1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1621) за 04.12.2003

ЕДА -- ПО КАРТОЧКАМ

Утверждение "Без бумажки ты -- букашка" теряет свою актуальность с повсеместным введением электронных карточек. Совсем недавно их наличие свидетельствовало о респектабельности. А сегодня "пластиком" пользуются даже малоимущие пенсионеры Святошинского района при посещении бесплатной столовой. Говорят, удобно, в отличие от бумажных талонов.

Во-первых, подделать талоны не составляет труда. Во-вторых, по украденным и потерянным бумажкам запросто наполнит желудок "левый" человек. В третьих, подобного добра можно наштамповать, сколько угодно и для кого нужно. В четвертых, по не использованным вовремя из-за болезней или по другим причинам талонам, которые меняет пенсионер в конце месяца "хотя бы на пару булочек", отчитываются в арендуемых столовых по "полной программе". А сколько волокиты с замызганными бумажками, которые нужно подклеивать в специальную тетрадь и пересчитывать?

Кстати, каждый пятый киевлянин -- пенсионер, 50 тыс. из них -- одинокие люди. Инвалидов в столице -- около 120 тыс. В городе -- свыше 21 тыс. одиноких матерей. Это лишь часть малообеспеченных, не учитывая бомжей и беспризорников.

"Хватит работать, как в сельсовете!" -- прозвучало на совещании директоров киевских территориальных центров соцобслуживания пенсионеров (ТЦ СОП). Бесплатное адресное питание предусматривает принцип -- одному человеку (конкретному, а не подставному) гарантируется один горячий обед в один день. И это возможно лишь с помощью системы учета на основе технологии электронных пластиковых карточек.

Механизм таков: ТЦ СОП собирает информацию о жителях района, нуждающихся в бесплатном питании, и передает ее в пункт эмиссии карт (ПЭК). Сотрудник ПЭК, вводя перечень фамилий в базу данных, готовит карточки (они похожи на телефонные). Пластиковые документы передаются в ТЦ СОП и распределяются малоимущим. В столовой посетитель дает "Карточку харчування" кассиру, который вставляет ее в подсоединенный к компьютеру терминал. С "пластика" считывает один обед. На руки выдается чек с указанием заведения, даты, времени, фамилии, имени и отчества покупателя, номера карточки и суммы. Собранная с терминалов информация передается в ПЭК. Отчеты -- понятны и прозрачны: кто и сколько обедов получил, сколько порций предоставлено каждой столовой и т. п.

Если человек пропустил "застолье", обед его пропадает, так как накопление, за которое можно было выклянчить хоть что-нибудь, исключено. Легко вычисляемых с помощью электроники отсутствующих сразу же обзванивают социальные работники. Скажем, пенсионер в больнице -- его карточка временно переоформляется на другого. В территориальный центр следует сообщать об утерянной или украденной карточке, где ее сделают недействительной, а разине выдадут новую.

-- С технической точки зрения все понятно, -- утверждает Андрей Чернов, главный специалист техотдела ЗАО "Промсвязь". -- Необходимо разобраться с организационной частью: местом расположения центров эмиссий карт, взаимосвязью между сотрудниками соцслужб и арендуемых столовых. Для оперативности и гибкости работы системы по эмиссии карт было бы выгоднее разместить в каждом территориальном центре, а уже с них информация должна собираться для городского центра, планирующие бюджетные расходы. В Петербурге и области по чип-картам распределяются уголь и дрова для частного сектора, а в Москве предоставляется питание школьникам. В Украине подобная система введена впервые.

Как новшество восприняли социальные работники и пенсионеры Святошинского района, где система работает полгода?

-- Сначала допускали ошибки, -- рассказывает Татьяна Харитонова, замдиректора территориального центра. -- Теперь привыкли. Карточками пользуются 210 пенсионеров, получающих до 150 гривен пенсии. Сто человек приходят в столовую самостоятельно, а добираются они даже с Новобеличей и Святошино (заведение находится на Никольской Борщаговке. -- Авт.), остальным обеды по домам разносят соцработники. Жалоб на новую систему от пенсионеров не поступало.

По заверениям специалистов, пластиковые карточки исключают нецелевое использование ресурсов, экономят бюджетные средства, упрощают контроль и учет. В будущем их можно будет сделать многоцелевыми -- для оплаты комуслуг, проезда в городском транспорте. То есть, это первый шаг к социальной карточке киевлянина.