1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (1623) за 06.12.2003

"Я НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПЕВИЦЕЙ"

Лайма ВАЙКУЛЕ -- одна из немногих звезд СССР, популярность которой после распада "сверхдержавы" абсолютно не зависит от центральных телеканалов России. Несмотря на отсутствие в эфире ее клипов, латышская эстрадная прима -- всегда желанная гостья самых престижных концертов и тусовок.

Мы встретились на съемочной площадке мюзикла "Снежная королева", над которым работает команда телеканала "Интер". Пока звезду готовили к выходу, репетировал балет снеговиков (в его сводном составе -- четверо танцовщиков из коллектива Лаймы Вайкуле и три пары киевлян) -- смешной и очень сексуальный танец поставил хореограф Дмитрий Коляденко. Песню Снежной королевы Игорь Крутой написал вполне в стиле Вайкуле. Как и вся остальная музыка фильма, она записана в Москве. В одном из перерывов у Лаймы невольно вырвалась музыкальная фраза: "Пять минут, пять минут..."

Прочитав в одной из публикаций, что латышская поп-дива очень не любит журналистов, я готовилась отбиваться от колкостей и шпилек. И совсем неожиданно встретилась со сплошным очарованием и мягкой интеллигентностью (какая там Снежная королева?).

"ЕДИНСТВЕННОЕ, О ЧЕМ СОЖАЛЕЮ -- ЧТО НЕ СТАЛА ХИРУРГОМ"

-- Лайма Станиславовна, вы уже не впервые снимаетесь в Украине. У вас ведь уже был опыт работы в кино в фильме "В русском стиле" (правда, я, к своему стыду, его не видела).

-- Это было ужасно. Даже не хочется вспоминать. Мне эта работа не нравится. И хорошо, что вы ее не видели. Самое главное для артиста -- работать с хорошим режиссером. Мне на самом деле не повезло ни с постановщиком, ни со сценарием.

-- Остается только сожалеть, ведь в Украине было снято много по-настоящему хороших фильмов. По-моему, вы выглядите слишком красивой и доброй как для такой роли. Когда вы читали сказку о Снежной королеве, кем вы представляли себя? Все девочки, по-моему, переживают историю Герды как свою.

-- А я видела себя только в роли Снежной королевы.

-- Боже мой! Но ведь она такая злая и холодная!

-- Конечно, к этому персонажу обычно относятся именно так. Но люди ошибаются. На самом деле все не совсем так. К примеру, зачем Снежной королеве нужен Кай? Она просто хочет научиться любить. И она, по сути, права: когда ты любишь, ты самый красивый! Снежная королева, по-моему, ищет в Кае то, чего не хватает ей самой.

-- Это вы так себе нарисовали свою героиню? По-моему, дети, которые будут смотреть мюзикл в Новый год, полюбят ее. Что вы можете сказать о работе с творческой командой телеканала "Интер"? Съемки не сильно нарушили ваш гастрольный и концертный график?

-- Я заранее знала, что потребуется такая жертва. Самое сложное в съемках -- наверное, тексты. Потому что сценарий приходилось читать прямо на съемочной площадке. Зато в Киеве я познакомилась с замечательной художницей по костюмам -- я просто в восторге от Вики Красновой. Даже не знала, что такие мастера есть в Украине.

-- Кстати, Виктория участвовала в показах мод в Москве.

-- Но об этом я узнала уже после того, как мы познакомились здесь, в Киеве.

-- Вернемся к сказкам и детству. Как, по-вашему, влияет ли на нашу жизнь то, что было заложено в детстве? И может ли характер предопределить судьбу?

-- Я в этом уверена.

-- Вы, к примеру, были очень своенравной девочкой, многое делали наперекор...

-- Теперь, если вижу непослушного ребенка, то всегда говорю: "О! Этот будет очень инициативным. Он чего-то обязательно достигнет". И это очень хорошо, как бы ни было тяжело родителям. Зато дети вырастают личностями. Мне кажется, я еще в детском саду знала, чего хочу.

-- Когда-то вы обронили фразу о том, что хотели быть мужчиной.


-- Где? Я такого не говорила! Может быть, речь шла о том, что я никогда не играла в "девчачьи" игры, а предпочитала всем этим "классикам" и "дочкам-матерям" -- "казаков-разбойников" и прочие "войнушки".

-- А почему же вы все-таки вопреки своим желаниям стали певицей?

-- Это называется судьба. Я ничего не делала для того, чтобы быть певицей. Так получилось, что в 12 лет я начала петь. А музыка -- такая вещь, что стоит только начать: потом это уже не отпускает. Хотя я сопротивлялась все время. Последний мой шаг был, когда я поступила на режиссерский факультет в ГИТИС. Это было уже все! Я покорилась:
поняла, что, к сожалению, уже никогда не смогу стать врачом. Вот если меня сейчас спросить, о чем сожалею в жизни -- только об этом. Я мечтала стать хирургом.

-- Боже мой, такая хрупкая женщина -- и хирург?!

-- Это очень интересная профессия, такая необходимая людям и уважаемая! Но знаете, видимо, все происходит не случайно. Сегодня я понимаю, что, в принципе, моей жизнью управляет какая-то сила, а я словно иду по своей определенной дорожке к достижению цели.

"ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ Я НАУЧИЛАСЬ В 19 ЛЕТ"

-- Вы стали режиссером, и мне очень понравилась ваша работа -- концерты Раймонда Паулса, на одном из которых я побывала в Киеве. Это достойно уважения: вернуть мэтру его публику, а публике -- автора любимых песен в исполнении звезд!

-- Раймонд -- целая эпоха в моей жизни, его музыка -- это история современной эстрады. После тех концертов мы сделали вместе еще одну работу: сняли клип с Игорем Крутым. Мне было очень приятно сниматься с ними обоими. Какой Раймонд был легкий, органичный -- он всегда знает, что делает!

-- Вы снова предварили мой вопрос. Как часто вам удается снимать клипы и как вы относитесь к современному музыкальному телевидению?

-- Клипы сегодня... Я их просто не снимаю -- специально. Разве если только что-то случайно получается -- тогда есть видео. Но чтобы я занималась целенаправленно раскручиванием себя? Это неблагодарная вещь и слишком дорого стоит, чтобы этим заниматься. Нет смысла. Это просто выбрасывание денег -- я лучше отдам их своим собакам или несчастным людям.

-- А часто к вам обращаются за помощью?

-- Случается. Я бы не хотела это рекламировать, потому что люди и так думают, что мы -- миллиардеры. Это неправда! Мы не занимаемся газом и нефтью. Есть люди, которым я в свое время помогала, некоторые даже хотели написать об этом в газеты, но я была категорически против. Мы ведь артисты, а не какие-нибудь магнаты, не владельцы скважин. Кстати, за каждым артистом стоит целая группа людей, которым ты должен помогать по жизни. Просто должен. Со мной только сегодня приехали пять человек.

-- А если вы выезжаете на гастроли со всем свои коллективом?

-- Только в моем оркестре работают 23 человека.

-- Вы можете сравнить нынешние времена с теми, когда вы начинали? Когда вам было интереснее или сложнее?

-- Каждый период интересен по-своему. Жизнь в Америке -- вообще что-то особое. Там была настоящая проверка. И другое отношение. Столько комплиментов, сколько я получила в Америке, пожалуй, никогда больше за всю свою жизнь не слышала! Но там не все так просто. Нельзя верить всему, что говорят. Они меня хвалили, чтобы как-то подбодрить, чтобы я верила в свои силы. И я это понимаю: они вообще другие, не такие, как мы.

-- Вам не захотелось там остаться?

-- Это первое, что мне там предложили: оставайся! Но я не могла этого сделать. Не могу оставить своих родных и близких, все, что мне дорого здесь. Я всегда смеялась: когда все станут уезжать, я сделаю это последней.
Я ехала в Америку на волне перестройки, это был 1991 год.

-- Вы вернулись, а у вас потом отняли дачу, у Вии Артмане -- квартиру. Как вы это пережили?

-- Такой был принят закон. Все было по закону.

-- Вы не держите зла?

-- Нет, конечно. Кто-то что-то может говорить обо мне не то и не так, как есть на самом деле -- не все относятся ко мне одинаково, как я привыкла. Это все идет на волне подъема национального самосознания. Хотя, на самом деле, простые люди ко мне относятся хорошо. Я иду по цветочному рынку -- мне дарят цветы. Никогда не слышала в свой адрес плохого слова от людей. А вот в официальной прессе... знаете, обо мне ничего плохого, в общем, не пишут. Просто или молчат, или что-то такое сообщают равнодушно. Журналисты обычно выполняют чей-то заказ. Я ведь выступаю в Латвии с концертами. А вроде бы ничего не происходит.

-- Это правда, что вы журналистов не любите? Наверное, вас просто кто-то обидел.

-- Это не совсем так. Просто не люблю глупых и неподготовленных, которые отнимают мое время. Скажем, просят рассказать о себе. А я ведь все о себе знаю, и в такой ситуации рассказывать, в общем-то, нечего. Да и неинтересно.

-- Есть что-либо, о чем вы сожалеете, кроме того, что не стали хирургом?

-- Нет-нет, я ни о чем не сожалею в жизни. И все, что делала, всегда делала сознательно.

-- Мне всегда интересно, как актриса ведет себя в жизни: нужно ли вам постоянное внимание или поклонение?

-- У меня все актерство уходит, стоит лишь сойти со сцены. Единственное: когда ты выходишь из зала, пониже пригибаешь голову, скрывая лицо. Хочется иметь что-то приватное, свое -- а ты его лишен. Но это -- издержки профессии.

-- Тем не менее вам удается оградить свою личную жизнь.

-- Я стараюсь!

-- И несмотря на это, иногда вы бываете очень откровенной. Как, например, в программе Оксаны Пушкиной, когда рассказали о своей болезни.

-- Это она меня "раскрутила". Я бы в жизни не стала рассказывать о своих проблемах.

-- Вы все-таки настоящая Снежная королева. Я только теперь это поняла, после нашего разговора.


-- Да? Может быть, это что-то наше, латышское -- держать дистанцию. Все же я прожила там всю свою жизнь, училась в латышской школе, говорить по-русски научилась в 19 лет! Надо мной все смеялись вокруг, а ведь в это время мы с музыкантами уже ездили на гастроли. Со мной, кстати, работали и украинцы, и казахи -- разные люди были. И был только один язык, который понимали все. Надо же было как-то общаться! А сейчас я уже лихо говорю.

-- И даже получше некоторых русских.

-- Может, потому, что я специально его учила. Но не знаю язык еще до конца. Ведь много очень специфических слов. Был на съемках смешной случай. У меня по сценарию реплика: "Потапыч, во дворец!" (шофер Снежной королевы -- медведь. – Авт.). А я спрашиваю: "Кто такой Потапыч?" То, что в русских сказках так называют медведя -- тонкости, которых я могу не знать.

-- Вам было сложно удерживаться от улыбки? Королева-то должна быть строгой и надменной. Балету, как я слышала, не разрешали улыбаться.

-- А я там разная! И потом, не забывайте: я ведь Королева!

-- Как вам работается с коллективом телеканала "Интер", с режиссером Максимом Паперником?

-- Очень хорошо! Это наш первый опыт, мы пока мало знакомы. В этом была некая сложность, но не больше. В основном все было легко. Хочу пожелать всем вашим читателям счастливого Нового года!

ИЗ БИОГРАФИИ

Родилась 30 марта 1954 года в Риге. Отец Станислав -- рабочий (умер около десяти лет назад). Мать Янина работала в торговле, заведовала магазином, ныне пенсионерка. Бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. В 1966 году Лайма стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. В возрасте пятнадцати лет на Лайму впервые обратил внимание Раймонд Паулс, руководивший в те годы популярнейшим Рижским эстрадным оркестром. Паулс пригласил Лайму в коллектив, но начинающая певица предпочла работу в собственной рок-группе. В 1970-м она познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским, ставшим впоследствии ее первым и единственным мужем (гражданским). С 1979-го начала выступать в знаменитом варьете "Юрас перле" в Юрмале -- не только пела, но и ставила танцы, придумывала костюмы, подбирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу Лаймы считалось самым красочным в Прибалтике и привлекало огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс. В 1987-м Лайма завоевала Гран-при и высшую награду "Золотая лира" XXII Международного фестиваля "Братиславская лира" (Чехословакия).

В 1988 году американский продюсер Стен Корнелиус, отслушав на фирме "Мелодия" записи всех советских звезд, отобрал для раскрутки на Западе только одну -- Лайму Вайкуле. Латышская певица подкупила его своим низким чувственным тембром голоса. Вайкуле срочно прервала гастроли по южным приморским городам и уехала в Штаты. Газеты назвали ее "русской Мадонной". Лайма снялась в нескольких программах американского телевидения и получила контракт от известной фирмы звукозаписи MCA/GRP. В 1991 году работала по контракту в Японии. Перенесла тяжелую болезнь, которая едва не закончилась летальным исходом. Именно тогда Лайма впервые обратилась к религии (причем православной). В 1993 году в Риге открылся салон "Лайма-люкс". Параллельно в Калифорнии был налажен выпуск одноименной косметики. По словам самой Лаймы, никакого особого дохода этот бизнес ей не приносит. В середине 90-х годов у Лаймы и ее гражданского мужа Андрея кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги была дача в Юрмале. Однако, по новому закону, принятому в Латвии, люди, имевшие в 20--30-е годы прошлого века собственность в буржуазной Латвии и затем эмигрировавшие, теперь имеют право на свою недвижимость. Дачу Лаймы получил один из наследников бывших хозяев, проживающий в Швейцарии. В Латвию он так и не вернулся...