1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1620) за 03.12.2003

ЗАСТАВИТ ЛИ ЗАКОН ВРАЧЕЙ ВСПОМНИТЬ КЛЯТВУ ГИППОКРАТА?

Две тысячи лет звучит уз уст будущих врачей клятва Гиппократа. Каждое время вносило в нее свои коррективы. А сегодня оказалось, что эскулапы, однажды дав, забывают ее навсегда. Так в чем же клялся великий врач и ученый пациентам и нужно ли это делать сегодня?

"ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ И НЕ ВРЕДИТЬ"

Сведения о жизни Гиппократа скудны и малодостоверны. Самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь через пять веков после его смерти. Родился он в 460 г. до н.э. на острове Кос в семье Фенареты -- известной в округе повитухи, и Гераклида из рода Асклепиадов -- потомственных целителей. В роду была принята клятва, требовавшая определенных норм поведения между учителем, учеником и собратьями по профессии. Вот этот своеобразный кодекс профессиональной чести и повлиял на этические взгляды юного Гиппократа. Врачевал он в разных частях греческого мира, Малой Азии, Ливии. Дошел даже до Черноморского побережья и Скифии. Свои наблюдения за жизнью различных народов, климатом и его влиянием на людей, народными способами лечения он запоминал и передавал своим сыновьям Фессалу и Дракону, а также зятю. Свои знания врач объединил в "Гиппократовом сборнике", куда вошли 70 трудов. В них он определил четыре метода лечения: "приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе, соблюдая осторожность, щадить больного". По сути это была первая клятва врача.

В сочинении "О древней медицине" Гиппократ пишет, что искусству врачевания нужно обучаться много лет, а не так, как делали в его времена -- месяц поработал у учителя и лечи любые болезни. Рассуждая о выборе средств лечения, Гиппократ также полемизирует с врачами других школ, применявшими один и тот же метод к разным больным. Ученый-медик подчеркивает: то, что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что целебно в одно время, может быть вредным в другое.

Так появляются сочинения этического характера -- "Клятва", "Закон", "О враче". Странствуя по свету, Гиппократ отстаивал методы лечения Косской школы, которую представлял. А поскольку в каждом городе был свой лекарь, то и лечил он по-своему. Иногда это был врач одной операции, то есть он все болезни исцелял одним и тем же способом. Иногда откровенный шарлатан, желающий только получить плату за услуги, просто обманывал несчастных людей, эскулапы в прямом смысле дрались за пациентов. Как выделиться их этой массы знахарей, как показать несчастным, что лишь он, Гиппократ, может им помочь? Клятва становится своеобразным медицинским "брендом" врача и получает его имя. Как оказалось, на две тысячи лет.

КЛАССИЧЕСКАЯ КЛЯТВА --V век до н.э.

"Клянусь Аполлоном-врачoм, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям и сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправильного и пагубного, особенно -- от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении (а также без лечения) я ни увидел или не услышал касательно жизни людской, из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве, и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому!"

Однако каждое время вносило в "Клятву..." свои коррективы. Так, во времена мрачного средневековья, когда церковь узурпировала не только духовную, но и политическую, экономическую и научную власть, появилась "Ежедневная молитва врача". Ее автором считают теолога и врача Моше Бен-Маймона, или Маймонида. Сама форма -- не клятва пациенту, а обращение к Богу разрешить помочь страдальцам -- как нельзя лучше отражает иезуитскую идеологию тех времен. Даже свои возможные ошибки медики-церковники пытались оправдать велением Бога.

МОЛИТВА ВРАЧА -- XII век н. э.

"Всевышний! Перед тем, как я начну свою священную деятельность по врачеванию творений Рук Твоих, перед престолом Твоего Великолепия, я умоляю даровать мне силу духа и мужество. Позволь мне не требовать изобилия и выгоды, затмевающих Правду. Разреши мне достойно выслушать страдальца, будь он бедный или богатый. Друг или недруг, хороший человек или плохой -- передо мной будет только он -- человек, попавший в беду. Освети дорогу для меня, для каждой ошибки в моих знаниях, приведшей к болезни или смерти Твоих творений. Я умоляю тебя, Всевышний, укрепить меня в душе и теле и внушить мне совершенный дух".

"НИЧЕМ НЕ ПОМРАЧИТЬ ЧЕСТИ СОСЛОВИЯ"

Позже со всякими "местными" добавлениями формировались врачебные кодексы разных народов.

-- В дореволюционной России выпускники медфакультетов универистетов давали факультетское обещание. Текст его печатался на обороте врачебного диплома, -- рассказывает директор музея Медицинского университета, доктор меднаук Гелий Аронов. -- Мне, например, она более других близка.

ОБЕЩАНИЕ XIX -- XX век

"Я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям."

"ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА"

В советское время и до 1971 года студенты-медики принимали клятву Гиппократа, а с 1971 по 1993 год ее сменила присяга врача Советского Союза, утвержденная Указом Президиума Верховного Совета СССР.

"Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
-- все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний;
-- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
-- постоянно совершенствовать свои медицинские познания;
-- обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
-- во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь".

Врачи старшего поколения рассказывают, что раньше процедура принесения клятвы проходила торжественно с приглашением родных и друзей. А некоторые, помимо "Присяги советского врача", на студенческих междусобойчиках произносили клятву Гиппократа в подлинном виде -- при свете свечей в таинственной обстановке. Иногда присутствовали и другие тайные обряды: например, обязательной считалась чаша, в которую в идеале будущий врач должен был выдавить змеиный яд.

КОМУ ОНА НУЖНА, ЭТА КЛЯТВА?

Сегодня на дворе новое время -- XXI век. Поменялись методы лечения, канули в Лету старые болезни и возникли новые. И современные российские медики уже клянутся уже не просто лечить, а предупреждать болезни и помогать больному независимо от его... политической ориентации. Однако из канонического текста клятвы исчезли обращения к древним богам, обещание не делать абортов, а также не заводить романы с пациентами.

Украинские же врачи по-прежнему дают клятву Гиппократа и клянутся древнегреческими богами. Правда, если студент почему-либо не попал на торжественное вручение диплома, то после документ выдадут и без клятвы... Так, может, и не нужна она сегодня, эта древняя клятва? Ведь в чем, собственно, клялся древний врач? Лечить? Не вредить? Щадить? Так только этому его шесть лет и учили! Большинство европейских стран пользуются женевской декларацией обязательств врача, принятой в 1948 году второй Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации.

-- Во Франции, например, -- продолжает Гелий Ефимович, -- существует врачебный Кодекс, который исполняется неукоснительно, а такое понятие как "неоказание помощи" вызывает не только осуждение общественности, но и санкции Французской медицинской ассоциации. Кстати, французский врачебный Кодекс переиздается каждые пять лет: новые болезни и методы их лечения требуют от медиков дополнительных знаний и умений. И соответственно -- более высокого уровня ответственности. Но увы, едва ли наши врачи станут читать Кодекс: они -- в погоне за приработком.

-- В последнее время медики выступают за новый этический кодекс врача, усовершенствование клятвы Гиппократа, -- высказал свое мнение директор Института медицины труда и председатель комитета по биоэтике Юрий Кундиев. -- Клятва уже не отражает современных этических проблем, связанных, например, с генетикой. И если об эвтаназии Гиппократ выразил свое мнение -- "я не дам никому просимого у меня смертельного средства", то о клонировании человека он просто не знал. В современную редакцию клятвы нужно внести такие понятия как права человека. Интересы пациента должны быть выше диктата врача и интересов науки.
    
ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ ДОЛЖНА БЫТЬ ОКАЗАНА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ

В 90-е годы прошлого века на фоне тотального обнищания многих государств встал вопрос -- вправе ли врач обслуживать только тех пациентов, которые готовы хорошо заплатить, и вправе ли отказывать всем остальным.

Нам в редакцию позвонила киевлянка Нина Григорьевна, и сквозь слезы рассказала, что ее 83-летнюю мать не хотят принимать в одну из столичных больниц, открыто заявляя родственникам, что лечить ее никто не будет -- стара. Что это как не нарушение клятвы Гиппократа, закона в конце концов? Ведь помощь может не принести выздоровления и даже облегчения, но она должна быть оказана в любом случае.

Современные же врачи все чаще забывают (а внутрення культура им этого не подсказывает), что для каждого больного его собственная жизнь важнее всего. Да, больной человек раздражителен, обидчив и даже груб. Но врач никогда не должен отвечать ему тем же. Даже если выплата и без того скудной зарплаты постоянно задерживается. Несмотря на то, что есть закон, который может сурово напомнить врачу о данной в юности клятве, но он практически не действует: не может больной человек бороться с защищающимся профессионалом. Сейчас общество практически не контролирует медицинскую практику. Молодые врачи очень плохо знают азы медицинской этики и деонтологии -- науке о долге и должном. Равно, как и мало знакомы с примерами жизни и деятельности замечательных врачей прошлого, для которых слова Клятв, Обещаний, Молитв были не пустым звуком, а воплощением Дела. Но в Мединституте историю медицины практически не изучают.

Врачи не держат в голове текст клятвы, считая, что она не имеет практического значения. Гораздо важнее, говорят они, не забыть признаки заболеваний, способы их лечения. А Гиппократ с учениками, между прочим, помнили и то, и другое, дабы выгодно отличаться от шарлатанов и неучей. А еще -- следовали клятве, иначе люди не пошли бы к ним лечиться.

Клятва Гиппократа -- это некий моральный кодекс. Она -- что-то вроде амулета, который выдается пациенту, негласный договор с врачом: любой человек знает, что медик обязан ему не навредить, не нагрубить, облегчить страдания, спасти. Ведь он в этом клялся! Сегодня, если медик про это забывает, если главное мерило ответственности -- совесть -- почему-то молчит, в силу должен вступать закон. И уже в Уголовном кодексе Украины есть определенные статьи, и за неоказание помощи больному или за разглашение врачебной тайны медработник может понести уголовную ответственность -- получить срок до трех лет, за нарушение прав пациента -- до пяти лет, за оставление в опасности -- до 8 лет.

И если врач подзабыл, как ему кажется, эфемерную и ненужную клятву, то о ней ему напомнит закон.