1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №284 (1629) за 13.12.2003

"МЕНЯ СДЕЛАЛ СЧАСТЛИВОЙ МОЙ УСПЕХ"

Она -- бабушка, но вовсе не потому, что ей уже 65. Она энергична, бодра, весела и легко даст фору иным молодым. Ведь она -- "рок-н-ролльная бабушка", и зовут ее Тина ТЕРНЕР.

СВАДЕБНОГО ПЛАТЬЯ И ТОРТА НЕВЕСТА НЕ ДОЖДАЛАСЬ

Впрочем, бабушкой Тина была не всегда. Более того, она не всегда была Тиной. Когда-то ее звали Анна Мей Баллок, она жила в штате Теннесси и чувствовала себя несчастнейшей из девочек. Как и всем будущим звездам, ей полагалось любить музыку, петь в церковном хоре, терпеть лишения и мечтать "о светлом будущем". Она добросовестно любила, пела, терпела и мечтала. Когда Анне было всего 10 лет, а ее сестре Эллин 13, их постоянно ссорившиеся родители разбежались в разные стороны. Мамаша Зельма укатила в Сент-Луис, а папаша -- в Детройт. Девочки достались родственникам. Анна плакала, плакала, плакала... Но, как это ни парадоксально, зла на родителей не держала. А по достижении шестнадцатилетия вновь обрела мать, перебралась к ней в Сент-Луис и, тем самым, сделала первый шаг к началу своей карьеры. Ибо именно в Сент-Луисе располагался ночной клуб "Манхэттен", в который Эллин отвела сестру в день ее 17-летия. И именно в этот вечер именно в этом клубе выступала команда The Kings of Rhythm, солистом которой был Айк Тернер. И надо же было ему предложить микрофон Эллен! Эллен отказалась, а Анна воспользовалась случаем и спела... С тех пор, влившись в состав группы, она стала выступать в "Манхэттене" каждый вечер. Для провинциальной девочки такая жизнь казалась сказкой: в клубе она была звездой, публика ее любила, Айк, не будь дурак, ценил, дарил серебристые платья и дал денег на золотой зуб. Прагматичный человек, он узрел в молодой певице источник своего финансового благополучия и постарался стать для нее незаменимым. Он сделал ее основной солисткой The Kings of Rhythm, красиво уговорил противившуюся певческой карьере дочери Зельму и позволил Анне записать песню "A Fool In Love", ставшую всеамериканским хитом.

Когда же, родив от саксофониста сына, Анна стала матерью-одиночкой, Айк постарался использовать ситуацию по максимуму. Сочувственное тепло, моральная и материальная помощь и фразы "зачем тебе этот подонок?", "у тебя блестящее будущее" и "поехали в Калифорнию начинать новую жизнь!" сделали свое дело. "Крошка Энн" не устояла и согласилась стать Тиной Тернер. Почему Тиной? Айку нравились рассказы об амазонках, в частности о "Шине, королеве джунглей". Изменив одну букву, он приобрел дикарку Тину. Объяснять же, почему к Тине прибавилось "Тернер", вероятно, излишне. Вскоре после переезда в Калифорнию Айк и Тина съездили в Мексику и поженились. Впрочем, ни платья с фатой, ни свадебного торта, ни даже захудалого цветочка невеста не дождалась. "Все, что я помню -- как кто-то швырнул бумаги через стол, а я подписала их и подумала: "Вот это и есть моя свадьба", -- вспоминает певица. Многообещающее начало...

Продолжение тоже не подкачало. Супруги основали The Ike & Tina Turner Revue, которое довольно быстро стало популярным. Их песни занимали верхние строчки в хит-парадах, карманные деньги стали исчисляться миллионами, а в совместное турне их пригласили не кто-нибудь, а сами "Роллинг стоунз". В общем, "жизнь стала налаживаться". Если не учитывать того, что "любящий супруг" третировал Тину, как мачеха Золушку. Взвалив на ее плечи заботу о детях (двоих своих, одном ее и одном совместном), в работе он ей спуску не давал. Он решал, какие песни, где, когда и с кем она будет петь. Теперь, когда Тина была полностью в его власти, он с ней особо не церемонился. Айк не стеснялся привселюдно оскорблять жену, обсуждать ее вокальные способности и при любом удобном случае напоминать, что является ее Пигмалионом. Он запросто мог облить свою "Галатею" горячим кофе или ледяным виски, затушить о ее лицо сигарету и, хорошенько поколотив, выпустить на сцену с подбитым глазом и рассеченной губой. Она мечтала "поскорее сделать его богатым и уйти", но все никак не уходила. Однажды она все же попыталась сбежать, но была найдена и избита проволочной вешалкой от пальто. В отчаянии Тина совершила попытку самоубийства, к счастью, неудачно... Единственную отдушину Тина нашла в буддизме, хотя медитации и не решали ее реальных проблем.

ДАЛА СДАЧИ И УШЛА С 36-Ю ЦЕНТАМИ В КАРМАНЕ

В 1976-м году она наконец поняла, что нужно уходить. На тот момент их дуэт был на пике популярности: они стали играть рок-н-ролл, снова гастролировали с "Роллинг стоунз", продали сингл Proud Mary тиражом более миллиона копий и зарабатывали $ 20000 за одно выступление. Но Тине было уже 35, а ее все так же пинали ногами и почитали за ничто... В тот день Айк, по обыкновению, принялся поколачивать жену. А она... внезапно дала сдачи! Она била, била и била, а когда он в изнеможении упал на кровать, надела темные очки, плащ, в кармане которого было 36 центов, и ушла.

Она жила у знакомых, убирая их дома. Айк, конечно же, попытался вернуть Тину. Поняв, что она уже не вернется, отослал к ней четверых детей и потребовал вернуть $ 500000 за сорванные концерты, а также все заработанные ею деньги и даже драгоценности. "Ты забираешь все, что я заработала за шестнадцать лет, а я забираю свое будущее", -- ответила Тина. "Пигмалион" покрутил пальцем у виска и предрек "Галатее" скорую творческую кончину. На деле же все получилось наоборот. "Revue" без Тины перестало быть "Revue", два сольных диска Айка не снискали успеха, а напоследок сгорела его студия. Умер он в тюрьме законченным наркоманом.

Тина же, отдохнув годик, взялась за дело. Нашла новых музыкантов, нового менеджера и создала свою группу -- "Heaven 17". Завоевала пафосный нью-йоркский клуб Ritz и нашла "свою" песню Let's Stay Together. Выпустила разошедшийся десятимиллионным тиражом альбом Private Dancer, снялась в фильме Mad Max и появилась на обложке журнала Rolling Stone. Наконец, в 1985 году она получила три "Гремми" -- как "Лучшая поп-певица", "Лучшая рок-певица" и за "Лучший альбом" ("What's love got to do with it"). Теперь она могла сказать: "Меня сделал счастливой мой успех. Я не очень-то верю, что меня мог бы осчастливить какой-нибудь мужчина". Впрочем, скоро в ее жизни появился и мужчина -- Эрвин Бах, управляющий звукозаписывающей студии ЕМI в Германии. Когда они познакомились, ему было 30, а ей 48. Несмотря на разницу в возрасте, он смог стать мужчиной ее жизни, и в Швейцарии, где сейчас обитает отошедшая от дел "бабушка рок-н-ролла", ее называют "фрау Бах". Тина говорит, что не намерена больше возвращаться на сцену. Она, мол, достигла всего, ей и так хорошо. Хотя когда-то, помнится, она уже говорила нечто подобное...