1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №285 (1630) за 15.12.2003

"КРЕМАТОРИЙ" ДОРОЖИТ ВОДКОЙ И НЕ ПРИЗЫВАЕТ НА БАРРИКАДЫ"

Недавний концерт группы "Крематорий" можно было бы назвать спевкой любителей хорового пения: так дружно пел зал "Реанимационную машину", "Таню", Эльзу". Музыкантам не понадобилось "разогревать" зрителей -- запели с первой песни. Жаль только, что пресловутого сожжения шляпы не было: очевидно, после турне по Европе и СНГ у Григоряна закончились головные уборы. Слава Богу, один остался. Ведь что за "Крематорий" без Григоряна в черной шляпе? Армен был разговорчив и довольно откровенен...

"КОГДА ДОХОДИШЬ ДО ПОТОЛКА..."

-- Особенность "Крематория" -- в выживаемости. За 20 лет было 13 альбомов -- это не очень много, потому что мы старались не повторяться, не становиться рабами собственных штампов. Главное, что мы существуем до сих пор, это интерес к музыке, не пропадающий с годами. Хотя мы не очень много сделали, но зато мы не занимались графоманством, не пытались писать только потому, что нужно каждый год выпускать пластинку. Все-таки 20 лет это не очень большой срок. Группе всего 20, а есть люди (не будем показывать пальцем), которым уже 50. Мы сейчас празднуем юбилей и вспоминаем о прошлом. Символом прощания с этим прошлым явилось своеобразное аутодафе шляпы в Москве, которую было очень жаль сжигать, все-таки подарок североамериканского индейца и с ней было очень много связано. Я даже думал сжечь муляж, но это было бы неправильно и неправдиво по отношению к себе...

Мы с определенной иронией относимся к байкам о том, что "Крематорий" -- группа европейского уровня. Но для нас показательно, что сейчас, после гастролей по Германии, немцы пытаются вложить деньги в наш следующий альбом. Я не знаю, что будет дальше, но предполагаю, что концертный состав останется, а студийная работа будет кардинально изменена. К сожалению, у нас нет музыкантов с достаточно прогрессивным мышлением. Поэтому мы будем привлекать европейских студийных музыкантов. У нас нет серьезных звукорежиссеров, которые могли бы сделать нормальную запись. Когда доходишь до определенного потолка, понимаешь, что дальше музыку развивать не имеет смысла, а надо искать средства ее выражения. И вот тут возникает проблема: должны быть музыканты, способные воплотить идею автора, и те, кто эту идею может выложить на пленку.

Все песни "Крематория" имеют то, что называется смыслом. И существуют ключи, которые позволяют его понять. Главное заключалось в том, что неважно, какие тексты, неважно какая музыка. Самое главное -- создать образ. Если удается соединить эти две половинки, возникает образность мышления, и это помогает преодолеть языковой барьер. Если расширять аудиторию за счет иностранного языка в песнях, то язык может быть от китайского и испанского до английского. Но если писать музыку с использованием, скажем, китайского фольклора, то, конечно, нужно приглашать носителей этой культуры. Благо, китайцев сейчас очень много.

"НАШ УСТАВ И МАНИФЕСТ: ВОДКА"

Нам повезло с публикой: нас слушают, начиная с 14 лет и заканчивая 50-летними. И все уживаются в одном помещении. После того, как мы записали "Три источника" и "Мифологию", заметили, что наша аудитория молодеет. Этого не было раньше -- на наши концерты приходили люди в возрасте. И мы сначала не знали, как к этому относиться. Но потом все-таки решили, что если мы интересны до сих пор, это хорошо. Я просто вижу, что аудитория молодая -- в глазах нет той усталости, как у предыдущего поколения. Есть жизненность. Наверное, мы не должны определять возраст. Есть какая-то трава, которая зеленеет, и нам это нравится.

"Крематорий", конечно, страшное название, но для тех, кто знаком с нашим творчеством, оно в какой-то момент нивелируется. И вряд ли воспринимается как концлагерь, труба Освенцима или что-то в этом роде. Когда мы первый раз поехали в Израиль, там началась серьезная волна протеста, связанная с названием. Организаторы пригласили протестующую общественность, в основном, седовласых мужчин на концерт. Они пришли, и мы сейчас туда ездим и ездим. Никогда не обращайте внимания на название! Если вы увидите книжку, на которой написано "Идиот" или "Живой труп", и не прочтете из-за названия, то пройдете мимо классики. Название появилось спонтанно, и, естественно, это была какая-то дурость. Но потом это приобрело определенный смысл. Все это выражено в нашем Манифесте и Уставе Всемирного Общества Друзей Кремации и Армрестлинга, сокращенно -- Водка.

Старые рокеры занимаются чем угодно, кроме музыки. Мы не призываем на баррикады, мы не хотим бороться с попсой. Все, что мы делаем, мы делаем как эгоисты -- для себя. Только музыка, как корабль, может вывезти -- плывешь, не зная куда, но путешествие интересно само по себе. Может быть, утонешь, но утонешь честно, не приставая к политическим и партийным берегам, не рекламируя какие-то напитки и так далее. Все, что нам предлагалось по поводу политики, мы отвергали, потому что любой политикан на 99 % лгун, а возможно, у него еще и руки в крови по локоть. И прислонившись к этому, вы мараетесь. О нашем появлении говорили, как о социальном протесте. Во времена СССР это был протест разума. Я считаю, что если сегодня этот протест разума появится у старших музыкантов, тогда будет прогресс...