1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №279 (1624) за 08.12.2003

СОРОКОЛЕТНЯЯ КАБАНИХА И БЕСОВЩИНА В АЭРОПОРТУ

Недавний визит в Киев московского театра "Современник" не только познакомил с двумя его новыми спектаклями, но и подарил встречи с актерами. Многих из них зрители, конечно же, отождествляют с героями кинофильмов и сериалов. Это очень не нравится художественному руководителю театра, режиссеру и замечательной характерной актрисе Галине Волчек.

Не одна кинороль была потеряна актерами "Современника" из-за боязни накликать гнев Галины Борисовны. Но, по большому счету, такая позиция худрука, наверное, оправдана, хотя бы потому, что "Современник" уже много лет держится в театральных лидерах. И в этот приезд Волчек поделилась с нами своими размышлениями о современной ситуации в театре, человеческими и организаторскими принципами, а заодно и планами.

НОВОЕ ИМЯ В "СОВРЕМЕННИКЕ"

-- Я очень не люблю заниматься тем, чем иногда занимаются мои коллеги -- переманивать или перекупать актеров. Но была ситуация, когда артист, который играл Федора Костомарова в "Анфисе", был уволен из театра по принципиальным соображениям. Что это такое? Просто он совершил, на мой взгляд, безнравственный поступок. Я понимаю, что актеры вынуждены подрабатывать "на стороне", так как театр никогда не мог прокормить, а сейчас -- тем более. И если раньше при наличии любых съемок и халтур театр все равно оставался главным, то сегодня артист способен прийти и сказать: "Я не могу отменить съемку, там массовка собралась". А то, что сюда придут зрители и расстроятся, когда спектакль отменят или заменят -- это вроде бы нормально. И вот этот артист взял бюллетень, и мы вынуждены были заменить спектакль. Но, видимо, у меня сработала интуиция, и я решила проверить. Позвонив в театр на другой улице, я узнала, что он в этот же вечер там играет в антрепризе. На следующий день он у нас уже не работал. И таким образом в театре возник вакуум артиста определенного возраста -- совсем уже не мальчика, который смог бы сыграть и Федора, и в других спектаклях. Мне посоветовали Влада Ветрова, который работал в Ростове. Он приехал, показался, понравился и сейчас, как мне кажется, очень удачно начал свою жизнь в "Современнике". Но, видно, у нас в театре такая планида, что ли: не успел Влад выйти на сцену, как явился ко мне любимый и дорогой кинорежиссер Марлен Мартынович Хуциев. И сказал: "Галя, видишь, как получается, я твоего артиста взял на главную роль Чехова". Я говорю: "Очень рада за Ветрова и за тебя, но чего ты ко мне-то пришел, по какому поводу?" -- "Ну, как по какому же? Съемки!" И я ответила: "Марлен, я тебя очень люблю и уважаю, но театр люблю больше и отпустить его не могу. Пусть выбирает -- либо сниматься так, чтобы я этого не заметила, либо уходит совсем. Если может сниматься по ночам -- пусть снимается, я буду счастлива, если он сыграет такую роль". И надо сказать, к чести Влада, когда так встал вопрос, он решил его в пользу театра.

"ЭТО БЕСЫ, ГАЛЯ!"

-- Рядом со зданием театра в Москве строится еще одна сцена на 300 мест, мы ее пока называем "другая сцена", но активно думаем над названием. Предполагается, что она будет своеобразной творческой лабораторией. Но пока ближайшие планы связаны с "большой" сценой, где предполагаются две постановки. Новый спектакль Нины Чусовой тоже будет достаточно скандальным. Она человек достаточно молодого поколения, к счастью, избежала штампов и стереотипов по поводу Островского и не захотела подходить к нему с обычными отмычками. Достаточно сказать, что Катерину будет играть Чулпан Хаматова, а Кабаниху -- Елена Яковлева. А почему нет? Чусова так честно прочитала пьесу, что выяснилось: Кабанихе всего-то 42 года...

Отдельный большой подарок судьбы за многие годы -- Анджей Вайда. Я счастлива, что удалось его уговорить и убедить. Через 30 лет он возвращается в этот город и в этот театр. Поставить Достоевского было его мечтой. "Бесы", к сожалению, очень современны. Вот хотя бы такой смешной случай, который недавно произошел. Мы встретили Вайду в аэропорту и уже спускались по лестнице вниз, как вдруг навстречу бежит какой-то лохматый молодой человек с сумкой на плече и так толкает Вайду, что он отлетает к стенке. Еще бы секунда -- и мировое кино и театр его бы потеряли. Я закричала: "Да что же вы делаете!" А Вайда так спокойно поворачивается и милым, ангельским голосом говорит: "Это бесы, Галя!"

АВТОРСКАЯ РЕПЛИКА

Судя по показанным в Киеве спектаклям -- "Анфисе" Андреева и "Мамапапасынсобака" Срблянович -- в "Современнике" не зря идут постоянные поиски и драматургии, и постановщиков. Что-то неуловимо живое и настоящее стало уходить из его спектаклей: то ли молодые актеры по ночам заигрались в "мыле", то ли маститые подустали в ожидании новых ощущений. Понимая это, художественный руководитель пытается экспериментировать, приглашая и самых-самых авангардных режиссеров -- таких, как Кирилла Серебрянникова, Нину Чусову, или используя проверенный "европейский масштаб", как, например, мудрого Анжея Вайду. Организаторы гастролей "Современника" в Киеве уже уговорили Волчек привезти к нам и "Бесов", и Вайду. Потому остается надежда, что "Современнику" в следующий раз все же удастся разбудить зрительские души.