1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №274 (1619) за 02.12.2003

ОПЕРАЦИЯ "СКОРАЯ ПОМОЩЬ"

Когда решается вопрос жизни и смерти, дорога каждая минута. Водители карет скорой помощи знают это, как никто другой. Увы, большинство участников дорожного движения к маячкам и сиренам относятся, мягко говоря, несерьезно и не спешат уступать дорогу. Чем это чревато? В начале ноября в одну из больниц скорой медпомощи поступил вызов с Оболонского района: сердечный приступ. Десятиминутный путь к месту назначения в тот злополучный день растянулся на полчаса. Врачи опоздали...

Подобные случаи не единичны. Причем касаются они также машин пожарных и милиции. Поэтому Госавтоинспекция вынуждена делать профилактику, в частности, раз в квартал проводить операции под условным названием "Маячок". На таком мероприятии побывали и мы.

В операции участвовала машина скорой помощи, микроавтобус с журналистами и патрульная машина. План был прост: сотрудник ГАИ, устроившийся на переднем сиденье "скорой" с видеокамерой, фиксирует авто, игнорирующие спецсигналы. По рации передает его координаты патрулю, который едет в конце колонны, и тот, вырываясь вперед, тормозит злостного нарушителя. Благо, время было не "пиковое", посему места для маневров хватало.

Первого "живца" забросили на мосту Патона. Следовавшие перед "скорой" легковушки тут же ушли вправо. А вот пассажирский автобус типа "Богдан" оказался упрямей. Несмотря на беспрерывно воющую сзади сирену, он продолжал спокойно катить в левом ряду. Патруль перехватил маршрутку на съезде с моста. Но не стал задерживать из-за пассажиров, решив сопроводить до конечной остановки. Можно только догадываться, какие мысли роились в голове у водителя все это время. Мы же с коллегами сошлись на одном: "Ну все, попал мужик." На конечной водитель маршрутки категорично отрицал свою вину:

-- Да не видел я вашу "скорую"!

-- А зеркала заднего вида вам для чего? -- спросил старший сержант.

-- Я вперед смотрю -- у меня ведь пассажиры... Они, кстати, тоже возмущались.

Патрульный прочел водителю его "права и обязанности", уведомив, что удостоверение тот сможет забрать в суде. Напоследок посоветовал следить за происходящим на дороге, в том числе сзади, меньше слушать радио и не отвлекаться разговорами с кондуктором.

На Харьковском шоссе при въезде на железнодорожный мост попали в "пробку". Сирену пришлось выключить: если бы в "скорой" был тяжело больной -- выскочили на встречную полосу, а ради эксперимента решили не рисковать. Кстати, в новых правилах дорожного движения есть пункт, разрешающий нарушать ПДД в случае, если водитель считает, что существует угроза для его жизни. Казалось бы, что эта "поправка" дает "скорой" дополнительные преимущества. Но самим медикам внутренним приказом запрещено выезжать на "встречку". Об этом нам рассказали водители одной из БСМП, куда заехали по пути. По их словам, в случае аварий водителей "скорых" строго наказывают. (По сводкам ГАИ, в месяц происходит 2--3 ДТП с участием машин скорой помощи.)

-- До начала 90-х к "скорой" на дорогах относились уважительней, -- вспоминает один из водителей с 30-летним стажем. -- Сейчас путь уступают в основном водители "старой закалки" на простеньких авто. "Крутые тачки" нас в упор не замечают. Год назад мой коллега столкнулся с одной такой. Суд вынес решение в его пользу, но хозяева иномарки все равно "наехали", требовали денег. Парень не выдержал -- повесился...

-- Наши маячки и сирены сегодня ничего не значат, -- вступил в разговор врач из медбригады. -- В часы "пик" с Оболони до Братиславской полтора часа можем ехать, хотя в обычное время это занимает не больше 15 минут. Однажды с Радужного до Московского моста целый час ползли. Но дело не только в "пробках", а и в бескультурье водителей. Даже когда могут уступить, не делают этого. Выход? Отсутствие культуры должно компенсироваться страхом -- законом.

Услышав, что теперь у водителей за нарушение ПДД отбирают удостоверения, врачи и водители "скорой" в один голос сказали: "И слава Богу!"

На перекрестке бульвара Перова и Броварского проспекта решили проехать на красный свет. Надо отдать должное водителям двух десятков машин, которые уступили дорогу. Но одна "ауди" все-таки проскочила перед самым носом летящей на всех парах "скорой". Патрулю пришлось догонять. Оправдания -- те же, мол, не увидел, не услышал. Результат: удостоверение, "гуд бай!" Почти сразу же попался еще один "слепой" и "глухой" -- водитель "форда". Но у него были "смягчающие обстоятельства" -- заметив спецмашину, попытался уйти, но справа мешал грузовик. То ли сам водитель произвел на патрульных благоприятное впечатление, то ли наше дружное журналистское заступничество повлияло, но тот отделался устным предупреждением.

На обратном пути заехали на Набережную. Несмотря на довольно слабый "улов" нарушителей, мы с коллегами разочарованы не были. Наоборот, переживали за каждого водителя, который мчался впереди нашего эскорта. "Ну, давай же -- уступай!" -- гипнотизировали мы потенциального нарушителя, когда до него оставалось около 100 метров. И облегченно вздыхали, когда таки перестраивался во второй ряд. Эх, если бы все водители поддавались такому гипнозу...