1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №264 (1609) за 20.11.2003

СОТРУДНИКАМ ГАИ "ДАЛИ ПО РУКАМ" ЗАКОНОДАТЕЛИ

Почему сотрудники ГАИ, на фоне давненько не менявшегося законодательства, вдруг стали чуть не в массовом порядке изымать у нарушителей Правил дорожного движения (ПДД) водительские удостоверения? Стоит ли законопослушным водителям опасаться "гаишного спецназа", именуемого "Коброй"? Кто виноват в сумасшедших пробках на улицах столицы? На эти и другие вопросы, которые нам частенько задают читатели, в эксклюзивном интервью для "Сегодня" согласился ответить начальник Департамента ГАИ МВД Украины полковник милиции Сергей КАРАКАЙ.

ПАТРУЛЬНАЯ МАШИНА -- НЕ ТАКСИ!

-- Сергей Васильевич, давайте для начала поговорим о приказе, который вы нам только что показали и который на днях подписан министром. Что нового он несет в себе?

-- МВД реформируется и сейчас пребывает в стадии изменения некоторых базисных понятий. Отдельные положения, казавшиеся незыблемыми, мы стараемся уточнить. Например, только по структуре ГАИ отменено порядка 70 приказов... Теперь о том, которым заинтересовались вы. Здесь несколько пунктов. Первый гласит -- запрещено выезжать на патрульном автотранспорте за территорию обслуживания того или иного УВД. Экспериментально мы определили "плечо" патрулирования -- 50 км. Второй пункт -- о том, что патрульный автотранспорт запрещено командировать куда-либо без разрешения МВД. Образно говоря, патрульная машина -- не такси! Подчеркну -- начальник территориального органа ВД правом командировать "патрульку" (скажем, в военкомат или прокуратуру) не обладает. И третье -- сопровождение нашими машинами другого автотранспорта тоже ограничивается. Кроме, разумеется, стандартных случаев: охраняемых персон, перевозок детей и опасных, негабаритных грузов (в последнем случае речь может идти об оплате сопровождения).

Вообще, теоретически, платное сопровождение может заказать любой, скажем, на свадьбу или иное торжество... Расценки установлены согласно постановлению Кабмина совместным приказом Минфина, Минэкономики и МВД -- 3 гривни километр.

-- Вы "фильтруете клиентов", чтобы милицейская машина не сопровождала, например, бандитов?

-- Обязательно фильтруем -- это делается на региональном уровне и по закону. Руководители подразделений живут ведь в реальном мире и прекрасно знают, кто что из себя представляет. Тут все прозрачно и понятно... К тому же скажу вам, что на эту услугу и нет большого спроса. Она существует уже около 5 лет и ажиотажа не наблюдается...

ПРОБКИ В СТОЛИЦЕ -- КТО ВИНОВАТ?

-- Тогда другой поворот темы: в связи с проездом сопровождаемых вами лиц (пусть даже очень VIP) на дорогах столицы часто возникают пробки, заторы... На это жалуются читатели, да мы и сами видим. Можно ли что-то сделать, дабы улучшить ситуацию?

-- Это явление, уверяю вас, не связано с проездом охраняемых лиц. Пробки в столице в последние месяцы -- следствие того, как организовано дорожное движение. Ведь часть улиц, причем носящих магистральный характер, закрыта для движения машин. Пример -- Краснозвездный проспект... А куда должен деваться поток машин? Вот и создаются пробки на Жилянской, Саксаганского, Красноармейской... По закону, организация дорожного движения в городе -- прерогатива городской власти. Ведь кто-то же думал, что будет, если проводить ремонтные работы сразу на всей ширине проезжей части?!

-- А вы возражали?

-- Да, но наш голос не решающий... И хотя, безусловно, цели городскими властями преследуются благородные, серьезные проблемы то и дело возникают. Кроме того, еще пару лет назад не было искусственного сужения проезжей части. Назовите мне улицу, особенно в центре, где по обе стороны не припаркованы машины? Речь уже не идет о каких-то сопровождениях и их влиянии на задержки, это в прошлом. К тому же некоторые из сопровождаемых лиц ездят в потоке, регулировщики лишь обеспечивают им зеленый сигнал на перекрестке. Полностью же движение снимается лишь при проезде Президента. Так делается во многих странах, например, в Нью-Йорке движение при проезде президента США снимается за два часа.

Так вот, сейчас проблема совсем в другом. Граждане на знаки и иные требования ПДД просто не обращают внимания. Почему? Да потому, что, по сути, за нарушения у нас не существует никакой ответственности. Гражданин, в отношении которого составлен протокол, просто не ходит в суд. Когда-то у нас к админответственности за нарушение ПДД привлекалось 13 миллионов человек в год, сейчас составляется 5 млн. протоколов... Мы ослабили админдавление на нарушителей и посмотрите, что на улицах?! Основная проблема в том, что люди не соблюдают определенный порядок. А сотруднику ГАИ, образно говоря, дали по рукам наши законодатели, приняв ныне действующий закон. Судья ждет месяц, другой -- нарушитель не идет. Тогда судья пишет на протоколе "Предупрежден" и бумага отправляется в архив... Правда, часть нарушителей все же предстает перед Фемидой -- это те, у кого отобрано водительское удостоверение и передано судье. Вот они и приходят выручать "права"...

ЗАБИРАЯ "ПРАВА", СОТРУДНИК ГАИ ПРАВ

-- А когда сотрудник ГАИ отбирает водительское удостоверение?

-- Давайте обратимся к закону "О дорожном движении", где написано, что сотрудник ГАИ имеет право не возвращать водительское удостоверение до решения вопроса об уплате штрафа или наложения иного взыскания... Потому министр подписал еще один приказ, которым нашим сотрудникам предписано неукоснительно соблюдать упомянутый закон. Приказ этот согласован с Минюстом. Мы уверены, что теперь наши граждане станут исправно посещать судебные заседания, где будут рассматриваться вопросы наказания за нарушение ПДД.

Конечно, есть и иные сложности. Например, по нашему законодательству, нельзя рассмотреть дело в суде без составления админпротокола. Составить его должен сотрудник ГАИ, причем обязательно вступив в контакт с нарушителем. Эта норма, увы, осталась у нас с далеких времен... В других странах применяют более цивилизованный путь, например, беспротокольную форму фиксации нарушения. Сотрудник дорожной полиции собирает фактические данные о нарушении (показания свидетелей, собственный рапорт, фото- или видеосъемку) и направляет в суд. Судья вызывает нарушителя и решает, как с ним поступить. У нас же, вы знаете, остается только ждать, когда объявится нарушитель... Наверное, это устарело и требует законодательного изменения.

-- А что предпринимается Департаментом и МВД в целом для изменения действующего законодательства?

-- Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности ВР рассмотрел на днях шесть законопроектов, внесенных народными депутатами по результатам наших совместных с ними усилий. Документы касаются, в основном, безопасности дорожного движения и положений Административного кодекса. В октябре Президентом Украины внесен законопроект, относящийся к той же проблеме. Над рядом документов работает еще одна группа парламентариев. Наиболее объемный из них -- президентский. Он предусматривает, в частности, повышение размеров штрафов, возможность рассмотрения допущенных водителями нарушений (с согласия виновных) на месте их совершения с вынесением соответствующего постановления о взыскании. А также введение новых статей, еще не описанных в действующем законодательстве. Например, использование синих и красных проблесковых маячков. Конечная цель -- повысить безопасность на дорогах, уменьшить аварийность.

Впрочем, аварийность растет повсюду. И ООН наметила в своих планах рассмотреть весной следующего года эти проблемы. Это естественные процессы. Рост аварийности имеет циклическую форму. В какой-то период он больше, в какой-то меньше. Те же тенденции прослеживаются и в нашей стране.

-- С чем это связано?

-- Наверное, ответ должны дать наука, ученые.

-- Влияние магнитных бурь тоже изучается?

-- В Госавтоинспекции есть даже свой доктор технических наук. Он работает начальником автотехнического отдела в ГАИ Львовской области, и в своей кандидатской диссертации изучал влияние магнитных полей на действия водителей, после чего пришел к выводу о такой зависимости в районе линий электропередач. Там, как оказалось, совершается большое количество ДТП.

"КОБРА" ЖАЛИТ С ПОЛЬЗОЙ

-- Сергей Васильевич, есть в вашем ведомстве такая "змея", как "Кобра". Ее функции уже несколько лет как бы неизменны. Так будет и дальше? Все ли, что задумывалось при создании этого подразделения, выполняется, или есть какие-то трансформации?

-- Мы сейчас увеличиваем число работающих в "Кобре" сотрудников, примерно на сто человек.

-- Да вы и так этой своей "Коброй" запугали провинциалов. Настоящий летучий спецназ!

-- Никакой не спецназ. Обычное подразделение Госавтоинспекции.

-- У него есть какие-то права, отличные от других подразделений?

-- Права у всех одинаковы.

-- Вы не можете не знать, что как только эти бойцы выдвигаются в какой-то регион, слух разносится моментально: "Братва, прячемся, -- "Кобра" на подходе!"

-- Ну, такая реакция людей. Прятаться не обязательно. Во все времена когда с определенной миссией в села, районные или областные центры приезжали сотрудники ГАИ из Киева, многие местные жители для себя решали, что на этот период им лучше не ездить...

-- Особенно пьяными.

-- И пьяными тоже... А если серьезно, то сотрудники "Кобры" не обременены никакими знакомствами или связями с местными жителями, к людям за рулем подходят как бы с чистого листа. И потом основная цель подразделения -- оказание централизованной практической помощи регионам.

-- Например?

-- Активизировалась львовская преступная группировка, участники которой отбирают автомобили у водителей прямо на дороге. За последнее время произошло два разбоя. Что характерно, "охотятся" на престижные Тойоты "Ленд Крузер". Это не значит, что действуют одни и те же лица. Скорее всего, они имеют определенный канал сбыта иномарок, возможно, и за пределами Украины. Мы усилили работу наших нарядов группой из 16 экипажей "Кобры". Наверное, правильно.

О ЛИЧНОМ -- И НЕ ТОЛЬКО...

-- Говорят, вы сами частенько за рулем?

-- По-разному. Так же, как и вы.

-- Личный автомобиль имеете?

-- Да, Субару.

-- Почему именно эта марка?

-- Был в командировке в Голландии и купил по дешевке. Еще пять лет назад.

-- Бывая за границей, естественно, обращаете внимание на то, как работают ваши коллеги. Чему бы хотелось поучиться у них?

-- Мы не только учимся, но и пробуем. Например, есть прибор, который устанавливается на автомобиле и фиксирует превышение скорости, иные нарушения безрадарным путем, записывая на пленку. В полиции Европы их уже около 4 тысяч. Мы договорились с заводом-изготовителем, и один такой прибор получили для испытаний. Поставили его на патрульный автомобиль -- уже шесть месяцев работает...

Однако для нашего суда аргумент один -- протокол. Всякие фотографии его не очень трогают. Так что этот прибор выдает как бы дополнительную, вспомогательную информацию. Хотя на Западе -- иначе. Там эта информация основная. Водителя не останавливают на дороге. Нарушение фиксируется, потом человека приглашают в суд, там он с удивлением рассматривает свое фото в самый не подходящий для него момент, соглашается и платит штраф. У нас же применение аналогичных приборов сдерживается: бессмысленно что-то фотографировать -- надо искать человека, составлять на него протокол, брать пояснения нарушителя и свидетелей.

ЯБЛОКИ -- КАК СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА

На вашем приставном столе -- шикарные яблоки. Зеленые и красные. Это что?

-- Это для гостей. И вам положено по яблоку. А что -- плохо? Вы хотели, чтобы тут чернильница стояла? Угощайтесь -- настоящие.

-- Спасибо. Надо понимать, вы и подчиненных угощаете? Хороший работник -- получи. А плохому рассчитывать не на что. Своего рода стимул.

-- Мы хороших работников не так поощряем. Выполняем указание министра, который поставил задачу выплачивать людям максимально высокую заработную плату. Денежное содержание наших сотрудников состоит, в том числе, из различных надбавок. Они предусмотрены действующей нормативной базой -- указами Президента, постановлениями Кабмина. Но средняя зарплата в разных регионах отличается -- может составлять и 580 гривен, и 1100. Наша задача -- поднять ее. И руководителям в регионах следует понимать, что надо выполнять волю министра. А она такова: люди должны получать максимальную оплату своего труда. И не стремились бы заглядывать в чей-то карман.

-- Но ведь заглядывают?!

-- За десять месяцев выявлено 224 сотрудника, занимавшися крохоборством. Состава взятки там не было -- слишком мелкие суммы (10, 20 грн.). В то же время 5,6 тысячи водителей пытались дать деньги инспекторам, чтобы те не составляли протоколы о допущенных нарушениях. Эти действия были задокументированы. Прокуратурами возбуждено 45 уголовных дел.

-- Суды не всегда жестко наказыват нарушителей. Что чувствует инспектор, снова останавливая водителя, которого на днях задержал пьяным?

-- Он чувствует (пауза)... гордость за депутатов прошлого созыва, которые приняли такое "верное" решение.

-- С юмором, видим, у вас все о`кэй.

-- Раньше у нас не было таких проблем. Теперь появились. И нам остается только шутить.