крутой". Для себя то он давно решил, как поступить, но хочется услышать слова одобрения от незнакомого, незаинтересованного, так сказать, человека.

Много звонков от одиноких людей, живущих в больших городах. Давно подмечено -- чем больше мегаполис, тем более одиноким в нем чувствует себя человек. Это очень болезненное состояние -- быть Робинзоном в окружении тысяч людей. Чаще всего в полной изоляции находятся старики. Не нужные родным, забытые обществом, они набирают номер и изливают душу.

С одной стороны, утверждают консультанты, пожилые люди и дети -- самые безопасные клиенты. Они не угрожают "встретить и убить", отомстить, испортить жизнь, если после телефонной беседы все не уладится. Но с другой стороны -- старики умудряются негативно действовать на психическое здоровье слушающего. Конечно же, получается это у них непреднамеренно. Просто для них любой пустяк -- событие, которое они могут обговаривать часами. К примеру, новую серию латиноамериканского сериала, дворовую сплетню, свежий выпуск новостей.

Не опасно, но очень сложно беседовать с детьми. Их жизнь и мысли формируют родители, и ребенку относиться с доверием к взрослому на том конце провода тяжело. Тем более дети не привыкли, что их воспринимают всерьез. Часто за спиной стоит кто-то из родителей, потому откровенности ждать не приходится. Убедить ребенка перезвонить самостоятельно удается редко. Вот и переживают консультанты, как бы чего не вышло…

Самое горячее время в службе доверия -- с шести вечера до трех ночи. В эти часы человеческая психика наиболее уязвима, что подталкивает людей обращаться с проблемами семейной жизни, насилия дома и на улице, отсутствия денег и возможности их заработать. После телефоны смолкают. Народ засыпает, а сон -- самый лучший целитель. С утра проблемы, казавшиеся неразрешимыми вчера, становятся простыми. Утро -- самое спокойное время. Телефон почти всегда молчит.

ЗАПИШИТЕ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
… по проблемам наркомании и ВИЧ/СПИДа – 451-51-41
... психологической помощи -- 451-5-451
… для воспитанников и выпускников школ-интернатов (бесплатный) – 8-800-500-21-80
… Управления по борьбе с коррупцией и безопасности ГНА Украины -- 212-24-89
…киевского Центра по работе с женщинами -- 219-44-48
…Службы безопасности Украины -- 212-70-22
…ГАИ – 213-70-64
…милиции – 212-99-90

P.S. Сегодня в Украине заработал еще один телефон доверия, по которому бесплатно и круглосуточно можно проконсультироваться по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании -- 8-800-500-451-0.