1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (1612) за 24.11.2003

"НЕ ХОЧУ БЫТЬ УКРАИНСКИМ РЯЗАНОВЫМ, ХОЧУ ОСТАТЬСЯ УКРАИНСКОЙ БАЙРАК"

Впервые попав в Киев, пятилетняя Оксана БАЙРАК сказала: "Я буду снимать кино и жить в Киеве". И с тех пор выполняет свое детское обещание -- снимает, несмотря ни на что ("Роды с папой", "Аленкины сны", "Круиз, или Разводное путешествие", "Свидание с химерой", "Бездельники","Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь"). И даже когда не было кино, было телевидение. Эта украинская женщина-режиссер в "мужской" профессии может дать фору любому мужчине и принципиально снимает про лучшее в жизни людей -- любовь, преданность, тепло человеческих отношений.

"С САМЫМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МУЖЧИНАМИ Я УЖЕ ПОГОВОРИЛА"

-- Твой цикл програм "Сентиментальные баллады для серьезных мужчин" снова повторяет один из киевских телеканалов. И благодаря им многие зрители узнали Оксану Байрак.

-- Когда меня спрашивают: "Почему не делаете новые "Сентиментальные баллады", я всегда говорю, что, во-первых, я кинорежиссер и хочу снимать кино (чем, Слава Богу, сейчас и занимаюсь). А во-вторых, считаю -- мы правильно сделали, что как бы на взлете закончили цикл, не пробуксовывали. Вот "Женский взгляд" Пушкиной я уже не могу смотреть. И по большому счету, с самыми интересными мужчинами я уже поговорила. У Николая Еременко взяли последнее интервью, причем классно взяли. И с Роже Вадимом тоже успели…

-- Да уж, просто мистика какая-то: сняли программы, а герои и "ушли"...

-- Почему еще закончила цикл: я с нездоровым юмором уже стала себя называть "мастер последнего интервью".

-- Я заметила, что у тебя с героями передач как бы продолжение следует. Вот и Гафт сыграл в "Снежной любви". И если бы не произошла эта трагедия, то и Николай Еременко снялся бы?

-- Конечно. Представляешь, у меня 11 июня с ним уже был запланирован съемочный день, а 29 мая он умер! Я в этот день приехала в Москву, чтобы с ним встретиться. Включаю телевизор, и вдруг… А почему мы продолжаем со своими героями дальше сотрудничать? Потому что в интервью мы начинаем чувствовать друг друга и понимать. Я всегда говорю, что если нет ощущения одной группы крови -- ничего не будет. И я себе поставила большой плюс, что придумала эту программу, из которой мы плавно переплыли в киношные проекты. Воспринимаю "Сентиментальные баллады" как своеобразные мини-кино. А еще мне лично было очень важно самоутвердиться, как режиссеру, и каждого из героев я незаметно заставляла работать по своим правилам. Тот же Роже Вадим мне категорически сказал: "Я никогда не буду говорить ни о Денев, ни о Джейн Фонде". У него как раз был судебный процесс по поводу выхода его книги "Бриджитт, Катрин, Джейн". "О женщинах ни слова", -- предупредил он, а потом рассказал все и даже больше. Единственно, было легкое разочарование в Олеге Янковском -- я почему-то считала, что он другой, хотя тоже получилось хорошее интервью. А Жириновского вообще нужно было сломать, так как он сразу же, как человек-феерия, привычно стал говорить о политике, сексе, о чем-то еще подобном. И тут я говорю: "Прекратите, давайте поговорим о любви". Вижу, человек начинает таять...

-- А как пошли кинопроекты?

-- Приятно, конечно, что пока нравимся -- хороший рейтинг и рецензии. Для многих очень спорным был телефильм "Бездельники", но он, хоть и "кичевый", получился самым светлым из сериалов. Его хочет смотреть и Россия, и даже иностранцы заинтересовались. А про успех "Снежной любви, или Сна в зимнюю ночь" я вообще молчу, так как для меня это была просто мелодраматическая история с элементами комедии.

-- Уверена, что еще успешней будет тот кинопроект, где больше человечности и простоты.

-- Конечно. И я не хочу так называемого авторского кино. Почему-то считается: чем более странное, тем талантливее и художественнее, и это определяют как авторское. Я спрашиваю: "А если я придумываю простую историю, пишу сценарий и переношу ее в кино -- значит, я не автор и это не авторское кино?" А когда у меня играют звезды, и Люба Полищук, впервые у меня сыгравшая бабушку, говорит: "Огромное тебе спасибо за то, что дала мне возможность перейти из этого безвременья (возрастного, что очень страшно для актрисы). Я запросто перескочила свои 54 года и теперь поняла, что мне не нужны эти красные губы, эти сумасшедшие глаза. После Мыколайчука ты мне вернула Киев". Это не авторское кино? И если я снимаю лирические комедии, или, как я называю, "несерьезные мелодрамы" -- то это мой жанр и так больше никто не снимает. Я всегда говорила, что получу Каннскую ветвь или "Оскар", но приду к этому с простой историей и докажу тому же авторскому кино, что не обязательны на экране голые части тела, какие-то разорванные кадры, совмещение несовместимого для того, чтобы сказать: "А не получить ли нам "Оскар" за это?". Потому что вся наша жизнь состоит из простых историй, которые, в результате, сложней и глубже, чем все это сложное кино.

-- Оксана, помнишь, когда мы с тобой весной встретились в Москве, ты писала со своим автором новый сценарий. Не тот ли это фильм, который ты сейчас смонтировала?

-- Нет, тогда мы писали мелодраму "Убей меня, ну, пожалуйста" и думали, что успеем снять ее. В главной роли планировался Константин Райкин, но по финансовым вопросам он отложился, да и Райкин "спрыгнул", потому что у него график сумасшедший. И мы трасформировали его в новогоднюю историю следующего года. Я уже, как новогодний Андерсен: к каждому Новому году делаю по фильму. Для нынешнего тоже есть история -- "В двух километрах от Нового года". И хорошо, что так сложилось, что не смогли ни Райкин, ни Маковецкий, так как согласился Дима Харатьян. Он просто сумасшедший актер -- мальчик-мужчина с грустными глазами. Он сказал: "Это то, что я хочу играть, ведь сколько можно играть этих постаревших юношей?"

-- Со своими новогодними историями ты, наверное, решила сместить Рязанова, во всяком случае, в Украине?

-- Я с детства обожаю Рязанова, но не хочу быть украинским Рязановым, а хочу остаться украинской Байрак. Но приятно, когда говорят: "Это как осовремененные фильмы Рязанова". А сейчас на выходе двухсерийный фильм "Женская интуиция" -- очень милая история о любви. Девушка устраивается на работу к разведенному бизнесмену, у которого сложная дочка Маша. Дочку играет Настя Зюркалова, блестяще сыгравшая в предыдущем фильме "Снежная любовь", но здесь она абсолютно другая -- с брекет-системой на зубах, в очках, злючка такая. Настя просто уникум! Но самое ужасное, когда я просила на нашем "Телетриумфе" наградить ее за лучший дебют (я согласна была сама подарок купить, а ребенку просто дать диплом), то собирался Нацсовет, и, знаешь, что мне сказали? "У нас серьезный, взрослый фестиваль, что вы нам предлагаете?". Меня все спрашивают: "Где вы нашли такую девочку?" И когда я читаю: "уникумы Голливуда или России", а почему мы не пишем, что у нас тоже есть уникумы и надо как-то их поддержать? После этого я себе сказала: "Теперь ни в одном из украинских конкурсов не буду участвовать", потому что они у нас строятся по принципу знакомства.

-- А какие еще актерские открытия здесь ожидаются?

-- Звезды в этом фильме нет ни одной, заняты актеры "новой волны". Мне часто говорят: "У тебя играют звезды", а я хочу показать: вот, пожалуйста, новые лица, и они тоже хорошо у меня отыграли. Это новые медиа-лица России. Восходящая звезда Александр Дьяченко -- красавец-мужчина, который играл в "Брате-2", сейчас в "Стилете" и сериале "Баязет". У него сложная судьба: долго жил в Америке, был хоккеистом, играл в НХЛ, и, при всех голливудских параметрах, он еще и хороший драматический актер. Ольга Погодина ("Золотой век", "Женская логика"), Алена Ивченко, ведущая актриса театра Калягина. Из наших актеров заняты Алла Масленникова, прекрасная актриса Римма Зюбина и мой "талисман" -- Толя Дяченко.

-- А как же ваш второй талисман -- Арнис Лицитис?

-- В этом фильме я изменила своей любимой собаке Бэку и Лицитису. Он не сыграл, потому что в это время снимался в Баку, да и для него не было роли. Зато в "Убей меня" у него очень смешная роль -- киллер с катарактой.

-- В "Женской логике" слишком все хорошо и красиво: хоромы бизнесмена, красивая жизнь...

-- И истории красивые и хэппи-энды. Вот не люблю мусорок и всего такого. А еще красиво потому, что Саша Копейкин, мой муж и гениальный оператор, может из простой картинки сделать необыкновенную. Мне даже как-то сказали: "Вы так Киев снимаете, что Омельченко просто должен Копейкину выдать награду".

"ПРЕДУПРЕЖДАЮ СРАЗУ, СОПЕРНИКОВ УБЬЮ!"

-- Вопрос "на засыпку". А можно сделать качественный фильм только с нашими актерами?

-- Можно. Но в данном случае, к сожалению, мы еще смотрим и на коммерческую сторону. Почему приглашаем московских актеров? Потому, что продукт должен продаваться, и с прибылью. А самый ближайший рынок -- Россия. Но 50-70% актеры у меня наши, и они работают без этого наносного пафоса украинской школы.

-- Знаю, что новогодний проект предполагал роль "вечерней" женщины, на которую претендовали две суперактрисы -- Алиса Фрейндлих и Ада Роговцева.

-- Победила Ада Николаевна. Даже нашу героиню совершенно случайно зовут Ада. Когда Константин Азерников выписывал ее, он подспудно думал о Роговцевой. Когда она прочитала сценарий, то позвонила мне и решительным, низким голосом сказала: "Оксана, детка, здраствуй, очень забавная история, можем работать". И я пришла в восторг от того, что вот это и есть моя героиня -- Ада Николаевна была уже в этом образе. У ее героини, бывшей звезды, вдруг случается любовь. Мне очень приятно, что согласился сниматься Александр Белявский. Хотя он и сложный, но родил же в 71 год ребенка, и это говорит о том, что в свои годы он может сыграть сексапил. У нас были еще претенденты -- Армен Джигарханян и Михаил Ульянов. Но передали сценарий Белявскому, он позвонил, и получился вариант Гафта в предыдущем фильме: "Оксана, почему вы мне не перезваниваете, вы что, не видите меня в роли немолодого любовника?" А здесь: "Оксана, это Белявский. Со слезами умиления дочитываю вторую серию. Спасибо!". А в конце разговора сказал: "Предупреждаю сразу, соперников убью". Вот как человеку отказать?

-- Наше отечественное кино все-таки стоит, и мы, как китайские болванчики, из года в год повторяем "нема українського кіна". А вы так тихо, без крика и жертв, набираете обороты?

-- Я считаю, что если бы все, как мы, засучив рукава, работали или хотя бы пытались работать, то у нас не возникало бы вопросов о занепаде. Мне же не упало все с неба, не пришел добрый дядя и не сказал: "Оксана, возьми миллион или хотя бы рубль и сними кино". Как вообще мои первые проекты возникали? Были какие-то свои сбережения, я занимала деньги, шла на риск -- внутренне была уверена, что все равно сделаю то, что будет смотрибельно. Я делала проект, а потом предлагала его спонсорам. И когда слышу: "Она предприимчивая барышня", то хочется ответить: "Так будьте и вы предприимчивыми". Но ведь только предприимчивым из проекта в проект деньги не давали бы. Я еще и талантливая. И нельзя только сидеть в баре Дома кино, курить, пить водку и причитать: "Я такой талантливый, я звезда, но у меня нет денег, а так бы я такое показал!" Это все ерунда, потому что нужно работать в поиске тех же денег. И не нужно глобализировать и планировать фильм с бюджетом где-то миллион--два. Это бред, ребята! Ну, нет таких денег -- так придумайте что-то в своем стиле с небольшими вложениями и реализуйте себя. И когда мне говорят, что кино в "занепаде", я отвечаю: "Да нет же, если мы уже снимаем кино, и оно продается в России, то уже оно не умирает. Я -- украинский режиссер, у меня муж -- украинский оператор, вся группа из Украины. Я вообще обожаю Киев, и без него не состоялась бы как режиссер. Еще в 1993 году после "Круиза" меня приглашали в Москву и давали квартиру. И сейчас приглашают, а там сегодня вообще можно делать сумасшедшие проекты. И Саше Копейкину предлагали работу с российскими режиссерами первой величины. Но мы не хотим никуда уезжать. Да, сложно. Да, в Москве я бы заработала намного больше денег и, может, потратила бы меньше своего здоровья на пробивание проектов. Но -- не "хлебом единым"! Меня греет то, что есть любимая работа, любимые люди, коллектив, есть актеры, которые приезжают, и главное -- есть город, который питает своей энергией.

-- Оксана, ты же такая богатая женщина!