1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (1612) за 24.11.2003

КТО СПАСЕТ ЛЮДЕЙ,

Нужна ли столице своя служба спасения? Голова Александр Омельченко убежден: обязательно. Есть же она в Москве, стало быть, и Киеву без нее никак. Вопрос на днях обсуждался в горсовете, и сгоряча депутаты чуть было такую структуру с аббревиатурой КСС не создали. Спрашивается, нуждается ли в ней город и действительно ли идея продиктована заботой о безопасности киевлян?

МОТИВ БЛАГОРОДНЫЙ, ОДНАКО...

К предыстории вопроса. В январе вышел Указ Президента, направленный на усовершенствование госуправления в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ним начался процесс реформирования структуры МЧС и создания единой государственной невоенизированной службы предупреждения и ликвидации таких ситуаций (гражданской защиты). А пока проект соответствующего Закона Украины разрабатывается, новая структура формируется на базе подразделений Госпожохраны.

Наши читатели уже знают: теперь пожарные выезжают не только на возгорания. Их ждут и по другим срочным, довольно неожиданным вызовам -- при ликвидации аварий на теплотрассе, спасении утопающих, а также людей, попавших в другие экстремальные ситуации. За восемь месяцев по линии 01 с призывом о помощи обратилось более тысячи киевлян, и ни одно обращение не осталось без реагирования. Иными словами, служба из просто пожарной превращается в пожарно-спасательную, значительно расширяя свои первоначальные функции.

Хорошо это? Наверное, хорошо. Однако, помимо Главного управления МЧС Украины, в столице имеется еще и Главк по вопросам чрезвычайных ситуаций, структурно входящий в Киевгоргосадминистрацию. Его руководителю Виталию Пшеничному и принадлежит идея КСС. О чем он и поставил в известность коллег по мэрии.

Выдвинутый Виталием Никифоровичем мотив благороден: Киевская служба спасения, на его взгляд, позволит усовершенствовать систему гражданской защиты населения, оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, проведение спасательных и других неотложных работ на территории столицы.

Все замечательно, но для начала -- три уточнения. Первое: зачем рождать еще одно ведомство, когда в городе функционирует такое же. Второе: если создавать, то откуда брать под это средства. Третье: будет ли оно (подразделение) дееспособным, мобильным и надежным, чтобы не на словах, а на деле стать аналогом службы 911, как это декларируется.

Объективности ради отметим, что оперативно-спасательная служба в Киеве существует, причем не день и не месяц (через пару недель ей исполнится 13 лет). Виталий Пшеничный называет ее общественной. Худо-бедно со своими задачами она справляется. Но все эти годы ОСС варится в собственном соку. Да, ее специалисты тоже выезжают на различные вызовы -- в подъезде ртуть разлили, дверь в квартиру захлопнулась, еще какая-нибудь напасть случилась. Однако людских и технических ресурсов явно не хватает, чтобы реакция на каждый сигнал была молниеносной, а ликвидация последствий ЧП -- эффективной.

ЗАЧЕМ СПАСАТЕЛЯМ... ОРУЖИЕ?

Примеры из недалекого прошлого. Пять лет назад загорелись силовые кабели на станции метро "Лукьяновская". Оказавшихся под землей 16 человек отрезало от внешнего мира плотной дымовой завесой. Шансы вызволить их из ловушки таяли ежесекундно. Не поспеши подразделения пожохраны и не прими экстренные меры -- последствия были бы страшными. Аварийно же спасательные службы города прибыли к месту ЧП лишь спустя 40 минут... после того, как возгорание удалось локализовать и ликвидировать.

Спустя два с половиной часа после ликвидации пожара "примчались" они к складам Минобороны -- на Саперной-Слободской вспыхнули карбид, каустическая сода, известь, другие химикаты. Под воздействием продуктов горения боевая одежда пожарных расползалась на глазах, 15 бойцов получили ожоги, повреждения, городу угрожала крупная экологическая катастрофа -- растворенные в воде вещества смывались в речку Лыбедь. А представители коммунальных и спасслужб снова как бы в стороне: пожар не тушили, его последствия не ликвидировали, состояние окружающей среды не контролировали.

Это не вина их, а беда -- что нет транспорта сразу доехать до места событий или бензин для него кончился, или людей трудно собрать. Факт остается фактом: не по Сеньке, видимо, шапка. Но Виталий Пшеничный упорно проталкивает свою инициативу и ищет поддержки у депутатского корпуса. Под реализацию предложения, естественно, выбиваются деньги, и немалые, из городского бюджета (по нашим данным, не менее 5 млн. гривен, которые можно было направить на иные, более насущные для киевлян цели). Задача сформулирована так: "создать коммунальную специализированную аварийно-спасательную службу на профессиональной основе". А где брать для нее специалистов? Особенно учитывая, что служба эта будет еще и... военизированной?

Демилитаризуются, переходят на цивильные основы министерства обороны, внутренних дел. А сотрудников КСС, казалось бы, людей сугубо мирных профессий, намерены ставить под ружье -- ну не парадокс?

Если уж так богат городской бюджет, почему не направить часть средств на укрепление материально-технической базы Главного управления пожарной безопасности и аварийно-спасательных работ? Ведь ни для кого не секрет: спецавтомобили, оборудование, инвентарь давно обветшали. Две выдвижнах лестницы и единственный подъемник способны достичь лишь 16-го этажа (как спасать оказавшихся в беде жителей домов повышенной этажности, число которых в столице год от года растет, никто не думает, пока гром не грянет). Остро недостает специальных газодымозащитных костюмов, современных приборов, многого другого. Разве не правильно позаботиться об этой стороне дела?

ТРЕЗВЫЕ ГОЛОСА ВСЕ ЖЕ НАШЛИСЬ

...Не доведи, Господь, оказаться в эпицентре пожара, допустим, на платформе или в подземном вестибюле одной из самых глубоко залегающих в городе станций метро -- "Арсенальной". Система вытяжной вентиляции, которую устанавливали там более полувека назад, морально и физически устарела. Сегодня она выполняет скорее санитарную, декоративную роль. Учения пожарных показали: скорость подъема и направление дыма неуправляемы, зачастую зависят от давления, погодных условий на поверхности. Дым может и вверх по эскалаторам устремиться, и в шахту тоннеля.

Практикой проверено: дабы спуститься вниз и пробраться в тот же тоннель, где могут быть люди, понадобится три аппарата газодымозащиты на сжатом воздухе! У пожарных они есть в наличии, хоть и далеко не новые. А у горно-спасателей -- отсутствуют. У первых норма боевой готовности -- 40 секунд. У вторых -- 10 мин. Пожарные прибудут на место с максимальной оперативностью. А базовые точки спасателей расположены в Дарнице, на Краснозвездном проспекте и даже в Вышгороде. Прибавьте нынешнюю ситуацию на дорогах, пробки. Кого спасать приедут? Трупы?

По большому счету, киевлянам должно быть все равно, кто придет на помощь, очутись они в беде. Люди хотят и вправе знать, что помощь придет обязательно, что произойдет это как можно быстрее, профессиональнее, с минимальными потерями и желательно уже не на шапочный разбор. Так вот, городские мужи и обязаны побеспокоиться об этом.

К счастью, в Киевсовете нашлись трезвые голоса, воспрепятствовавшие принятию поспешного, не продуманного решения. Глава постоянной комиссии по вопросам собственности Игорь Лысов, другие депутаты, не снимая с повестки дня вопросы безопасности горожан, в то же время убеждены, что деньги из бюджета необходимо расходовать рациональнее, направляя на укрепление уже существующей, а не создание новой структуры. Численность которой, по сведениям редакции, предполагалось довести до 400 аттестованных работников -- со званиями и соответствующими окладами до полуторы-двух тысяч гривен. Не слабо.

Проблема чрезвычайно актуальна и в контексте ухудшения состояния стратегически важных народнохозяйственных объектов столицы -- химической, нефтеперерабатывающей промышленности, энергетики, других отраслевых предприятий. Их защищенность, безопасность оставляют желать много лучшего. Кто должен повлиять на изменение ситуации, если не местная власть и не профессионалы! Чтобы потом не разводить руками, не подсчитывать убытки и жертвы. Чтобы не судить-рядить, кому первому выезжать на срочный вызов и чья ответственность за ликвидацию последствий техногенных аварий, катастроф выше -- потому что, не ровен час, будет поздно...

МНЕНИЯ СТОРОН

Дабы выслушать позицию Виталия Пшеничного, мы несколько раз связывались с его приемной. Секретарь вежливо сообщала: шеф на выезде, был, но уехал, на совещании, уже не будет. В пятницу дозвонились:

-- Я ни в коем случае не хочу, чтобы вы думали, будто мы пытаемся перейти дорогу пожарным, -- сказал "Сегодня" Виталий Никифорович. -- Просто у каждой службы спасения свои функции: у государственных -- одни, у общественных -- другие, у коммунальных -- третьи. Хотим создать свою, которая будет вспомогательной, дополняющей 01. Все документы подготовлены, материалы передаются бюджетной комиссии...

Владимир Диденко, начальник спасслужбы Киева, с которым тоже беседовали по телефону, окончательно еще не определился, создание профильных коммунальных подразделений -- это благо или наоборот:

-- Все упирается в деньги, а их поступает ничтожно мало. Дальнейшая судьба, перспективы нашей службы мне, как ее руководителю, и подчиненным не до конца ясна. И при этом вести разговор о новой? Не знаю...

Начальник Главного управления МЧС Украины в Киеве Анатолий Косарь считает: столице таки необходима коммунальная профессиональная аварийно-спасательная служба. Призванная заниматься ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а не ликвидацией... этих ситуаций. Функционировать она должна в тесном контакте с государственными структурами:

-- Случись ЧП -- на место происшествия первыми прибывают подразделения службы 01, -- говорит Анатолий Михайлович. -- С этой минуты всю ответственность берет на себя их руководитель. Где гарантия, что при этом не придется оказывать помощь не только непосредственным пострадавшим, но и... представителям коммунальных аварийно-спасательных служб, не имеющим соответствующей подготовки, техники, знаний, лицензии, в конце концов?..

Риторика понятна. Не совсем понятно, правда, как события будут развиваться дальше. Пока суд да дело, всякий раз спускаясь эскалатором в подземку и толкаясь в переполненных вагонах поездов, хочется быстрее выбраться наружу. Очень не нравится мне, когда такая немаловажная категория, как безопасность, зависит от чиновника-дилетанта.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Есть еще один аспект, казалось бы, на ровном месте созданной проблемы -- антитеррор. Что бы ни говорили об относительно спокойной в плане террористических проявлений ситуации в Украине, соответствующие службы всегда обязаны быть готовы отразить, а еще лучше -- предотвратить их. Создана группа противодействия антитеррору и в Киеве. Недавно проводились специальные учения на базе столичного водозабора. Как сообщили "Сегодня" информированные источники, лучше всего показали себя сотрудники милиции и СБУ, оперативно сработавшие на обезвреживании условных преступников, захвативших объект и пытавшихся взорвать его.

Так вот, пожарных на учения даже не приглашали. Руководствовались тем, что вода не горит. Может быть, служба 01 городу вовсе обуза?

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

Случившийся 18 февраля сильнейший пожар в тоннеле метро корейского города Тэгу унес более 200 жизней, сообщает агентство "Стрингер". Количество раненых, отравившихся, пропавших без вести составило около тысячи человек. Когда начали разбираться, выяснилось, что вагоны были сделаны из горючих материалов, в огне полыхали, как свечи, да еще и выделяли ядовитые газы. Пассажиры подземки не знали, что под сиденьями имеются огнетушители (кстати, есть ли они в наших поездах метро? -- Ред.) не имели представления, куда бежать и где прятаться. Подача электроэнергии в тоннель прекратилась почти сразу, машинист не смог открыть двери. Люди оказались заперты в огне. Стекла разбить оказалось нечем. Больше всего жертв было в поезде, который остановился из-за отключения электричества прямо напротив горящего вагона. Показательно, что в огне пострадали в основном старики, женщины, молодые студентки. Большинство мужчин сумели выбраться, заботясь только о себе. Два инженера метро спасли очень многих, потом опять спустились в горящий ад и сгорели. Их посмертно объявили героями. Поджигателем оказался 56-летний сумасшедший, который спасся. Он объяснял свой поступок тем, что ему-де скоро умирать, а в одиночку уходить не хотелось...

Почти три месяца потребовалось государственной комиссии по расследованию обстоятельств трагедии в бакинском метрополитене для тщательной проверки всех версий ЧП, жертвами которого стало около 300 человек. Причиной пожара явилось разрушение фарфоровой оболочки предохранителя, что привело к короткому замыканию. Массовое отравление высокотоксичными газами, по заявлению экспертов, произошло в результате сгорания синтетических покрытий сидений вагонов и линолеума. Следствие по делу выявило также факты грубого нарушения норм техники безопасности в подземке...

Пожары различного масштаба происходили также в минском, парижском, московском метро...