1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №261 (1606) за 17.11.2003

В 75 ЛЕТ ГЕТЕ ВЛЮБИЛСЯ, КАК ЮНОША,

Вольфгангу Гете было 75 лет, Ульрике -- 18. Подробностями этой взаимности и через двести с лишним лет восторгаются люди на всей планете. Ивану Мазепе тоже было 75 (по иным источникам -- 60), Мотре -- не более 16. Они любили друг друга чисто и страстно... Но если рациональные немцы сумели преподнести миру "неравную любовь" своего сладострастного поэта как достояние нации, то украинцы распорядились выпавшим духовным наследием совсем иначе.

ПРЕКРАСНЫЕ ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦЫ

Итак, Гретхен. Библиографы не решили пока однозначно, реальная это девушка или только плод поэтического воображения. Известны воспоминания матери поэта, которая говорит о Гретхен как о первой любви ее сына. В автобиографии Гете подробно описал рассветную зарю своих чувств... На одной из вечеринок он встретился с очаровательной блондинкой. Она была старше, но великодушно принимала ухаживания юного поэта. Во время одной пирушки молодежь засиделась допоздна. Опасаясь, что отец может разгневаться из-за позднего возвращения, юноша решил остаться с друзьями до утра. Когда непреодолимый сон прервал бурную беседу, избранница Вольфганга уснула, положив изящную головку на плечо будущего гения. Сгорая от нахлынувших чувств и восторга, юноша так и просидел до утра не шелохнувшись с драгоценной поклажей на плече. После этого случая недоступная возлюбленная оценила его подвиг и стала более ласковой, даже нежно пожала Вольфгангу руку. Но вскоре Гретхен имела неосторожность сознаться посторонним личностям, что всегда смотрела на Гете как на ребенка и относилась к нему, как сестра к брату. Узнав нелестное мнение, Гете плакал, сердился, негодовал и, конечно, "вырвал из своего сердца женщину", так жестоко осмеявшую его искренние чувства. В 15 лет он считал себя настоящим мужчиной, а не достойным снисхождения мальчишкой. Через два года, когда поэт уже обучался в Лейпциге, в доме трактирщика Шенкопфа, где компания молодых людей собиралась за табльдотом, он познакомился с дочерью хозяина. Анна-Катерина, а проще Кетхен (в ранних сборниках поэт называл ее Анхен, Аннетой), была "не очень высокого роста, с круглым, приятным, хотя не особенно красивым личиком, с непринужденными, милыми, очаровательными манерами -- и ни капли кокетства. Она была умной, хотя не получила хорошего воспитания". Кетхен ответила влюбленному Гете взаимностью, и все было бы отлично, да Вольфганг начал бешено ревновать, причем совершенно беспочвенно. В конце концов девушке надоели оскорбляющие ее достоинство подозрения: она оставила Гете и больше никогда к нему не возвращалась. Через два года после разрыва поэт узнал, что Кетхен выходит замуж за его доброго знакомого. Потрясение оказалось для Гете настолько сильным, что у него открылось легочное кровотечение. Когда юноша выздоровел, его отправили в Страсбург для изучения юриспруденции. Параллельно с занятиями он начал брать уроки у местного танцмейстера, француза, отца двух дочерей -- Люцинды и Эмилии. После первого же урока оказалось, что Гете полюбил Эмилию. Увы, но его так же скоропостижно полюбила Люцинда. Очень скоро из-за этого несовпадения поэту пришлось отказаться от танцев.

Среди многочисленных романов, пережитых великим Гете, его связь с дочерью зозенгеймского пастора Бриона -- Фредерикой, заслуживает особого внимания, считают биографы. Ей было 16 лет. Впервые Фредерика предстала взору поэта в коротенькой юбке и черном фартучке: глаза блестели, слегка вздернутый носик как бы спрашивал, что это за незнакомец, явившийся из шумного города в их тихую деревню. С первого же взгляда гость страстно влюбился. На следующий день парочка уже прогуливалась вдвоем, а потом... каким жадным было прикосновение их губ! Через день Гете уезжал во Франкфурт почти в качестве жениха, хотя помолвки и не было. История европейской литературы многим обязана деревенской девушке, внушившей сильное чувство одному из величайших ее представителей. Для Гете после встречи с Фредерикой мир заиграл новыми красками. К сожалению, конец романа мало походил на его начало: Гете все же не женился на своей избраннице, ибо дочь бедного пастора не могла стать женой сына именитого франкфуртского гражданина. Этот исход решил судьбу Фредерики -- она осталась верна Гете до последних дней своей жизни: несмотря на многочисленные предложения, так и не вышла замуж. "Кто был любим Гете, -- сказала однажды Фредерика своей сестре, -- не может любить никого другого".

ПИГМАЛИОН

В 39 лет Гете был в зените славы. Его романов со знатными и с образованными европейскими дамами не перечесть. И вот, Христиана Вульпиус -- ничего собой не представлявшая цветочница (ей только исполнилось 23 года). Без образования, говорила с сильным тюрингским акцентом, читала с превеликим трудом. Но была свеженькой, с ясным взглядом и румяными щечками, непослушные каштановые локоны падали на лоб. Гигант духа и необразованная девушка -- эти двое встретились в Дворцовом парке в Веймаре... Христиана в тот же день стала возлюбленной Гете. В течение 17 лет она оставалась его любовницей. 19 октября 1806 г. они обвенчались в ризнице церкви Св. Иакова. Их отношения продолжались более 30 лет, вплоть до смерти Христианы в 1818 г. Но не стоит думать, чо женитьба спасла Гете от стрел Амура. В 58 лет в жизни Гете появилась Беттина. Затем на жизненном пути 60-летнего поэта встретилась молодая Минна Герцлиб (девушка, полюбившая старика-поэта всем сердцем и вдохновившая его на целый ряд сонетов и роман "Сродство душ"). Когда Гете было 65, он встретился с очаровательной женой банкира Марианной, и оба тотчас же полюбили друг друга с такой страстью, перед которой попросту растаяла разница в годах...

УЛЬРИКА ЛЕВЕЦОВ

И наконец, последняя любовь Гете. В 75 лет он, как юноша, влюбился в 18-летнюю Ульрику Левецов. Девушка отдала свое сердце поэту с искренней, пылкой любовью, которая не иссякла в душе до двух гробовых досок -- его и ее. (Ульрика умерла в 1898 году, после смерти Гете не вышла замуж, ибо не встретила человека, достойного занять в ее сердце место поэта). Может быть, лучшее объяснение, почему Гете до последних дней возбуждал любовь в сердцах юных женщин, дал Генрих Гейне: "В Гете мы находим во всей полноте ту гармонию внешности и духа, которая замечается во всех необыкновенных людях. Его внешний вид был так же значителен, как и слова его творений; образ его был исполнен гармонии, ясен, благороден, и на нем можно было изучать греческое искусство, как на античной скульптуре. Взгляд Гете оставался таким же божественным в глубокой старости, каким он был в юности. Время покрыло снегом его голову, но не могло согнуть ее".

ПЕРЬЕВ И СМОЛЫ НЕ БЫЛО

Итак, соотечественники великого немца усматривали в образе пылкого ценителя юных прелестниц отца небожителей -- Юпитера. Еще совсем недавно в истории литературы творчество Гете делилось на периоды, связанные с именами вдохновлявших его женщин: Лотта, Фредерика, Марианна, Лили, Шарлотта... То есть, прикоснувшись к гению, дамы обрели бессмертие. Имя Мотри, дочери Василия Кочубея, генерального судьи при гетмане Мазепе, тоже не затерялось под трехсотлетним слоем исторической пыли. Причина -- любовная страсть, которой 16-летняя крестница воспылала к 75-летнему старцу, своему духовному отцу. "Сексуальные" подробности этих отношений увековечил в "Полтаве" великий Пушкин. Но описанные там события попросту вымысел. Кстати, к написанию "Полтавы" Пушкина подтолкнула поэма Рылеева "Войнаровский". У поэта-декабриста образ украинского гетмана является идеалом борца за свободу своей родины. У Пушкина же -- "гетман-злодей", "враг", "мощный враг". Так два поэта-современника противоположно восприняли поступки гетмана Украины: для одного Мазепа был почти единомышленником, для другого -- предателем, врагом и преступником. Причина такого несовпадения в том, что Рылеев идею борьбы за свободу понимал широко, как необходимость не только для российского народа, а для Пушкина на первом месте была Российская империя, а потом уже -- свобода. Возможно, именно из-за этих идеологических расхождений декабристы никогда не собирались привлекать Пушкина в свое общество.

На счету "женолюба и блудника" Мазепы, чьи похождения потрясали воображение Вольтера, Словацкого, Виктора Гюго, Байрона, Листа, Чайковского (в опере Петра Ильича украинский гетман предстает в образе старого лукавого любовника), числится... всего три пылких страсти. В этом вопросе среди многочисленных биографов Мазепы царит единомыслие. Первый резонансный любовный роман будущего гетмана возымел место при польском дворе: юный Иван совратил молодую замужнюю полячку. За это ее супруг, застигнув любовников на месте преступления, облил украинского шляхтича горячей смолой, обсыпал перьями, привязал к спине дикого мустанга и отправил погибать в неизвестности. Ну как?.. Эта-то "мечта о стр-р-рашной мести", принадлежавшая эпистолярному таланту одного из придворных завистников Ивана, заинтриговала Байрона, и в его исполнении получила прописку в мировой литературе. (Любовь с польской красавицей действительно была, был скандальчик, но до смолы, перьев и дикого жеребца дело не доходило). Но поэтические обработки амурных дел Мазепы иностранными гениями меркнут перед полетом фантазии украинского лирика Владимира Сосюры. Если у Байрона обнаженного молодого ловеласа всего лишь уносит необузданная лошадь, а у Пушкина старый "гетман-злодей" чисто по-кавказски умыкает Мотрю из родительского дома и увозит ее верхом на коне к себе в "замок", то Сосюра делает из старика отпетого дегенерата. Зная, что Мотря -- его незаконнорожденная дочь (жена Кочубея, оказывается, некогда была любовницей гетмана), Мазепа все-таки пытается на ней жениться! Избранницей еще одного любовного романа Мазепы стала некто вдова Фридрикевич. Но на сей раз все закончилось "маршем Мендельсона". Хотя до сих пор муссируется мнение, что Мазепа женился на вдове ради денег, тем не менее, за время семейной жизни "развратник" Мазепа в связях, порочащих его и честь вдовы, замечен не был.

МОТРЯ КОЧУБЕЙ

Она была красивой и образованной девушкой -- первой невестой в Украине. Князь Меньшиков пытался выдать ее за кого-то из своих родственников, но ему было отказано: деньги и власть не интересовали Мотрю. Гетман "воспринимал" ее при крещении и как крестный всегда общался с духовной дочерью, делал подарки, в том числе книги. Она могла составить самую блестящую партию. Но не было равных гетману-поэту. Известно, что инициировала любовные отношения сама Мотря: она влюбилась в крестного, она первой и открыла ему свои чувства. Он не мог не ответить взаимностью, ибо поэты никогда не стареют (вспомним Гете). Даже Бантыш-Каменский в своих трудах по истории России, проклиная гетмана Мазепу в каждой строчке (см. "Малороссия"), принявшись за словесный портрет врага, вынужден был делать этому "старому Макбету" комплименты: ровный стан, высокое чело, усы подковой, но самое главное -- живые, полные огня, света и разума глаза. Да, Иван Степанович был выдающейся личностью и нравился женщинам до последних дней.

ЕСЛИ РАЗОБРАТЬСЯ

Убедившись, что их чувства взаимны, Мотря решила соединить судьбу с возлюбленным. Но у матери оказались свои планы: гетман стар, он может умереть, и тогда ее муж -- Василий Кочубей, угодный царю Петру, поскольку изначально был приставлен к Мазепе стукачом, станет гетманом. В семье Кочубеев "курица пела", то есть верховодила жена, а это значит, что Украина попала бы в крепкие руки Любови Федоровны. Но тут Мотря со своей любовью. Когда по настоянию Мотри (характер у девушки был мамин) гетман заслал сватов, родители невесты воспротивились. Главный аргумент отказа -- духовное родство жениха и невесты. Мотре причина показалась недостаточно убедительной, и началось большое семейное противостояние. Судя по письмам Мазепы к своей юной избраннице, мать обходилась с дочерью довольно круто: "до каких пор эта катовка будет тебя, Моя Мылисть, мучить!". Мазепа был политиком и понимал, что не все так просто: разрешение на брак нужно было получить у двух московских властей -- духовной и государственной. И он бы добился желаемого, но времени на решение вопросов не оставалось, потому что мать и дочь сошлись, как две обоюдоострые сабли. Понимая, что Любовь Федоровна никогда не уступит, Мотря, в один из кризисных моментов, убегает в "муровани покои" гетмана. Такого губительного осложнения Мазепа не ожидал, но девушка уже сделала то, что сделала. Теперь надо было предпринять всевозможные меры, чтобы спасти честь возлюбленной. И мудрый гетман сделал это: как только ему доложили о визите, он немедленно пригласил к себе российского офицера, с которым был дружен, так что разговор с любимой, решившейся на столь неосторожный шаг, происходил при свидетеле. Гетман уговорил Мотрю вернуться в родительский дом, пообещав, что он все устроит, и они станут мужем и женой. Обнаружив пропажу, Кочубеиха приказала бить в колокола (у них была небольшая домашняя церковь) и созывать весь Батурин -- позор, который она сама возлагала на голову своей дочери, ее не беспокоил.

Вернувшись через пару часов в родительскую обитель, Мотря попала в руки разъярившейся мамаши. Говорят, дело дошло даже до обещаний попотчевать непослушную дочь вожжами на конюшне. После этих событий, достигнув точки кипения, страсти начали постепенно угасать. Потянулись серые дни затворничества и ожидания. Но Мотря не могла ждать бесконечно, и, распекаемая постоянно материнскими упреками, девушка постепенно пришла к выводу, что старый гетман ее предал. Отчаявшись, она решилась нарушить все условности, -- Мотря была уверена, что возлюбленный бросится вслед за нею в разверзшуюся пропасть. Но он не сделал этого. Мазепа не только сам устоял на краю скалы, но спас от неминуемой гибели свою любимую. Этого она ему не простила. Дальнейшая судьба гетмана известна. Что же касается Мотри, то существуют три версии: она вышла замуж за сына генерального судьи Чуйкевича (по последним данным, женой Чуйкевича-младшего стала ее сестра Мария); ушла в монастырь, где вскорости умерла; покончила с собой. На лугу возле полтавского села Диканьки (по сохранившимся документам, Диканька была частью приданого Мотри) люди построили небольшую церквушку. Говорят, именно на этом месте была похоронена молодая девушка -- Мотря Кочубеевна. Дай Бог, чтобы это была просто легенда, ибо в те времена вне кладбищ хоронили только людей, наложивших на себя руки.