1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1625) за 09.12.2003

К ПОДОРОЖАНИЮ МАШИН -- БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

Если государство откажется от поддержки автомобилестроения, то в следующем году легковушки отечественной сборки подорожают на $300--400. Не выдержав конкуренции с россиянами (а они-то сохранили преференции для своего автопрома), мы будем вынуждены сворачивать производство и увеличивать квоты на импорт "колес" из РФ. Кстати, в этом году россияне выбрали свои квоты за 11 месяцев и будут очень благодарны, если в 2004-м мы сдадим им свой рынок. Да и западноевропейцы "спасибо" скажут.

А что скажут наши люди, когда потеряют работу? Ведь, по словам председателя правления "Укравтобуспрома" Любомира Крайника, каждое рабочее место в автопроме требует создания пяти в других отраслях. Соответственно пойдут прахом намерения за счет лишения автоиндустрии налоговых льгот пополнить казну: что получишь с мертвых предприятий, кроме социального взрыва?

И в правительстве, и в ВР многие это понимают. Парламентарии иной раз даже "перебдевают". Так, закон № 4000-1, регулирующий налоговые нормы и нацеленный на сокращение дефицита госбюджета--2004 (а это 3,7 млрд. грн.), не приняли из-за одной-единственной поправки № 12.9. Она гласит, что с нового года льготы по НДС получат только те автозаводы, которые имеют ранее зарегистрированную в Кабмине инвестиционную программу. Выходит, даже те, кто от "отверточной сборки" зарубежных моделей поднялись до создания отечественных (в том числе автобусов и грузовиков), но не успели зарегистрировать инвестпрограммы, должны были "расслабиться" в жестких налоговых тисках. В тепличных условиях остался бы лишь АвтоЗАЗ, уже 6 лет пользующийся налоговыми льготами. Несогласные с такой перспективой парламентарии оспорили пресловутую поправку, и тогда сторонники оной "зарубили" весь прогрессивный закон об источниках пополнения казны.

"Главное, что, по мнению руководства ЗАО "АвтоЗАЗ", отличает этот завод от прочих -- это то, что он производит украинский автомобиль, а остальные -- просто закручивают гайки на импортных, -- говорит народный депутат Дмитрий Святаш. -- Да, "Таврия" и "Славута" действительно собираются по полному циклу. Но запорожчане делают ставку на Дэу, Мерседесы, Опели, а их сборка принципиально не отличается от производства ГАЗов на КрАСЗе или Шкод на "Еврокаре". Почему же АвтоЗАЗ требует для себя особых условий?"

Думается, цель все же не в том, чтобы всем создать равно невыносимые для развития условия. Пора в принципе определиться, нужно ли нам отечественное автомобилестроение, которое, как свидетельствует опыт Германии, Италии, да той же России, без поддержки государства не возмужает. Очевидно, ВР вскоре сможет вернуться к теме об украинском автомобиле, не смешивая ее с сугубо бюджетным процессом: через парламент уже проходит специальный закон об инвестиционных программах в автопроме. Ну, а новая попытка связать воедино эти "далековатые" вопросы -- это предпосылка возникновения в сессионном зале очередного скандала.