1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №271 (1616) за 28.11.2003

КИЕВ ЖИВЕТ НЕ ПО УСТАВУ

Одни киевляне смирились с тем, что от них ничего не зависит, другие упорно "бомбят" письмами рай- и горадминистрации даже по поводу лопнувшего унитаза, третьи предпочитают доставать власть пикетами. По мнению чиновников, ситуацию исправят органы самоуправления населения. Вопросы типа: спилить или оставить под окнами дерево, нужны ли во дворе киоск, гараж, консьержная будка, будут решать сами жильцы на законных основаниях и по принципу "так вважає громада". Что же такое территориальная самоорганизация: панацея от бед или способ переложить проблемы с больной головы на здоровую?

Неделю назад распоряжением городского головы Александра Омельченко зарегистрировано несколько органов самоорганизации населения. Под первым номером проходит коллектив "Теремки-1".

-- Теперь люди управляют мной, ставя задачи, которые я пытаюсь решить, -- поведала на заседании Киевского пресс-клуба Людмила Закревская, депутат Киеврады. -- Много оперативных вопросов, связанных с соцзащитой и коммунальными проблемами. В отдаленном от центра районе Теремки-1 жители жаловались на антисанитарию и кражи в подъездах. Мы занялись консьержами еще до принятия городской программы. Благодаря энтузиастам подъезды закрыты. Необходимо создавать все условия для органов самоорганизации. Проблемы -- в их статусе и финансировании.

Если копнуть историю, то общины были еще в княжеские времена. А, к примеру, в советскую эпоху к ним относились домовые, уличные и прочие комитеты. Сейчас в Украине действует Закон "Об органах самоорганизации населения".

Справка "Сегодня" Орган самоорганизации населения -- самое низкое, но самостоятельное звено системы самоуправления. Имеет собственные и делегированные городским и районными советами полномочия. Жильцы на собраниях могут предлагать местным советам способы развития и улучшения благоустройства микрорайона, контролировать предоставление услуг.

-- Нужно много сделать, чтобы самоуправление столицы вышло на европейский уровень, -- считает Владимир Яловой, секретарь Киеврады. -- Необходимо усовершенствование форм самоуправления. Закон о столице требует устава. К сожалению, Киев не имеет его до сих пор.

Следует сделать нелирическое отступление, поскольку вопрос самоорганизации населения во многом зависит от упомянутого документа. На прошлой неделе Высший хозяйственный суд обязал Минюст зарегистрировать устав территориальной общины столицы, принятый Киеврадой летом 2002 года. К слову, документ неоднократно направлялся в Минюст, но его возвращали с замечаниями. Тогда Киеврада обратилась в хозяйственный суд города. Требования законодательного органа столицы были признаны справедливыми, однако Минюст обжаловал решение в Киевском апелляционном суде. Тот подтвердил решение хозяйственного. Министерство обжаловало оба решения в Высшем хозяйственном суде. Это не принесло результата. Впрочем, в течение месяца Минюст имеет право обжаловать и последнее решение в Верховном суде Украины.

Столичные чиновники надеются, что до этого не дойдет. Если вопрос не решится на национальном уровне, они обратятся в международный суд. Торможение с уставом многие связывают с ожиданием решения Конституционного суда, рассматривающего законность пребывания Александра Омельченко в должности главы КГГА после достижения им пенсионного возраста.

-- Нельзя все проблемы переложить на Киевраду или КГГА, -- продолжил Владимир Борисович. -- Будет рассмотрен вопрос о размежевании функций между городской и районными властями. Последние должны брать на себя больше обязательств. Мы выстроим цепочку от каждого человека к городской власти. Почему вопросы двора должна решать районная власть? Если бы эффективно работали органы самоорганизации населения, которые могут быть микрорайонными, квартальными, уличными, домовыми, стало бы меньше протестных акций.

Перестанет ли народ ходить с плакатами под стены мэрии, покажет время. Теперь недовольным нужно ловить за полы пальто председателей новых структур, которые всегда будут "под руками". Кстати, взявших на себя непосильное бремя руководителей приравняют к работникам райсоветов, но не наделят статусом госслужащего и льготами. Финансироваться органы самоорганизации населения будут из горбюджета.

-- Мы предусмотрели 1 миллион гривен для содержания органов самоуправления, -- заверил Яловой. -- Возможно, будет создан фонд для помощи конкретным людям. Думаю, со временим работу органов самоорганизации соединим с программой "Турбота", проводимой на районном уровне соцпомощи.