1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (1607) за 18.11.2003

"ОТ МОЛОДЫХ НЕЛЬЗЯ ОТМАХИВАТЬСЯ -- К НИМ НУЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ"

Специальный показ трехчасовой видеопрограммы Института кино и телевидения Национального университета культуры и искусства на фестивале "Молодость" получил интересное продолжение: программу сразу же пригласили на пять международных кинофорумов. Работы продемонстрировали все "ступеньки роста" студентов, начиная от первых попыток первокурсников в жанре "один кадр -- один фильм" ("Братьям Люмьер посвящается"), и заканчивая художественными постановками. Удачные ленты еще раз подтверждают истину, что то же телевидение интересно только личностями, и потому показанные фильмы-портреты ("Леди Харлей-Девидсон", "Учитель пения", "Самоучка") притягательны такими "чудиками", на которых держится мир. И совсем другое, негативное восприятие портретной работы, когда в кадре царит некая чертовщина ("Доктор"). А вот трогательная и раскованная дипломная работа Инны Дерновой "ТБР-18. Монолог" -- своеобразный "групповой портрет в интерьере" своего курса и Мастера, известного украинского документалиста и талантливого педагога Георгия Шкляревского. Вообще, молодых всегда просто распирает от желания поделиться своим восприятием мира. Этим особенно отличаются работы "Чужая душа потемки", где есть противоречивые попытки публицистики, и очень личностный видеорассказ "Холодно", который скорее предназначен для домашнего видео.

Целый блок экспериментальных работ направлен на поиски изобразительного и звукового ряда, желания все попробовать, чтобы потом использовать уже в профессии. Так, пластический клип "Ночь" (жанр крайне редкий на экране) интересен режиссерскими находками студента-первокурсника. "В стране чудес", "Души", "Равновесие жизни" -- маленькие, но изобретательные попытки философских осмыслений разнообразных явлений. В них особенно обращают на себя внимание хорошие операторские и звукорежиссерские находки. Короткометражная фантазия на библейскую тему "Испытание надеждой" уже обладает всеми атрибутами художественного фильма: актерами, натурой, декором, сложным звуковым рядом, очень профессиональной операторской работой.

О своих впечатлениях от студенческих фильмов рассказал "Сегодня" заведующий кафедрой режиссуры, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Юрий Терещенко.

-- Два-три раза в год мы проводим в Доме кино специальные показы студенческих работ. А четыре года назад, когда мы еще были в "коротких штанишках" и даже не имели достаточного количества своих фильмов, набрались наглости и организовали международный студенческий фестиваль "Фаст-фест уик-энд". На первый пригласили белорусский институт (уже 20 лет выпускающий специалистов), вгиковцев, а также наш театральный (с более чем 30-летним стажем), а сами показали работы третьекурсников, снятые на всего лишь двух бытовых камерах. Конечно, мы тогда выглядели убого на фоне этих "монстров". Но уже на IV-м фестивале международное жюри единогласно присудило нам Гран-при за лучшую программу. И сегодня мы имеем уже более 30 международных призов и дипломов. Последний показ в рамках "Молодости" вызвал особый интерес: мы приглашены с программой этих фильмов на фестивали в Баку, Роттердам, Карловы-Вары, Берлин, Францию. И вот на днях мне передали, что на VI Евразийском телефоруме (Москва) работа нашего выпускника Дениса Роднянского "Учитель пения" победила в номинации "Короткометражный фильм".

-- А что вы еще ждали от этого показа и, собственно, других -- кроме внимания молодых зрителей?

-- На свой показ руководителям всех телеканалов и киностудий мы отнесли персональные приглашения с надписью "Будем знакомы!" (приходите, смотрите: есть молодой здоровый организм, который выпускает профессионалов). И, к нашему глубокому сожалению, ни один из них так и не пришел на нашу встречу. Может быть, у них все так хорошо в их "датском королевстве", и молодые талантливые люди им совершенно не нужны? А недавно на только что прошедшем пленуме Союза кинематографистов я выступил, полемизируя с новым директором студии им. Довженко Виктором Приходько, и он в ответ предложил конкретную помощь: студия готова за свои деньги приглашать ведущих специалистов из России, Голландии, Польши для проведения мастер-классов. А я ему самому недавно предлагал (тогда он еще не был директором студии) читать курс продюсирования. Виктор спросил: "А зачем?". И тут же обвиняет наших студентов с газетных страниц, мол, они неграмотные и работы у них. неинтересные. Но педагогическая деятельность всегда была подобна миссионерской. И, если мы хотим, чтобы наше телевидение и его новая генерация вызывали уважение, чтобы они производили хороший профессиональный продукт, для этого необходимо внимание руководителей студий и каналов к студентам. От них нельзя отмахиваться, к ним нужно проявлять внимание.

-- Юрий Михайлович, а чем сегодняшние студенты отличаются, например, от студентов вашего поколения?

-- Главное отличие в том, что мы все-таки были романтиками и знали, что закончив институт, обязательно придем на студию. Там ты будешь делать две-три картины в год и это будет безбедное существование. А если повезет, и ты сделаешь хорошее кино, то получишь какой-нибудь приз на фестивале и поездишь по миру. В результате, жизнь состоится. А нынешнее поколение хочет все сегодня и сейчас. И в век тотального дилетантства сам себе отвечаешь на вопрос: "А почему нет?" Вот, например, приходит к нам абитуриент и гордо говорит: "Я главный режиссер такого-то канала". "А где вы учились?" -- спрашивают его. "Я закончил медучилище..."

Мы высоко "задираем" планку для своих ребят: требуем умения написать сценарий, сделать раскадровку, каждый семестр вынь да положь новую видеоработу. В результате чего в течение пяти лет они делают десять видеоработ во всех возможных жанрах. Наш выпускник выходит во всеоружии, и дальше уже только от него зависит его собственная судьба. Поэтому, понимая все сложности сегодняшнего дня, стараемся держать марку.