1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №271 (1616) за 28.11.2003

ДЕСЯТИННУЮ ЦЕРКОВЬ МОЖНО ВОССОЗДАТЬ С ПОМОЩЬЮ СВЕТА

Идея восстановления Десятинной церкви не нова. Но, в отличие от других некогда разрушенных памятников старины, скорое "воскрешение" этому храму, похоже, не "светит". И не потому, что время скрыло его истинное "лицо" за семью печатями или спонсоров нет. Возможно, причина -- в однотипном подходе к вопросу увековечивания святых мест. Ведь не обязательно заполнять пустоту каменными стенами и позолоченными куполами...

Более двух лет назад состоялась выставка дипломных работ выпускников Киевского национального университета строительства и архитектуры. Студенты поразили посетителей, в том числе городское руководство, проектами, кардинально отличающимися от традиционного представления об архитектуре. Особо выделялась работа Ольги Кузьминой, которая рискнула "возвести" Десятинную церковь из... лучей света. Другими словами, создать ее трехмерное изображение с помощью специальных лазеров или других светоустановок. В основе проекта -- четыре неизменные колонны. Это могут быть даже металлические каркасы, вокруг которых создается подвижная "картинка": над церковью кружат ангелы, а когда она разрушается, улетают...

Голографические "фокусы", когда нажатием кнопки из ниоткуда появляется предмет или человек, находящийся за тридевять земель, -- из области фантастики. Может, поэтому проект изначально не был воспринят мэтрами архитектуры всерьез: на дипломе стояла всего одна подпись. Хотя, по словам самой Ольги, все дело в том, что никто попросту не знал, "шо воно таке". К сожалению, специалистов в области световой архитектуры у нас пока не готовят. Россияне в этом отношении ушли вперед (в московсковском университете есть одноименная кафедра), а Европа и Запад -- еще дальше. Что касается Украины, то лишь в Харькове выходит специализированный журнал о заграничных "чудесах света".

Кстати Впервые световую проекцию использовали европейские авангардисты в театральных постановках. Однако в качестве "строительного" материала свет использовал в 1937 году личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер во время партийного дня в Нюрнберге на полях Цеппелина. С помощью 150 зенитных прожекторов, направленных в ночное небо, он создал четырехугольник, внутри которого проходило партийное шествие. Гораздо позже светоэффекты стали атрибутом рок-концертов и дискотек. А 11 марта 2002 года, спустя шесть месяцев после террористического акта в Нью-Йорке, два мощных луча взмыли в ночное небо этого города. Сначала проект хотели назвать "Башней света", но родственники погибших настояли на том, чтобы мемориал напоминал не о разрушенных зданиях, а о загубленных жизнях, посему его переименовали в "Памятник в свете". Прожекторы включались каждую ночь до 13 апреля, а недавно на этом месте открылась обновленная мемориальная железнодорожная станция, располагавшаяся под одной из башен. Ньюйоркцы успели полюбить лазерный "памятник", однако жаловались, что их охватывает ужас при виде случайного самолета, пересекающего поток света.

Конечно, сравнивать Десятинную церковь с торговым центром нельзя. Но что-то общее прослеживается: в обоих случаях погибли люди. Сторонник "романтической реконструкции" храма, начальник бывшего управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко в свое время оценил идею Кузьминой. Но все же склонялся к мысли, что место, где стояла святыня, предназначено для молитвы, а не для световых аттракционов, дескать, верующие не поймут виртуальное культсооружение. Оно-то так, но ведь речь идет об особенном храме. Восстанавливать "то, не знаю что", по мнению других архитекторов, тоже было бы неправильно.

Задумка бывшей студентки может послужить альтернативой для спорящих сторон или новой отправной точкой в поисках компромисса. К слову, что-то подобное предлагалось осуществить при восстановлении Успенского собора. Теоретически: задымить площадь на территории Лавры и мощными лазерами через голограмму "пустить" собор. Но на практике технология получения таких спецэффектов не отработана. Между прочим, по словам Ольги, после публикаций в СМИ к ней обратилась некая иностранная фирма в надежде, что девушка знает секреты "виртуальной" технологии. Хотели воплотить идею в жизнь в Арабских Эмиратах...

Увы, не найдя практической поддержки старших коллег, девушка не стала заниматься этим вплотную. Правда, на словах идею приветствовали. Скажем, по мнению заслуженного архитектора Валентина Ежова, виртуальная церковь обошлась бы на порядок дешевле материальной: вовсе не обязательно, чтобы она светилась круглые сутки. Хороша задумка и тем, что с помощью галограммы можно изобразить различные представления о ее первоначальном внешнем виде. Более того, показать этапы "рождения" и "смерти". Да, это был бы своеобразный аттракцион. Хотя, согласитесь, назвать его "богохульством" язык не поворачивается.

Поддержал идею и начальник главного управления культуры и искусств Александр Быструшкин. По его мнению, вообще киевская архитектура и скульптура по части новаторства, мягко говоря, хромает. Поэтому любая свежая мысль в его лице найдет поддержку. Даже предложил, чтобы Ольга Кузьмина пришла к нему со своей дипломной работой. Но все это пока слова. А святое место пустует...