1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1621) за 04.12.2003

ЧТОБЫ СЛЕПАЯ ДОЧЬ УВИДЕЛА ЖИЗНЬ,

В Украине все больше рождается детей с различными нарушениями. Экологическое загрязнение и рост наркомании увеличивают количество несчастных. Чтобы научить их жить среди здоровых людей, нужны усилия медиков и педагогов. А еще лучше, чтобы человек владел обеими этими профессиями.

ИНОГДА СПЕЦИАЛИСТОВ ИЩУТ ДНЕМ С ОГНЕМ

"Как относятся люди к тому, что ты говоришь не так, как они?" -- спросила как-то у моей знакомой, имеющей проблемы с речью. "Уже лучше, -- отстучала она на компьютере. -- А раньше люди, видя, как мы жестикулируем, останавливались и глазели, будто на марсиан. Не знала, куда и спрятаться. Теперь, как бы мы не "махали руками", они проходят мимо. Ну, улыбнутся".

Как, оказывается, мало нужно от нас -- здоровых -- людям, которые лишь слегка отличаются от нас. Улыбнуться человеку, разговаривающему жестами, перевести через дорогу незрячего, терпеливо и без "гримасы сострадания" выслушать плохо говорящего или заикающегося. Но это -- от общества в целом. А есть люди необычной профессии -- дефектологи. От них требуется гораздо больше: отдать детям, называющимся в строгих учебниках "аномальными", всю любовь их сердца, знания, силы, время, нервы. И только после этого их ученики смогут жить среди нас, лишь чуть-чуть отличаясь от нас.

-- Раньше Национальный педуниверситет им.Драгоманова имел факультет, готовящий дефектологов. На его базе основан Институт коррекционной педагогики и психологии, -- рассказывает его директор Виктор Синев. -- Расширяться было необходимо, ведь детей с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательного аппарата и интеллекта становится все больше. Так, в США 41% деток имеют нарушения в развитии и состоянии здоровья. В странах СНГ эта цифра взлетает до 85%, притом что лишь 9--11% обучаются у специалистов. Остальные живут, как могут. Что получается? До трех лет таких детей ведут медики, потом -- педагоги. И тут перед нами встает триединая задача: наши специалисты должны быть очень хорошими педагогами плюс хорошими психологами, компетентными и в медицине плюс -- хорошими людьми. И их должно хватить на всех учащихся. Необходим координационный центр. Ведь есть села и городки, где дефектолога днем с огнем не найти. И тогда люди просто приходят в спецясли или школы и просят помочь.

МАТЬ БРОСИЛА ТЕОДОРЧИКА, А ОН НАЧАЛ ХОДИТЬ

Львовянка Вера Ремажевская никак не могла найти специалиста, когда у нее родилась слепая дочь. И тогда мать -- библиотекарь по профессии -- заканчивает второй вуз, где обучается дефектологии. Учит свою малышку, но рядом -- такие же несчастные детки, чьи матери в горе и растерянности. И она организует Центр для слепых детей "Левеня". Ох, и доставалось ей попервах! Ведь подходила она к делу, как мать, а не как чиновник.

Сегодня ее дочь -- тоже Вера -- по профессии практический психолог, обучает больных деток в Центре. Например, маленького Теодорчика. От малыша отказалась мать, так как у него не было ни одного рефлекса (!) Он ни на что не реагировал. Сегодня это любимец публики: он ходит, играет. Правда, пока не говорит.

СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Институт готовит студентов по специальностям: тифлопедагогика -- работа с детьми с нарушением зрения, олигофренопедагогика -- с глубокими нарушениями интеллекта, сурдопедагогика -- с нарушениями слуха, логопедия -- с нарушениями речи, ортопедагогика -- с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но даже после школы инвалиды нуждаются в педагогическом сопровождении, чтобы научиться работать, войти в социальную среду, которая может быть к ним чрезвычайно агрессивна. И возникает новое направление в работе -- коррекционная андропедагогика. Нужны и спецПТУ по обучению инвалидов. Ведь сегодня трудно надеяться, что государство всех их прокормит.

Кроме того, нельзя предусмотреть, какие сочетания отклонений могут возникнуть в каждом отдельном случае. Поэтому появилась идея выпускать коррекционных педагогов, то есть умеющих работать с любыми аномалиями и их сочетаниями. Для чего нужно знать еще и основы медицины -- генетики, физиологии, анатомии.

ВИЖУ СОЛНЦЕ!

Результатами работы дефектологов, нельзя не восхищаться. Ведь научить говорить человека, который глух и слеп от рождения, может лишь волшебник. Виктор Николаевич рассказал о замечательном человеке Ольге Скороходовой. В 4 года она перенесла менингит и стала слепо-глухой. Но девочке повезло -- она попала к профессору Ивана Соколянского, автора методики обучения таких детей.

-- Как их учат? Это не сложно, но… очень трудно, -- улыбается Виктор Николаевич. -- Учитель накладывает свою руку на руку ребенка и начинает ею работать. Дальше -- опираясь на естественные потребности малыша пить или взять кубик, берет его руку и нажимает несколько раз на пальчик или ладошку в том или ином месте. Такими сигналами учитель вводит значение предмета или действия. Позже раскладывает каждое слово на звуки и буквы. То есть, обучает своеобразной азбуке Морзе через прикосновения. И вот результат: Скороходова , стала доктором психологических наук, выпустила монографии, сборники статей, стихов и… говорила! Сегодня есть четверо выпускников МГУ, которые имели комплексные тотальные нарушения слуха и зрения. Это самые яркие примеры успехов коррекционной педагогики. А сколько людей просто научились жить и работать! Однако на Украине есть проблема: при СССР специальный детский дом для слепо-глухих был лишь в Загорске под Москвой. Поэтому у нас с такими детками работают на местах, кто как умеет. И это еще один довод в пользу того, универсальных специалистов.

Еще одна моя знакомая, ослепшая после травмы, не смогла отказаться от слова "вижу" и когда на улице свет резал ей глаза, она говорила: "Я вижу, сегодня солнечная погода". Люди соглашались, не задумываясь, почему на девушке темные очки. Но самое удивительное, что ее одноклассницы тоже стали говорить "вижу", хотя солнца никогда не видели. Это прибавляло им уверенности в себе.

НА ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЯХ -- ШОК, ПОТОМ -- РАДОСТЬ ПОБЕДЫ

Слушая почти рождественские истории, удивлялась, неужели в наш жестокий век еще можно найти молодых людей, согласных работать "по-черному" только для того, чтобы научить малыша, никогда не слышавшего звуков, произнести хотя бы один из них?!

-- У нас всегда большой конкурс. А уходят с курса лишь 2--3 человека, -- утверждает директор. -- Хотя на первое практическое занятие, когда студенты видят класс 12--14 нездоровых детишек, у них, конечно, шоковая реакция. Но потом начинаются увлекательные лекции, и ребята вдохновляются. А когда малыш ждет тебя, узнает, начинает понимать -- хочется работать дальше.

Практически 99% аномальных людей можно трудоустроить и социализировать. Даже с нарушениями интеллекта и эмоциональной сферы. Так, уже есть центр по работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Им прививают и моральные ценности -- человеческой жизни, добра, улыбки. И если олигофренов еще боятся, ждут от них агрессии, то лишь потому, что сами пожалели для них тепла.

Например, у нас только лет 15, а в мире очень давно, существует движение спецолимпиад для глубоко умственно отсталых людей.

СОВЕТЫ ПРОФИ
  • Если к четырем месяцам малыш не фиксирует взгляд на маме, не тянется к игрушке или протягивает ручку в другую сторону -- у него может быть плохое зрение.
  • Когда малыш не пытается поднять головку на звук, не интересуется окружающим миром, значит, у него ослаблен ориентировочный рефлекс или рефлекс "что такое?", как назвал его Павлов. Это может означать, что есть нарушения слуха, двигательной системы и даже умственную отсталость.
  • Если до 2 лет ребенок не составляет фразы, возможны проблемы с речью.
  • И чем раньше с ним начнут работать специалисты, тем незаметнее для окружающих будет его дефект. Сначала нужно обратиться к профильным врачам: офтальмологам, ЛОР-специалистам, невропатологам и устранить физиологическую причину.
  • Если же врачи своих причин не видят, а педиатр разводит руками, вы имеете право требовать (а он сам обязан дать) направление в ближайший центр, где работает дефектолог.
  • Не опускайте рук, хотя в стране нет четкой организованной системы, но есть специалисты. Ищите их, и они смогут помочь вашему ребенку.