1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (1623) за 06.12.2003

СТУДЕНТЫ СТОЯТ В ОЧЕРЕДЬ В КЛАСС СТОЛЕТНЕГО ПРОФЕССОРА

Сегодня исполняется сто лет выдающемуся украинскому композитору, дирижеру, педагогу и ученому НИКОЛАЮ КОЛЕССЕ. Николай Филаретович не любит, когда его называют патриархом -- он полон творческих сил и желания работать. Не реже чем раз в неделю он появляется во Львовской консерватории (чаще родные не разрешают). А была бы его воля -- ездил бы на работу каждый день.

Эстетические вкусы сына известного украинского фольклориста Филарета Колессы формировались под влиянием Ивана Франко, Василия Стефаника, Марка Черемшины, Ярослава Галана, которые были частыми гостями в доме родителей. Жизнь и творческие пути семьи пересекались с Лесей Украинкой, Климентом Квиткой, Бела Бартоком, Николаем Лысенко, который стал символическим крестным отцом Николая Колессы. Это было в ложе Львовской оперы в декабре 1903 года, когда Западная Украина чествовала "солнце украинской музыки". Лишь на второй день смог приехать на торжества Филарет Михайлович, отец Николая Колессы, -- в день юбилейного концерта у него родился сын. Узнав об этом, классик украинской музыки Лысенко сказал: "Назовите его Николаем".

Музыкальное и гуманитарное образование Николай Филаретович получил во Львове, Вене и Праге. Западная Украина до 1939 года входила в состав Польши, и путь в Европу был открыт. Учась в Пражской консерватории, а позднее в Школе высшего мастерства у знаменитого композитора Витезслава Новака, Николай Колесса имел возможность посещать концерты всемирноизвестных музыкантов -- композиторов Сергея Рахманинова, Бела Бартока, Отторино Респиги, певца Федора Шаляпина, виолончелиста Пабло Казальса. Он жадно впитывал все лучшие достижения европейской культуры.

С приходом Советской власти жители Западной Украины перестали ощущать себя людьми второго сорта на своей земле. Но в то же время они были вынуждены подчиняться суровым законам, которые диктовал новый режим. Николай Колесса, так же, как и другие композиторы, писал песни о Ленине и комунистической партии. Но главное, конечно, то, что из-под его пера выходила одухотворенная музыка, напоенная западно-украинским фольклором -- симфонии и сюиты, хоры и романсы, обработки народных песен.

Как дирижер Николай Колесса завоевал признание своим вдохновенным исполнением произведений разных эпох и композиторских школ. Будучи одним из основателей симфонического оркестра Львовской филармонии, художественным руководителем капеллы "Трембита", дирижером Львовского театра оперы и балета, Колесса дал жизнь десяткам партитур своих современников. Ученики Николая Колессы сегодня занимают ведущие места в творческих коллективах страны. Воспоминаниями о своем педагоге делятся известные украинские музыканты.

Дирижер Национальной оперы, народный артист Украины Иван Гамкало: -- Николай Колесса -- основатель дирижерской школы в Галичине. Если посмотреть шире, то все дирижеры того времени и в Киеве, и в Москве, и в Петербурге были люди не местные: чехи, поляки, немцы, позднее -- евреи. Среди них не было украинцев. Когда в 30-е годы Николай Филаретович вернулся во Львов после обучения в Праге, он был, по сути, первый украинский дирижер-профессионал. Станислав Людкевич тогда торжественно передал ему дирижерскую палочку и он первый поставил хоровое, оперное и симфоническое дирижирование на профессиональную основу. В этом -- его историческая заслуга. Николай Филаретович как-то сказал, что мог бы работать где-нибудь в Европе. Но воспитание не позволило ему это сделать. Для украинской интеллигенции тогда не было почетней миссии, чем работать на благо своей культуры.

Что касается его человеческих качеств, прежде всего -- это необыкновенно воспитанный, деликатный, скромный человек, который о себе говорить не любит. От своих учеников он всегда требовал пунктуальности. Если студенты опаздывали на занятия или приходили неподготовленными, он старался от них избавиться. К нему в класс всегда было очень трудно попасть. И сегодня молодежь выстраивается в "очередь", чтоб учиться у Николая Филаретовича. Это -- человек европейской культуры. Одевается он всегда "с иголочки". Замечания делает необычайно тактично. Один студент как-то пришел к нему "навеселе". Другой бы накричал да и выгнал наглеца. А Николай Филаретович открыл форточку и говорит: "Что-то у нас аптекой запахло". Студент покраснел и признался, что выпил пива перед занятиями. Колесса возмутился: "Учеба в консерватории и пиво несовместимы. Когда я был студентом, на одном кофе жил". Все выдающиеся музыканты, которые приезжали во Львов, бывали у него в гостях: Глиэр, Рихтер, Ойстрах. Он всех угощал алкоголем по-европейски -- из малюсеньких рюмочек.

Художественный руководитель и главный дирижер Хоровой капеллы им. Ревуцкого, народный артист Украины Богдан Анткив:
-- Помню такой случай... Я был очень ершистым студентом, поэтому случались неприятности в консерватории. А тут еще бороду отпустил. Администрация велела сбрить ее. Я же ни за что не соглашался. Николай Филаретович понял, что меня могут отчислить, и стал деликатно рассуждать о том, что он не знает ни одного выдающегося дирижера с бородой. "А как же вы"? -- спросил я. "Ну что вы, разве я выдающийся"? Когда на следующий день я увидел его в консерватории без бороды, у меня комок к горлу подступил. И я тут же пошел в парикмахерскую...

Отношение к Советской власти у Колессы было сложное. Он был воспитан патриотом. Но видел собственными глазами, как поступали с людьми, которые не то чтобы открыто выступали против Советской власти, а всего лишь с чем-то были не согласны. Предыдущий ректор Львовской консерватории, композитор Василий Барвинский, был арестован и сослан в Сибирь. В его доме на инкрустированном паркете устроили костер, где сожгли ноты всех его музыкальных произведений. Из Сибири Барвинский вернулся стариком и сразу же умер. Не было даже похорон. Поэтому Николай Филаретович старался держаться от политики подальше. Будучи ректором консерватории, он неоднократно писал заявления с просьбой освободить его от этой должности, мотивируя тем, что у него не остается времени для творчества.