1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (1607) за 18.11.2003

$70 МЛН. НУЖНО ИМЕТЬ КАНДИДАТУ,

Собственноручно составленную смету будущих выборов огласил вчера Комитет избирателей Украины (КИУ). По словам секретаря КИУ Александра Черненко, в своих расчетах комитет основывался на собственном опыте и на ценах последних парламентских выборов.

Из этой суммы только на размещение рекламы на телеканалах уйдет около 15 млн. Плюс -- реклама в печатных масс-медиа и выпуск собственных СМИ: еще 15 млн. Содержание центрального и региональных штабов кандидата на протяжении полугода обойдется в 3,5 млн. На два "лимона" потянет агитационный тур кандидата. Еще 100 тысяч, по подсчетам КИУ, будет стоить сбор подписей. В смету заложена также оплата труда членов окружных избиркомов, агитаторов, наблюдателей, а также средства на финансирование "подставных" кандидатов. В общей сложности претенденту на пост главы государства для того, чтобы реально поучаствовать в гонке, нужно иметь нала и безнала на сумму не менее $70 млн. А с учетом воровства в штабах, которое может "съедать" до 40% выделяемых финансов, необходимая сумма возрастает до 100 млн. При этом львиная доля "избирательных" денег берется "из тени" и в нее же возвращается, поскольку официально кандидат может потратить на выборы лишь... 1,7 млн. грн.

Тем не менее, комитет избирателей считает, что выборы для украинской экономики -- благо, поскольку заоблачные суммы, потраченные на выборы, останутся в Украине: разойдутся по карманам агитаторов и наблюдателей, будут инвестированы в СМИ и полиграфическую промышленность. Главное, по словам председателя правления КИУ Игоря Попова, ограничить поступление денег в избирательные фонды из-за границы и из сомнительных источников, а также заставить кандидатов декларировать свои доходы. А потом уже решать вопрос с легализацией финансирования выборов.

Политолог Ростислав Павленко считает, что выведение избирательных фондов на свет божий -- это дело не одного года, и вряд ли получиться сделать "белыми и пушистыми" уже ближайшие президентские выборы. "В перспективе нужно отменить "потолок" избирательных фондов, -- сказал "Сегодня" г-н Павленко. -- А пока хотя бы легализовать расходы на рекламу".

Между прочим, стыдиться тут нечего. На последних президентских выборах в США на телерекламу, по словам Черненко, было официально потрачено $629 млн.

У нас же, как сказал "Сегодня" г-н Попов, на президентскую кампанию в общей сложности уйдет 3 млрд. грн -- "белых" и "теневых". При этом официально на выборы в госбюджете на будущий год заложено около $30 млн. -- по $0,8 на каждого украинского избирателя. На трое предыдущих выборов -- двое парламентских и одни президентские -- государство "отстегивало" приблизительно по столько же. Александр Черненко считает, что этой суммы достаточно, чтобы нормально организовать избирательный процесс, но маловато для усовершенствования организации выборов. КИУ считает, что дополнительные деньги следовало бы направить на улучшение защиты бюллетеней, а также на повышение зарплаты членам избиркомов.