1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1625) за 09.12.2003

ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА В МЕТРО -- ПО БЕСКОНТАКТНЫМ КАРТОЧКАМ,

На днях станцию метро "Театральная" я впервые прошел, не останавливаясь перед турникетом. На ходу пронес над встроенным сверху устройством пластиковый документ, успев прочитать на зеленом экране-окошке, что у меня осталось 99 поездок. Проезд в "подземке" по бесконтактным карточкам станет доступным для киевлян после Рождества.

Презентация новой автоматизированной системы прохода пассажиров (АСПП) состоялась в мэрии, где начальник КП "Киевский метрополитен" Николай Шавловский подарил мне карточку на 100 поездок. К слову, кроме работников метро, прелесть бесконтактной оплаты проезда имеют возможность оценить мэр города и председатели райадминистраций. Информация с карточки, проносимой над устройством (можно в кошельке и папке) на расстоянии не более 5 см, считывается за 0,3 секунды.

Необходимость в бесконтактных проездных билетах связана с ветхостью магнитных контактных карточек, которыми пользуемся сейчас. Кроме того, вторые практически не защищены. В новые же карты вмонтирован защитный чип. Махинации с воровством исключены -- в инженерном центре метрополитена пассажиру сделают распечатку поездок, где указаны станции, даты, время.

-- Введение АСПП пройдет в три этапа, -- рассказал Николай Николаевич. -- Первый уже заканчивается -- переоборудованы 217 турникетов, что составляет 92%, и установлены 40 новых, во всех кассах есть компьютерное и коммуникационное оборудование. До конца года создадим центр управления и расчетов, а также коммуникационную сеть.

Справка "Сегодня" Срок эксплуатации бесконтактной карточки -- 10 лет, ее залоговая стоимость -- 12 грн. (используемых ныне -- 1 грн.). Пассажиры могут вернуть проездной кассиру и получить часть залога. Льготникам выдадут именные карточки с ограниченным количеством поездок в месяц. Разрабатывается система скидок в зависимости от количества поездок (1--5 посещений метро оплачиваются 100%, 6--10 -- 90%, 11--20 -- 85%, 21--50 поездок -- 80% и 51--100 -- 75%).

Второй этап -- полное переоборудование касс и турникетов, установка автоматов для пополнения количества поездок (наперед можно уплатить хоть за 10 тыс. посещений "подземки"). Начнутся работы по оборудованию станций выходными турникетами, где будет считываться информация о количестве минуемых пассажиром станций. Завершится полный переход с магнитных проездных на бесконтактные, что даст возможность ввести гибкую систему тарифов в зависимости от дня недели и времени поездки. Сейчас цена карточки рассчитывается из стоимости одной поездки -- 50 коп.

На третьем этапе (параллельно со вторым) завершится оборудование всех станций выходными турникетами. Пассажирам придется делать дополнительное телодвижение при выходе -- еще раз подносить карту к считывающему устройству, поскольку оплачиваться проезд будет в зависимости от его дальности. Пластмассовые жетоны изымут, заменив их жетонами нового образца. Они будут предназначены, в основном, для приезжих и немного дороже стоить. А вообще, как заверяет Шавловский, речь о подорожании проезда не идет.

-- Можно говорить о методике и форме расчета тарифов, но не об их повышении, -- сказал он. -- Эта методика должна пройти согласование в министерствах транспорта, юстиции, экономики, финансов и антимонопольном комитете.

Новая АСПП, которую планируется полностью ввести за полтора года, создана не только для удобств пассажиров, но и для улучшения финансового состояния метрополитена, который за два года недополучил 110 млн. грн. компенсации. Самоокупаемость "подземки" снизилась с 92% до 78%, в то время как подорожали электроэнергия, подвижной состав.

Кстати, возможности бесконтактного документа не исчерпываются проездом в метро, поскольку на нем есть 16 (!) информационных дорожек. В дальнейшем по карточке можно будет оплачивать жилищно-коммунальные услуги, проезд в других видах транспорта, проводить банковские расчеты.