1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1605) за 15.11.2003

А У НАС -- "ПРОТИВОГАЗ"

На неделе правительство отчитывалось перед парламентом о ходе создания международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины (ГТС). Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов сообщил, что расчеты эффективности управления ГТС на условиях создания украинско-российской концессии будут готовы к 1 декабря, а прединвестиционная фаза деятельности консорциума завершится к концу года.

Рамочное соглашение между правительствами Украины и РФ о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере подписано больше года назад, а поиску оптимальной схемы деятельности консорциума конца не видать. Между тем чрезмерное затягивание этого процесса может привести к утрате Украиной роли главного поставщика российского газа в страны ЕС. Дело в том, что одна из главных задач консорциума -- обеспечение бесперебойной подачи газа из РФ в Западную Европу, лишь на 56% обеспеченную собственной добычей оного. Сегодня из 130 млрд. кубометров российского газа более 80% поступает в Европу по нашей ГТС: ежегодно мы зарабатываем на этом 26 млрд. "кубов" стратегического энергоносителя, а самостоятельно добываем лишь 18 млрд. Для Украины очень выгодно сохранить такое соотношение транзита в будущем, ведь, по оценкам экспертов, в ближайшие 3 года потребление газа в ЕС возрастет в 1,5 раза, а доля российских поставок увеличится с 18 до 30%. Но без увеличения мощности существующей "трубы" это недостижимая мечта, а собственных средств даже на длительное обеспечение "бесперебойности" нет. По словам председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Юрия Бойко, нынешее налогообложение отрасли не позволяет развивать ГТС и рано или поздно возникнет проблема с ухудшением ее технического состояния. Вот почему и Россия, и страны ЕС, когда и если консорциум состоится, будут заинтересованы инвестировать в модернизацию нашей "трубы".

"Только на поддержание ГТС в рабочем состоянии до 2030 года нужно $18,5 млрд., а на строительство новых газопроводов -- еще $10 млрд., -- комментирует академик, почетный директор Института газа НАНУ Игорь Карп. -- Я почти 10 лет назад писал в правительство, что надо думать о создании международной ГТС, но этому не придали значения. Создание консорциума, в деятельности которого РФ будет финансово заинтересована, позволит говорить об увеличении тарифов на транзит газа по нашей территории, повышении объемов транспортировки и снятии вопроса о создании Россией газопроводов в обход Украины".

Как раз строительство Россией мощной сети обходных газопроводов лишит нас статуса главного транзитера газа в ЕС и снизит политическое значение Украины для Евросоюза. Примечательно, что интерес российского участника консорциума, ОАО "Газпром", к данному проекту снижается. И, напротив, активизируется увеличение мощности существующих и создание новых экспортных "труб" в обход Украины. Так, если по газопроводу Ямал--Европа в этом году россияне поставят 20 млрд. "кубов", то в 2005-м -- уже 33 млрд. В 2007--2009 гг. планируется ввести в действие Североевропейский газопровод, по которому до 30 млрд. куб. м голубого топлива из РФ будет поступать в Германию, Финляндию и Швецию. Китай и Южная Корея уже согласовали с РФ условия и маршуты поставок до 30 млрд. куб. м газа. Если мы не отреагируем на усиление таких тенденций предложением взаимовыгодного сотрудничества, то рискуем остаться в "противогазе" собственных амбиций, но в стороне от участия в "большом экспорте".

Андрей Клюев, глава Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, в этой связи сказал: "Необходимо быстрее определиться, в какой форме будет работать международный газотранспортный консорциум. Промедление с решением этой задачи приведет к снижению надежности газотранспортной системы и транзитных возможностей Украины".