1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1605) за 15.11.2003

СУДОХОДСТВО И ЗАПОВЕДНЫЕ ПЛАВНИ УЖИВАЮТСЯ ОТ МИССИСИПИ ДО МЕКОНГА

В жаркой дискуссии, строить ли Украине судоходный канал из Дуная в Черное море, наконец поставлена точка. Международные эксперты--экологи признали, что противоречий между экономикой и экологией здесь нет: проект отвечает мировой практике природопользования.

Украина ознакомила с проектами экспертов--экологов семи стран, представляющих самые авторитетные международные природоохранные организации. Во время семинара в Одессе, организованного Минэкоресурсов, выяснилось: ни одно из "продвинутых" в экологии государств не отказывается от судоходства в заповедных устьях рек. На Темзе и Одере, Роне и По, Миссисипи и Немане, Меконге и Волге охрану водно-болотных угодий успешно совмещают с судоходством. Да и не принято в мире огораживать почти 500 кв. км забором, да еще и вместе с десятками тысяч своих граждан. Все биосферные заповедники построены по кластерному типу, с выделением иногда десятков различных охраняемых зон. Таков и румынский Дунайский заповедник (5800 кв. км), по территории коего проходит 80 км Сулинского канала, в том числе 22 км выкопанного русла: он имеет 18 ядер заповедных зон. Почему совершенно по-другому организован украинский, площадью 464 кв. км? Как получилось, что при переводе заповедника "Дунайские плавни" в статус биосферного под запрет на хоздеятельность попали морская акватория и глубоководные русла, ранее не входившие в его состав? Ведь всего семь лет назад нынешний его руководитель Александр Волошкевич в изданной в Германии работе "Биосферный заповедник "Украинская дельта Дуная" указал два наиболее ценных участка, площадью до 80 кв. км, расположенных в 6--8 км от будущего судового хода, из-которых, собственно, и встревожились экологи.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Дельта Дуная -- это 6264 кв. км мелких проток и крупных русел, озер и болот, плесов, островков, самая большая в мире площадь, компактно занимаемая тростником, прибежище 300 видов птиц и 160 -- рыб. Как и большинство подобных угодий, находится под наблюдением ЮНЕСКО, а Румыния и Украина учредили в своих частях дельты биосферные заповедники.

В то же время, устье Дуная -- часть будущего Седьмого евроазиатского транспортного коридора. Объемы транзита здесь в 2002 г. превысили 20 млн. т, при ежегодных прогнозах роста на 10%. Но используется коридор соседями по-разному. В большей, румынской зоне дельты -- Тульчинской, расположены два из четырех каналов Дунай--Черное море. Причем основной -- Сулинский, с портами и судозаводами -- прорезает самое сердце заповедника. В украинской части дельты, Килийской, тоже есть порты и заводы в городах Рени, Измаил, Килия, Вилково. Но Прорвинский канал фактически перестал существовать в начале 90-х. Сегодня выход из Дуная в Черное море монополизирован Румынией, которая резко дифференцирует тарифы на проход судов, направляющихся в "свои" и "чужие" порты. Но если бы речь шла только о многомиллионных убытках Украинского дунайского пароходства и казны! Около 160 тыс. жителей Придунавья испытывают все "прелести" экономического упадка. Поэтому восстановление нами собственного судового хода на Дунае возродит целый регион.

Собравшиеся в Одессе эксперты тщательно изучили оба проекта судового хода: ГП "Дельта-Лоцман" по рукаву Быстрый, и обходной, так называемый "Жебриянский". То, что рыть канал в обход заповедной зоны заповедника, строить шлюзы и мосты обойдется в $100 млн., в три с лишним раза дороже, -- это проблема Украины. Но экологи отметили: полностью искусственный канал пройдет через заповедные территории Стенцивских плавней, превосходящих по ценности Быстрый, и негативное воздействие на природу будет несопоставимым. Утвержденное Кабмином технико-экономическое обоснование инвестиций судового хода по руслу Быстрому не предполагает создание искусственного сооружения -- канала. Из 162 км хода будет прорыто только 3 км на морской части, чтобы довести здесь глубину до 7 м. Еще примерно на 28-и км предстоит доуглубить речное дно в районе нескольких перекатов вне заповедной зоны. В итоге весь судовой ход от Рени по Килийскому и Новостамбульскому рукавам и на выходе в море -- по руслу Быстрому, претендует на 319 га дельты и 100 га морской акватории: это 0,89% площади заповедника, отнюдь не самой ценной для зимовки и размножения птиц. При этом все принятые в мире природоохранные мероприятия полностью учтены. Поэтому в официальной резолюции эксперты согласились с выводами комплексной госэкспертизы и признали разработанный ГП "Дельта-Лоцман" судовой ход через рукав Быстрый оптимальным. В вердикте по Дунайскому биосферному заповеднику рекомендовано, в соответствии с мировой практикой, выделить там функциональные зоны: консервационные, охранные, туристско-рекреационные, этнокультурные etc.

После семинара ученые дали "Сегодня" несколько экспресс-интервью.

Евгений Игнатов, доцент МГУ, эксперт Министерства промышленности, науки и технологий РФ: "Была природа заповедной в этом районе -- и останется! А для экономики и развития инфраструктуры Придунайского края это чрезвычайно важная задача.

Нгуен Ван Кы, директор Института географии АН Вьетнама, эксперт в области гидрографии устьев рек: "У нас порты стоят в основном в устьях рек. Хайфон был мертвым портом, его население уменьшилось на четверть, пока не провели канал через заповедник. Одновременно мы поставили 5 станций мониторинга и сохраняем природу. Ознакомившись с вашими материалами, считаю разумным делать судоходный канал по рукаву Быстрый".

Анатолий Устюгов, доцент Измаильского госуниверситета: "Утверждать, что будущая транспортная магистраль по руслу Быстрый разрушит естественные связи заповедника -- значит вводить в заблуждение общественность, прикрываясь экологическими фразами и понятиями".

Юрий Шуйский, профессор Одесского национального университета, эксперт United Nations Environment Program и Международного географического союза: "В мировой практике совмещение судоходства и заповедников -- обычное дело. С учетом экологических, гидрологических и геоморфологических составляющих Быстрый -- это оптимальный вариант. Наше решение принято на основе Севильской стратегии биосферных резерватов, Йоханнесбургской декларации и других международных документов.

Станислав Муселяк, профессор Щецинского университета (Польша), официальный эксперт Немецко-польской комиссии по защите природной среды (EUCC), президент EUCC--Poland: "Щецинский порт, принимающий около 10 тыс. судов в год, находится в 7 км от биосферного заповедника. Уверен: ваш судоходный канал и заповедник могут сосуществовать, если разумно к этому подойти. Слишком рано приняли решение об определении всей этой территории как строго заповедной. Канал Быстрый -- и экологически, и экономически, и социально наиболее осмысленное решение. Для всей Европы главное -- учитывать социальную направленность проектов, и Украина следует этой тенденции".